«У меня произошла замечательная беседа с уважаемым президентом Беларуси Александром Лукашенко», — написал 15 августа в Truth Social президент США. Этот разговор Трамп провел по пути на встречу с российским коллегой В. В. Путиным в Анкоридже (штат Аляска). Его темой было освобождение 16 заключенных, которых Лукашенко помиловал за полтора месяца до этого. По словам Трампа, они также обсудили с белорусским лидером освобождение еще 1,3 тыс. заключенных и российско-американский саммит на Аляске. «С нетерпением жду встречи с президентом Лукашенко в будущем», — резюмировал глава Белого дома. Чуть позже он поблагодарил президента Белоруссии, назвав его «могущественным лидером», и выразил надежду на то, что Минск освободит еще 1,3 тыс. человек.
Офис Лукашенко сообщил, что президент по ходу беседы пригласил Трампа с семьей в Минск и что это приглашение было принято. «Что касается осужденных. Разговор по этой теме состоял в том, что президент США поблагодарил главу белорусского государства за решения, принятые в отношении 16 человек, — рассказала пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт. — Наш президент в ответ сказал, что мы не останавливаемся и в этом направлении работали и работаем».
За 31 год, что Лукашенко находится у власти, это его первый телефонный разговор с президентом США. Инициировал его, по информации Минска, именно Трамп. Представитель республики в ООН Валентин Рыбаков, который участвовал в беседе в качестве переводчика, назвал этот разговор «историческим событием», поскольку он стал «первым существенным контактом» Лукашенко с президентом США (в активе Лукашенко также состоявшаяся в 1995 году на полях Генассамблеи ООН встреча с Биллом Клинтоном, но ее, по словам Рыбакова, «нельзя назвать полноценной»). После Трампа Лукашенко поговорил с его юристом и спецпосланником Джоном Коулом, который за минувшие полгода побывал в Белоруссии несколько раз.
США и Белоруссия установили дипломатические отношения в декабре 1991 года, в 1992-м в Минске было открыто американское посольство. Выборы 1994 года, в итоге которых президентом стал Александр Лукашенко, в Вашингтоне назвали «свободными и справедливыми», впрочем дальнейший ход электорального процесса критиковали. Так, после президентских выборов 2006 года, которые, по оценке США, не были «ни свободными, ни справедливыми», Вашингтон ввел санкции против девяти государственных учреждений и 16 физических лиц, включая Лукашенко. В 2008 году «в связи с ухудшением ситуации в области прав человека» США усилили санкции, Минск в ответ выслал американского посла и 30 из 35 работавших в республике американских дипломатов.
После того, как в 2015 году Лукашенко помиловал 6 белорусских оппозиционеров, США несколько ослабили санкции. В 2019 году в границах нормализации отношений Минск и Вашингтон договорились назначить послов — с американской стороны была одобрена кандидатура Джули Фишер. После президентских выборов 2020 года, на которых опять победил Лукашенко, и вызванных этим протестов и массовых арестов среди оппозиции, критики и санкций западных стран Белоруссия отозвала агреман Фишер, а затем стала ограничивать работу американского посольства (Фишер стала спецпосланником по Белоруссии и работала в Вильнюсе; в 2023 году ее в качестве временного поверенного заменил Питер Кауфман).
28 февраля 2022 года посольство США в Минске приостановило свою работу «в связи с ролью Белоруссии в содействии полномасштабному вторжению РФ на Украину». Американским гражданам, которые находятся в республике и нуждаются в консульских услугах, Госдепартамент рекомендовал «как можно скорее и безопаснее покинуть страну» и обратиться за помощью в диппредставительства США в других странах. Согласно официальной позиции Минска, республика сохраняет контакты с Вашингтоном и «выступает за предотвращение эскалации и совместный поиск решений существующих проблем через равноправный диалог».
Дипмиссию США в Минске возглавляет временный поверенный Майкл Крайдлер, который сменил Кауфмана в июле 2025 года, посольство Белоруссии в Вашингтоне — Павел Шидловский. О возобновлении деятельности своего посольства в Минске США не сообщали.
«Главное изменение в двусторонних отношениях в том, что начался какой-то разговор. Он идет уже более полугода в закрытом режиме, и только в последние несколько месяцев на поверхность стали выходить какие-то детали, — сказал РБК глава совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман. — Импульсы к тому, чтобы разговор начался, исходили еще в последние месяцы [46-го президента США] Джо Байдена — его администрация ставила вопрос о том, чтобы начать с Минском диалог. Но Минску было резоннее подождать новейшую администрацию».
О том, как в последние годы Лукашенко ведет конфиденциальный диалог с американской администрацией, в свой статье подробно рассказал корреспондент Time Саймон Шустер, которого президент Белоруссии пригласил в Минск взять у него интервью. По его информации, с момента, как Трамп вступил в должность, представители США приезжали в республику по меньшей мере 5 раз. Лукашенко, утверждает Шустер, пытался привлечь внимание Трампа, выступая в роли консультанта американских чиновников по вопросу, как вести дела с Кремлем, и заверяя их в готовности Москвы к переговорам по Украине.
«Американцы подыграли. В течение месяца после инаугурации Трампа в январе американские официальные лица совершили первый из как минимум пяти визитов в Минск, чтобы выяснить, чего может добиться Лукашенко, — говорится в материале Шустера, вышедшем в начале августа после его поездки в Минск. — В ходе этого процесса им удалось ослабить представление о Беларуси как о государстве-изгое, добиться освобождения нескольких известных политзаключенных и открыть незаметный канал связи с Кремлем через Минск». По информации Шустера, США использовали этот канал для того, чтобы продвинуть идею саммита Путина и Трампа, имея в виду, что встреча двух лидеров лицом к лицу поможет вывести украинское урегулирование из тупика. «Роль Лукашенко, по его мнению, заключалась в том, чтобы найти способ для Трампа и Путина встретиться и положить конец войне», — пишет Шустер.
Президент Белоруссии, отвечая в ходе интервью на вопрос Шустера о том, как в этом контексте он взаимодействует с Вашингтоном и Москвой, рассказал, что представители США иногда просят его что-то передать в Кремль. «Я говорю [им]: «Хорошо, вот это, это, это я передам». И я честно это всегда делал. Мы созванивались [с Путиным] через день, через два, может, на следующий день, и я ему говорил, и при встрече: «Владимир Владимирович, вот так, так, так, и как будем действовать? Может, по этому каналу надо что-то ответить им?». Он всегда отвечал на эти вопросы», — пояснил механизм взаимодействия Лукашенко (видеозапись его интервью опубликовали и белорусские государственные СМИ).
В конце января Лукашенко «в качестве жеста доброй воли» освободил гражданку США Анастасию Нюфер, задержанную в декабре 2024 года; причина ее ареста официально не сообщалась, но, по данным The Associated Press, он мог быть связан с протестами 2020 года. Вопрос о ее освобождении в разговоре с Рыбаковым до этого ставил заместитель помощника госсекретаря США по Восточной Европе Кристофер Смит, который в феврале посетил Минск, став первым сделавшим это чиновником администрации Трампа (примерно тогда же Москву в первый раз посетил спецпосланник Трампа Стив Уиткофф, после чего произошёл обмен российским и американским заключенными).
Спустя несколько месяцев в Минск прибыла американская делегация во главе с Джоном Коулом, а 21 июня в республику в сопровождении Коула и Смита приехал спецпосланник президента США генерал Кит Келлог. В тот же день стало известно, что Лукашенко помиловал 14 заключенных — в основном это были граждане других стран (Латвии, Польши, США, Швеции, Эстонии, Японии); в числе освобожденных — кандидат на выборах 2020 года Сергей Тихановский (после его задержания кандидатом от оппозиции стала его супруга Светлана). Как заявила Наталья Эйсмонт, «решение об освобождении Тихановского было принято президентом исключительно из гуманных соображений, с целью воссоединения семьи».
2 июля Лукашенко помиловал еще 16 человек. Есть ли в этом списке кто-либо из политиков, арестованных после выборов 2020 года, не ясно; известно лишь, что речь идет о восьми женщинах и восьми мужчинах, трое из которых старше 50 лет, двое страдают хроническими заболеваниями, у одного инвалидность.
Центральная тема американо-белорусского диалога — все, что касается российско-украинского конфликта, отмечает Прейгерман, а двусторонние отношения обсуждаются по касательной. «Думаю, есть основания ожидать, что после беседы на высшем уровне пойдет некоторое движение по двусторонней повестке. Но этого недостаточно, чтобы говорить, что впереди какое-то прорывное развитие отношений, потому что у них есть целый комплекс проблемных вопросов», — говорит эксперт.
То, что Белоруссия важна для Соединённых Штатов в первую очередь в контексте конфликта на Украине, говорит и белорусский политолог, директор центра «Северная Евразия» Алексей Дзермант. «Своими заявлениями Трамп снижает напряженность, которая была до этого. С другой стороны — да, есть визиты и посты в соцсетях, но конкретных шагов мы не видим, — сказал РБК эксперт. — Трамп говорит, что хотел бы видеть освобожденными еще 1,3 тыс. человек, заключенных якобы по политическим мотивам. Мы, естественно, не признаем, что мотивы политические. Но что Беларусь получит за это? Где та же отмена санкций? Пока этого нет».