Разработчики беспилотных автомобилей борются в эти дни за миллионные гранты. Сегодня на полигоне особой экономической зоны «Алабуга» стартовали заезды в рамках технологического конкурса «Пятый уровень». Машинам приходится проходить трассу рядом с другими участниками дорожного движения. Репортаж Алмаза Хакимова.
Сдать экзамен на вождение беспилотник должен «по-человечески». На дорогу выезжает автомобиль с грузом в полтонны. Отличный результат — если грузовик проедет более 90 километров, словно под управлением профессионала. Осложняют испытания более ста инцидентов: они возникают при движении между терминалами погрузки и разгрузки, встречаются на дороге и манекены.
Беспилотник реагирует и на пешеходов. На этой зебре дорогу перебегает подросток, участник соревнований, назвали его «Гошей». Это чисто российская разработка.
В пути могут быть и другие сложности, к примеру, смена дорожного покрытия с асфальтового на грунтовое. Машина с задачами справляется, все это заложено в программу разработчиками, но если что-то пойдет не так, движение могут остановить, контроль на себя возьмет реальный водитель — это условия испытаний.
За движением беспилотной машины дистанционно следят судьи. Нарушения бывают: автомобиль, к примеру, может подрезать другого участника или включить не тот поворотник.
«Делаем повторы, делаем скриншоты нарушений и фиксируем в нашей электронной системе по тайм-кодам», — рассказала Людмила Федосова, заместитель главного судьи конкурса «Пятый уровень».
На машине более десяти датчиков слежения и сканирования местности. Вот как камеры видят всё в радиусе 360 градусов.
«Это машина времени, которая позволяет те достижения, которые появились бы, может быть, через пять-семь лет, переместить в сегодняшний день», — отметил исполнительный директор фонда «НТИ» Михаил Антонов.
Машины проходили испытания на трассах, где скорость выше, чем в городе. Техника не сбоила и идеально выполнила поставленную задачу.
«Отрабатывает сто случаев из ста. Да, мы готовы заезжать в города. Этот конкурс продвинул дальше разговор о том, что мы можем ездить между городами. А можем ли в городах? Да, можем», — подчеркнул главный эксперт конкурса «Пятый уровень», президент Ассоциации транспортных инженеров Султан Жанказиев.
К испытаниям все больше внимания в российских регионах. Ранее машины тестировали на Дмитровском автополигоне Московской области, сейчас проходят на площадке особой экономической зоны «Алабуга».
«В рамках науки много общего, и здесь мы вот хотим взять роль координатора. Но пока в Академии наук акцент сделаем на авиационные беспилотные системы», — отметил президент Академии наук Республики Татарстан.
Команда разработчиков, победившая в конкурсе, получит многомиллионный приз. Деньги пойдут на дальнейшую работу беспилотных машин.
Сообщение На полигоне ОЭЗ «Алабуга» начали тестировать беспилотные автомобили появились сначала на ГТРК "Татарстан".