Среди многих экономических теорий и подходов выделяется срез самых разных «индексов», коррелирующих с модой и красотой. Разберемся, насколько они показательны и правомерны
Так называемых индексов, фиксирующих корреляцию между потребительским поведением и состоянием экономики, достаточно много, и каждая эпоха придумывает свои. Один из самых свежих — индекс сумки. Он в конце прошлого года завирусился в TikTok. Суть в том, что чем актуальнее становятся большущими сумки, тем экономическая ситуация нестабильнее. Вспомним и другие самые известные индикаторы.
Индекс помады. Его придумал глава Estee Lauder Леонард Лаудер в 2001 году. Согласно этой теории, когда наступают трудные для экономики времена, женщины начинают скупать косметику, в том числе и красную помаду. Объяснение простое: одежду, сумки и прочее покупать становится накладно и остается радовать себя доступной роскошью. Одним из подтверждений теории считается мировой рост продаж в индустрии красоты в кризисном 2008 году.
Индекс подола (Hemline Index). Он был выведен американским профессором Джорджом Тейлором в 1926 году. Суть в том, что якобы чем хуже экономическая ситуация, тем длинее становятся модные юбки и наоборот. В те времена такую закономерность профессор объяснял тем, что в кризисные эпохи женщины не могут позволить себе дорогие чулочки и прячут их под юбками. И правда, во времена великой депрессии длинные юбки вновь были в тренде после моды на среднюю длину эпохи «ревущих» 20-х. А в 60-е годы, на волне экономического роста дизайнер Мэри Куант изобрела мини-юбку и популяризировала ее.
Индекс каблука. Этот маркер был предложен экспертом из IBM Тревором Дэвисом в 2011 году на базе данных соцсетей. Согласно отчету получилось, что если каблук становится ниже, то экономическая ситуация улучшается, а чем он выше, тем она хуже. Объяснение тут может быть психологическое: когда все плохо и трудно, женщины хотят поднять себе настроение, например буквально «поднимаясь» на высоких шпильках. Один из каблучных рекордов, кстати, был замечен в 2009 году — когда 15-сантиметровые шпильки, к которым прилагались еще и большущими платформы, были на пике моды.
Есть, кстати, и «мужские» индикаторы. Один из них принадлежит американцу Алану Гринспену, экс-председателю Федеральной резервной системы, который предположил (дело было в 70-е годы), что в кризисы падают продажи мужского белья, — предмета первой необходимости, который при стабильной экономической ситуации продается в плюс-минус одних и тех же объемах. Еще 1 «мужской» показатель — индикатор галстука (чем он уже, тем все хуже).
Если обратиться к модным тенденциям, то можно видеть, что в моде узкие галстуки, также последние сезоны во всем мире набирают популярность высокие каблуки, большущими сумки (тоуты и другие), и юбки становятся не просто длинными, а иногда и пышными, вычурными. Помада? Тоже вписывается в этот логиче...