21 ноября в прокат вышел политический триллер «Конклав», снятый режиссером оскароносного фильма «На Западном фронте без перемен» Эдвардом Бергером. Подробнее — в материале «Сноба».
Одним абзацем
Своим «Конклавом» режиссер Эдвард Бергер подтверждает, почему его военный боевик «На Западном фронте без перемен» был одним из фаворитов прошлогодней премии «Оскар». Идеальная режиссура, тонкие юмористические акценты, плавный темп повествования, потрясающая игра актеров — «Конклав» обезоруживает профессионализмом. Но даже у настолько идеального продукта индустрии существуют изъяны, и недостаток картины Бергера кроется в отсутствии какой-либо человечности. В драме о политических страстях и тяжелом выборе в кризисные времена автор лишил своих героев почти всех чувств, превратил их в кукол, которые по приказу вычищенного сценария плачут или смеются. При этом основная идея «Конклава» диаметрально противоположна авторской интонации: как бы человек ни старался подчинить себе ход истории, она ему не подвластна.
Подробно
Умер папа римский. В Ватикан со всего мира съезжается более сотни кардиналов, чтобы провести конклав — выборы нового лидера католической церкви. Руководит священным процессом декан Коллегии кардиналов Томас Лоуренс (Рэйф Файнс) — он хотел отказаться от высокого сана, но папа попросил его остаться, будто бы зная, что только ему удастся вынести тяжелую ношу организатора. Кандидат в папы от Лоуренса — американский либеральный кардинал Альдо Беллини (Стэнли Туччи), не верящий в свою победу.
Как только в Ватикан прибывают все выборщики, сразу намечаются фавориты и появляется «темная лошадка». Консерваторы Жозеф Трембле (Джон Литгоу), Гоффредо Тедеско (Серджио Кастеллитто) и Джошуа Адейеми (Лусиан Мсамати) симпатичны очень многим, но никто из них не обладает большинством голосов. Неожиданно для всех о себе заявляет кардинал Винсент Бенитес (Карлос Диес): его имя нигде публично не разглашалось, потому что мужчина руководил миссией в Кабуле. Вскоре Лоуренс узнает, что у каждого громкого претендента на роль нового папы есть тайна, которая может помешать им взойти на престол. Перед ним стоит вопрос: начать расследование и «порыться в чужом грязном белье» или остаться более нейтральным и наблюдать, как лениво движется голосование?
Сама идея снять кино о выборах папы римского подталкивает к истории политической борьбы, интриг и тайных собраний. Сначала кажется, что «Конклав» Эдварда Бергера, обладателя «Оскара» за фильм «На Западном фронте без перемен» (2022), идет именно по этому пути. Тревожная музыка, ночные переговоры кардиналов, обвинение фаворитов голосования в тяжелых грехах и так далее — Бергер прекрасно выстраивает детективный саспенс. Сюжет «Конклава» будто бы взял все лучшее от романов Агаты Кристи, где подозреваемые в убийстве оказываются заперты вместе со следователем в одном помещении, — в случае с фильмом Бергера герой подчиняется указу почившего папы и старается как можно лучше провести выборы. Только если детектив служит правосудию и его задача однозначна (поймать преступника), то положение персонажа Файнса намного сложнее. На протяжении всей картины он думает о своем влиянии на ход событий и задается вопросом, имеет ли вообще право присматриваться к подозрительным кардиналам и выводить их на чистую воду. Этическая неопределенность, метания кардинала Лоуренса, показанные Файнсом, оживляют расчетливое произведение Бергера.
Казалось бы, Эдвард Бергер уже зарекомендовал себя победой на «Оскаре» и стал частью общества заслуженных постановщиков, только у «Западного фронта без перемен» и «Конклава» одна общая проблема — холодная режиссура, не фокусирующаяся на людях. Это удивительно, потому что Бергер умел ставить человека в центр искусства: его немецкоязычная драма о двух оставленных матерью братьях «Джек» (2014) была полна тончайших чувств и переливов души. Как в «Западном фронте без перемен» Бергер увлекся постановкой боев и драматизмом событий, так и в «Конклаве» — ритуальностью мероприятия. Он мастерски показывает процесс выборов, как с каждым днем растет интрига, и объясняет суть закулисных игр — этого у режиссера не отнять.
Хотя фильм идет ровно два часа, Эдвард Бергер успевает раскрыть несколько сюжетных линий и каждой уделить достаточно внимания. Можно сказать, что дело не в таланте автора — кино основано на одноименном романе успешного британского писателя Роберта Харриса, поэтому Бергеру нужно было только следовать по протоптанной для него тропинке. Это суждение лишь частично справедливо, потому что кино — это искусство времени, режиссеру нужно было выстроить темп повествования и рассчитать монтаж (он в «Конклаве» достоин всех наград). С задачами постановщика Бергер прекрасно справляется, поэтому единственное, чего не хватает его кино, — это внимания к людям в кадре. Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Изабелла Росселлини (ей досталась маленькая, но яркая роль главы монахинь) и другие актеры прекрасно играют, только порой кажется, что им дали команду быть более сдержанными в экспрессии и представить, будто все они находятся на скамье подсудимых. Конфликт между живой актерской экспрессией и холодной режиссурой виден в яркой сцене, где герой Файнса срывается и плачет от скорби по умершему папе, а потом резко вспоминает о своей неофициальной роли детектива и продолжает искать «улики», компромат на кардиналов.
Голосование в «Конклаве» довольно прямолинейно транслирует основную идею фильма — политический выбор всегда тяжел и представляет собой большую ношу. Лоуренс прямо говорит, что он так старается не ради бога, а ради исполнения последней воли почившего папы — вопросы духовные в картине второстепенны. Намного важнее волевое решение личности, которая либо берет на себя груз ответственности и вмешивается в исторический процесс, либо остается «нейтральным» наблюдателем, зная, к чему может привести бездействие. Столь пафосное и прямолинейное моралите Эдвард Бергер в финале все же подвергает сомнению, напоминая себе и зрителю, что в этой жизни невозможно все контролировать. На что-то есть только воля божья.
Автор: Дмитрий Елагин