23–24 августа президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён посетил Японию, где провел переговоры с премьер-министром страны Сигэру Исибой. Поездка была приурочена к 60-летней годовщине нормализации отношений между двумя странами. Впервые за весь этот период глава Южной Кореи выбрал для первой зарубежной поездки Японию, а не США (Ли стал президентом в июне; после досрочных выборов, назначенных после импичмента Юн Сок Ёля, он уже встречался с Исибой на июньском саммите «Группы семи» в Канаде).
Переговоры в Токио прошли в 2 этапа — сначала в узком кругу, затем в расширенном. Общая продолжительность встреч составила около двух часов. «Я прибыл в Японию с твердым намерением решительно отказаться от прежних практик, проводя прагматичную дипломатию, ориентированную на национальные интересы, и открывая путь к ориентированному на будущее взаимовыгодному сотрудничеству между нашими странами», — заявил Ли на совместной пресс-конференции. Исиба отметил важность укрепления двусторонних связей и трехстороннего партнерства с США в условиях нынешней геополитической обстановки.
Итогом переговоров стало совместное заявление, первое за 17 лет. В нем партнеры обязались выстраивать «стабильные и ориентированные на будущее» отношения, развивая сотрудничество в сфере искусственного интеллекта и водородных и аммиачных технологий. Стороны также договорились о создании механизма консультаций для решения общих социальных и экономических проблем, таких как старение населения, снижение рождаемости, опустение сельских регионов. Как заявил представитель японского кабинета телеканалу NHK, принятие совместного документа свидетельствует, что «проблем стало меньше и отношения между двумя странами стабилизировались».
Хотя Токио и Сеул — многолетние союзники США в регионе, их двусторонние отношения долгое время оставались напряженными, прежде всего потому что Корея в 1910–1945 годах находилась под японской оккупацией и не все вызванные этим проблемы были урегулированы, а также из-за спора относительно принадлежности островов Такэсима (Токто).
Одной из самых чувствительных считается проблема «женщин для утешения» — кореянок, подвергавшихся сексуальной эксплуатации во время Второй мировой войны. В декабре 2015 года Япония официально принесла извинения за эту практику и перевела ¥1 млрд (порядка $8,3 млн по курсу того времени) в специальный совместный фонд поддержки пострадавших от сексуальной эксплуатации, объявив вопрос «окончательно и бесповоротно» решенным. Однако в 2016 году японский премьер Синдзо Абэ опять заявил об отсутствии доказательств принуждения кореянок к проституции, что вызвало протесты в Сеуле.
Еще одной вызванной оккупацией проблемой долгое время оставалось принуждение корейцев к труду на японские компании. В 2018 году Верховный суд Южной Кореи обязал японские Nippon Steel и Mitsubishi Heavy Industries выплатить компенсации работавшим на них корейцам. Японские власти отказались выполнять решение. Это привело к новому кризису в двусторонних отношениях, в итоге чего был расформирован фонд, сделанный для выплат «женщинам для утешения».
Юн Сок Ёль, ставший президентом Южной Кореи в мае 2022 года, инициировал нормализацию отношений с Японией. В марте 2023-го Сеул сам взял на себя выплату компенсаций жертвам принудительного труда. Президент США Джо Байден назвал это решение прорывным. В августе того же года в Кэмп-Дэвиде прошел первый в истории саммит США, Японии и Южной Кореи, который они назвали новой главой в истории трехсторонних отношений.
В прошлом Ли Чжэ Мён резко критиковал «сговор» между прежними южнокорейскими властями и Токио, но, став президентом, смягчил тон. В интервью «Йомиури Симбун» он удостоверил приверженность договоренностям о компенсациях жертвам принудительного труда и «женщинам для утешения», отметив: «Нет необходимости зацикливаться только на этих проблемах, и нет необходимости погружаться в них с головой». Исиба охарактеризовал его визит в Токио как возрождение челночной дипломатии между двумя странами.
После Японии Ли направился в США. На 25 августа у него запланированы переговоры с президентом Дональдом Трампом. Как отмечает Associated Press, японские официальные лица расценивают визит в Токио как свидетельство, что Ли считает сотрудничество с соседом более важным, особенно на фоне напряженности в отношениях обеих стран с США, вызванной тарифными войнами Трампа.
Сначала Вашингтон угрожал пошлинами в размере 24% для Японии и 25% для Кореи. Позже Сеулу и Токио удалось договориться о 15-процентом тарифе. Столько же составит пошлина на автомобили японского и южнокорейского производства, хотя ранее американский президент установил единый для продукции всего иностранного автопрома тариф — 25%.
В обмен Южная Корея обязалась инвестировать $350 млрд в экономику США и импортировать американский сжиженный природный газ и другие энергоносители на $100 млрд в ближайшие 4 года. Япония согласилась вложить $550 млрд в американскую промышленность, увеличить импорт риса и другой сельхозпродукции, а также закупить 100 самолетов Boeing.
Торгово-инвестиционное сотрудничество станет ключевой темой переговоров между Ли и Трампом. В состав южнокорейской делегации вошли главы крупнейших корпораций — Samsung Electronics, SK Group, Hyundai Motor и LG Group. Одновременно Сеул стремится укреплять связи с Китаем. Перед визитом в Вашингтон Ли направил в Пекин спецпосланника Пак Пён Сыка, который на встрече с главой МИД КНР Ван И выразил желание «открыть дверь для нормализации отношений между Южной Кореей и Китаем, которые в последние годы были напряженными».
Другой общей для Сеула и Токио проблемой служит давнее желание Трампа, чтобы обе страны значительно увеличили выплаты за присутствие американского военного континента на их территории, а также нарастили военные бюджеты. В мае 2025 года газета «Асахи Симбун» узнала, что Япония обсуждает возможность поднять расходы на содержание практически 50 тыс. военных США на десятки, а то и на сотни миллиардов иен (сейчас они составляют примерно ¥211 млрд ежегодно, или около $1,5 млрд).
В июле Трамп опять заявил, что южнокорейские власти платят США «очень мало» за наличие в республике 28,5 тыс. американских военнослужащих. «Южная Корея зарабатывает много денег, и они очень хороши. Но знаете, они должны платить за своих военных», — сказал он. По данным The Washington Post, американская администрация также добивается, чтобы Сеул увеличил свой военный бюджет до 3,8% ВВП, то есть практически в 1,5 раза по сравнению с показателем 2024 года.
Ли Чжэ Мёна, по всей видимости, ожидает непростой разговор в Белом доме. Прямо перед встречей Трамп написал в своей соцсети Truth Social: «ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ? Похоже на чистку или революцию. Мы не можем вести бизнес в таких условиях». Что именно имеет в виду американский президент, непонятно. Однако за последние месяцы Южная Корея действительно пережила серьезные потрясения. В начале декабря тогдашний президент Юн Сок Ёль попытался ввести в стране военное положение, но парламент проголосовал за его отмену. Впоследствии его отстранили от должности. Сейчас в отношении экс-президента и его супруги возбуждены уголовные дела, что, впрочем, не помешало Белому дому вести переговоры с администрацией Ли, избранного президентом в июне.