16 сентября президент США Трамп и его супруга Мелания начали трехдневный государственный визит в Соединенное Королевство. Государственный визит — это самый высокий уровень приема главы другого государства, в период пребывания в должности лидер страны может совершить его только 1 раз. В этом смысле нынешняя поездка Трампа в Британию беспрецедентна — его вторично принимают на таком уровне; в первый раз это сделала королева Елизавета II в 2019 году.
Приглашение короля Карла III премьер-министр Великобритании Кир Стармер передал главе Белого дома в феврале в Вашингтоне. «Это действительно нечто особенное. Такого никогда раньше не случалось. Это беспрецедентно. И я думаю, это символизирует крепость наших отношений. Так что это очень особенное письмо», — заявил британский премьер, отметив, что предыдущий визит Трампа в королевство «прошел с огромным успехом».
17 сентября Карл III и его супруга Камилла, принц Уильям и его супруга Кэтрин приняли чету Трампов в Виндзорском замке — резиденции британских монархов в графстве Беркшир. Туда Трампы в компании госсекретаря США Марко Рубио и спецпосланника президента Стива Уиткоффа приехали на каретах. По прибытии президент США и король проинспектировали почетный караул и отправились на обед. Позже Трамп и Карл III обменялись подарками. Президент и первая леди вручили королевской чете копию меча американского президента Дуайта Эйзенхауэра «в знак исторического партнерства», винтажную брошь Tiffany & Co в форме цветка из 18-каратного золота с бриллиантами и рубинами. Британский монарх вручил Трампу книгу в кожаном переплете, изготовленную в королевской мастерской по случаю 250-летия Декларации независимости, принятой в Филадельфии в 1776 году, а также британский флаг, поднятый над Букингемским дворцом в 2025 году по случаю инаугурации Трампа; Мелании Карл III и Камилла вручили серебряную эмалированную чашу с королевским вензелем и серебряную фоторамку.
На 18 сентября запланированы переговоры Трампа со Стармером. Они должны пройти в загородной правительственной резиденции Чекерс (графство Бакингемшир). Сначала премьер проведет экскурсию по архивам Уинстона Черчилля, затем пройдет двусторонняя встреча, далее — прием с участием крупного бизнеса обеих стран (Microsoft, Rolls-Royce, GSK). В заключение Трамп и Стармер должны дать совместную пресс-конференцию.
Трамп неоднократно говорил о своей любви к королевской семье и британской культуре. В сентябре 2022 года он выразил соболезнования в связи с кончиной Елизаветы II, заявив, что он и Мелания «всегда будут дорожить временем, проведенным с королевой, и никогда не забудут ее щедрую дружбу, великую мудрость и прекрасное чувство юмора». «Какая же она величественная и прекрасная женщина, подобной ей не было!» — написал Трамп в Truth Social.
На встрече со Стармером в Шотландии президент США назвал себя фанатом Карла III. «Я знаю его уже довольно давно. Отличный парень, отличный человек», — сказал Трамп. Его комплиментов удостоился и британский премьер: на февральской встрече в Белом доме президент США восхитился «прекрасным акцентом» Стармера. «Будь у меня такой акцент, я стал бы президентом 20 лет назад», — сказал Трамп.
Когда Трампа принимали в Виндзорском замке, в центральной части Лондона проходили акции против его визита. По данным опроса YouGov, проведенного накануне, 45% британцев сочли ошибочным его приглашение со вторым государственным визитом, тогда как 30% это решение поддержали. 71% респондентов сочли важным иметь с Трампом хорошие отношения, но лишь 26% думают, что этот визит приведет к каким-то улучшениям; более половины британцев (51%) уверены, что существенного влияния на американо-британские отношения эта поездка не окажет.
Неприятие этот визит вызвал и у некоторых представителей политической элиты. Мэр Лондона, член правящей Лейбористской партии Садик Хан, 16 сентября поддержал протестующих. «Я понимаю прагматичную позицию правительства Великобритании на международной арене и его стремление поддерживать хорошие отношения с лидером самой могущественной страны в мире, — написал Хан в колонке для The Guardian. — <…> Но также важно обеспечить, чтобы наши особые отношения включали открытость и честность друг с другом. Порой это означает быть критикующим другом и говорить властям правду, а также четко заявлять, что мы отвергаем политику страха и разобщения».
Мэр Лондона считает, что британское правительство должно четко дать понять Трампу: надо поддерживать Украину, серьезно относиться к проблеме изменения климата, прекратить введение пошлин, «которые разрывают мировую торговлю», и больше давить на Израиль, чтобы он закончил свою операцию в секторе Газа.
Протесты докатились и до Виндзорского замка. Накануне активисты спроецировали на его фасад фото Трампа с финансистом Джеффри Эпштейном, которого судили за педофилию и торговлю людьми. Связи с Эпштейном — болезненная тема для элит как США, так и Великобритании. На прошлой неделе был отправлен в отставку посол королевства в Вашингтоне Питер Мандельсон — согласно новым обнародованным электронным сообщениям, дипломат был знаком с Эпштейном ближе, чем заявлял ранее. Решение Стармера уволить посла за неделю до визита Трампа раскритиковали в британском парламенте. Депутат палаты общин от консерваторов Эдвард Ли заявил, что из-за отставки Мандельсона Трамп, должно быть, считает британцев «полными идиотами»: дело Эпштейна отныне вновь в фокусе внимания, а это значит, что на пресс-конференции Трампу будут задавать неудобные вопросы.
Опрошенные РБК эксперты сходятся в том, что беспрецедентным приглашением Лондон пытается создать благоприятный фон для развития британо-американских отношений.
«В данном случае королевская семья выступает в дополнение к дипломатическим усилиям правительства — делает максимум для того, чтобы создать благожелательный политический климат между странами, — сказала РБК ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Кира Годованюк. — Для Великобритании США — ближайший союзник, и необходимо двусторонние отношения максимально укрепить для того, чтобы это было дополнительным преимуществом британской внешней политики».
Глава Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева обратила внимание на то, что Стармер привез приглашение Трампу в феврале, когда только начались разговоры о том, что США будут вводить против других стран торговые пошлины. «Стармер Трампу очень польстил, и тогда Британия выговорила себе очень приличные условия по сравнению с другими странами — тарифы составили всего 10%. Так что тут речь идет о том, чтобы его задобрить», — сказала РБК эксперт.
О том, насколько успешна эта «политика задабривания», станет понятно 18 сентября. «Трамп привез с собой команду из топ-менеджеров и владельцев компаний высоких технологий. Страны должны подписать соглашение о сотрудничестве в этой области и в сфере кибербезопасности. И если в отношении Европы Трамп потребовал, чтобы она вкладывала деньги в США, то в ситуации с Британией готовы вкладываться уже американцы», — говорит Ананьева.
Речь идет о первом в истории американо-британском технологическом соглашении — как сообщило британское правительство, этот трансатлантический пакт должен ускорить исследования в области искусственного интеллекта (ИИ), направленные на разработку новейших лекарств и более эффективных методов лечения. В границах этого соглашения крупные американские компании пообещали вложить в британскую инфраструктуру и ИИ десятки миллиардов долларов: Microsoft готова в ближайшие 4 года инвестировать $30 млрд, Nvidia — около $15 млрд; интерес к партнерству выразили также Google, OpenAI и CoreWeave.
Для этого на северо-востоке Британии создадут «зону роста ИИ», которая получит особую поддержку властей. По оценке Лондона, будут созданы более 5 тыс. новейших рабочих мест, привлекаемые инвестиции британские власти оценивают в £30 млрд. «Объединяя усилия с компаниями мирового уровня из Великобритании и США, мы закладываем фундамент будущего, в котором вместе станем мировыми лидерами в области технологий завтрашнего дня, создадим высококвалифицированные рабочие места, принесем больше денег людям и гарантируем, что это партнерство принесет пользу каждому уголку Соединенного Королевства», — прокомментировал сделку Стармер.
В июле 2025 года Трамп посетил Великобританию с рабочим визитом. Тогда он приехал в Шотландию, где провел несколько дней на своем гольф-курорте Trump Turnberry. У него произошли встречи с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и Киром Стармером, их главной темой стали американские тарифы на товары из ЕС и Великобритании.