Как на самом деле выглядел Иисус: по какой причине мы представляем его не таким?

Про Казань 3 часов назад 9
Preview

На протяжении многих веков изображение Иисуса Христа остаётся одним из самых распространённых в истории искусства.

Его образ с длинными каштановыми волосами, бородой и пронзительным взглядом стал символом, который легко узнают даже те, кто не знаком с Библией. Однако, задумывались ли мы когда-нибудь, откуда именно взялся этот конкретный образ Иисуса? Какова реальная внешность Иисуса Христа, если мы посмотрим на это с исторической и научной точки зрения?

Отсутствие прижизненных описаний

Прежде чем погружаться в детали того, как выглядел Иисус, важно отметить, что у нас нет никаких прижизненных описаний Его внешности. Евангелия, как главные источники о жизни Иисуса, не содержат указаний на Его рост, цвет глаз или другие черты лица. Эти священные тексты повествуют о Его словах, чудесах и учении, но не описывают внешность. Это также важно, потому что для ранних христиан внешний облик Иисуса не имел значения — их вера основывалась на Его учении, а не на внешности.

Как создавался образ Иисуса: наука и искусство

Если исключить художественные интерпретации, и обратиться к антропологическим исследованиям и историческим фактам, то мы получаем совершенно иную картину. На основании археологических раскопок и антропологических исследований, учёные, изучив черепа людей той эпохи, утверждают, что Иисус, вероятно, был невысокого роста, около 160-165 см, что было вполне нормой для того времени. Известно, что Иисус был евреем, родившимся в Галилее в I веке н.э. В такой культурной и социальной среде длинные волосы были непрактичны, особенно для плотника, каковым был Иисус. Более того, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам упоминается, что для мужчин было неприемлемо носить длинные волосы, что указывает на принятую в иудейской культуре норму коротких волос.

Кроме того, кожа Иисуса, вероятно, была смуглой, а физический труд и скитания не позволяли иметь полную фигуру. Таким образом, внешне Иисус ничем не выделялся среди людей своего времени. Пророк Исаия в Ветхом Завете даже предсказал, что Мессия не будет обладать ни величием, ни привлекательной внешностью, чтобы люди веровали не из-за Его внешнего вида, а из-за внутренней сути.

Ранние христианские изображения

В первые годы христианства изображения Иисуса были крайне редкими, а тем более — неявными. Находясь под угрозой преследования, ранние христиане не могли открыто изображать Иисуса в традиционном смысле. В римских катакомбах были найдены символичные изображения: Христос изображался как Доброго Пастыря (молодой человек с овечкой на плечах), рыбы (что было акронимом «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель»), ягненка или пеликана. Эти образы имели скрытый смысл и позволяли избежать прямых изображений.

Как возник классический образ Иисуса: от катакомб до мозаик

С принятием христианства в IV веке, когда оно стало государственной религией Римской империи, перед художниками возник вопрос: как создать видимый и понятный образ Иисуса для широкой аудитории? Как изобразить того, чей реальный облик был неизвестен? Ответ на этот вопрос был найден в богословии и древнегреческой и римской культуре. Художники начали создавать образ Христа, не как исторического персонажа, а как Богочеловека, воплотившего в себе одновременно божественную и человеческую природу.

Один из самых ранних примеров такого подхода — это роспись в катакомбах Коммодиллы, датируемая концом IV века. Она иллюстрирует, как ранние христианские художники стали изображать Христа в стиле, схожем с изображениями античных философов, которые традиционно изображались с бородой и в философских тогу.

Золотой и пурпурный образ Христа

С развитием христианской иконографии Христос стал изображаться как небесный царь и судья, или Пантократор. Он сидел на троне, облачённый в золотые и пурпурные одежды, символизируя императорскую власть. Эти цвета были традиционно связаны с Римской империей и её величием. В этих иконографиях Христа изображали как фигуру, схожую с античными философами: он был облачён в гиматий, с книгой или свитком в руках и спокойным, серьезным выражением лица.

Со временем такие изображения слились в единый образ, который стал основой христианской иконографии. Он вобрал в себя символы императорской власти и божественного величия, а также философскую традицию.

Образ Христа в иконописи: Синайская икона Пантократор

Одним из самых ярких примеров таких ранних изображений является икона «Христос Пантократор» из Синайского монастыря. Эта икона, датируемая VI веком, изображает Христа как божественного судью и милующего Спасителя. Лицо Христа на иконе асимметрично: левая сторона (с точки зрения зрителя — правая) изображена с более строгими чертами, с пронзительным взглядом и в руке — Евангелие, как символ Судии. Правая сторона лица более мягкая, её выражение более сострадательное. Это отображает сочетание двух природ Христа — человеческой и божественной.

Таким образом, иконописцы не пытались создать точный портрет Иисуса, а передавали через изображение богословский смысл. Большие глаза символизировали «всевидящее око», а асимметрия лица подчеркивала его двойственную природу — божественную и человеческую.

Реальный Иисус и канонический образ: что мы можем заключить?

Когда мы пытаемся ответить на вопрос о том, как выглядел Иисус, важно понимать, что существует два разных ответа. Исторический Иисус из Назарета, вероятно, был невысоким, смуглым человеком с короткими волосами, который ничем не выделялся среди своих современников. Однако канонический образ Иисуса, который сложился в искусстве, не является попыткой реконструировать его реальный внешний вид. Это скорее богословский концепт, который воплотил в себе идею о Христе как Богочеловеке, Спасителе и Царе Небесном.

Читать продолжение в источнике: Про Казань
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'