По данным на август 2025 года, более 17,7 миллиона детей в России посещают дополнительные занятия в различных секциях по творческим, научным и техническим направлениям. Ученый Пермского Политеха Валерий Литвинов объяснил, как правильно подобрать кружки и секции для ребенка, сколько занятий не перегрузит нервную систему и можно ли заставлять детей посещать дополнительные занятия.
Как выбрать секцию для ребенка?
Многие родители выбирают секции для детей, опираясь на их характер и темперамент. Например, спокойного ребенка отправляют на шахматы, а активного — на спорт. Однако, как объяснил Литвинов, ориентироваться только на темперамент не стоит, так как характер у детей меняется. Застенчивый малыш может стать общительным подростком, а активный — сосредоточенным.
Главным критерием выбора должен быть интерес ребенка. Родители должны предложить различные варианты и помочь ему найти то, что ему действительно нравится. Иногда для этого стоит вместе посетить спортивные соревнования или сходить на выставку.
Должны ли родители заставлять детей ходить на секции?
Некоторые родители боятся перегрузить ребенка и предпочитают не заставлять его посещать дополнительные занятия, если ему не нравится. Однако Литвинов предупреждает, что перекос в сторону отказа от дисциплины тоже может быть вреден. Детям в этом возрасте сложно оценить, насколько полезными могут быть занятия в будущем. Поэтому важно, чтобы родители помогали ребенку преодолевать трудности и не позволяли ему бросать занятия после первых неудач.
«Дисциплина нужна, но не в форме жестких рамок. Иногда стоит позволить ребенку столкнуться с трудностями и преодолеть их», — подчеркивает Литвинов.
Какое количество секций не перегрузит ребенка?
Для маленьких детей, особенно в начальной школе, важно иметь время на отдых и игру. У дошкольников должно быть 3–5 часов свободного времени, у младших школьников — 2–3 часа. Литвинов отмечает, что хотя нагрузка важна, важно контролировать ее интенсивность. Если ребенок записан сразу на несколько секций, он может столкнуться с переутомлением, стрессом и даже проблемами со здоровьем.
«Важно, чтобы ребенок не перегружался. Нормальный режим должен включать время для отдыха», — советует специалист.
Как сравнивать ребенка с другими?
Сравнение с другими детьми может быть полезным, но только если оно не основано на негативных эмоциях. Например, фраза «Твой друг хорошо знает английский, хочешь научиться?» будет мотивировать ребенка развиваться, в то время как сравнение в духе «Почему ты не учишься как твой одноклассник?» может привести к снижению самооценки.
Литвинов утверждает, что важно поддерживать ребенка, помогать ему понять, что каждый человек развивается в своем темпе, и что здоровая мотивация заключается в стремлении стать лучше, а не в слепой гонке за результатами.
Дети должны иметь время для отдыха и игры, а не только для учебы и занятий в секциях. Дополнительные занятия должны дополнять основное образование, а не заменять его. Грамотный баланс между школьной нагрузкой и дополнительными занятиями поможет ребенку развиваться гармонично, сохраняя интерес и мотивацию.
Источник: Naked-Science.