Конфликт между ядерными державами обостряется. Вооруженные силы Индии, страны, обладающей ядерным оружием, заявили, что атаковали 9 целей в соседнем Пакистане — по-видимому, в ответ на смертоносное нападение на туристов в апреле. Пакистан угрожает последствиями.
После этого обе страны ввели санкции друг против друга, включая высылку граждан и пошли на сокращение дипломатических отношений.
Эксперты считают особенно серьезным решение Индии приостановить так называемый Договор о водах Инда. Он регулирует использование воды по обе стороны Инда и его притоков. Исламабад назвал приостановление действия договора актом войны и пригрозил соответствующими контрмерами.
Регион Кашмир в Гималаях разделен между Пакистаном и Индией, но обе страны претендуют на всю территорию. Истоки конфликта восходят к колониальной эпохе. В 1947 году британцы предоставили независимость Индийскому субконтиненту и разделили его. Раздел привел к образованию нового мусульманского государства Пакистан, рядом с преимущественно индуистской Индией. Такое разделение и по сей день продолжает подпитывать ожесточенное соперничество. С момента обретения независимости две страны провели друг против друга 3 войны, две из которых — из-за Кашмира.
Напряженность между двумя странами чрезвычайно возросла после нападения в туристическом городе Пахалгам, в итоге которого погибли 26 человек. Индийские и пакистанские солдаты уже больше недели ведут ночные перестрелки из стрелкового оружия вдоль границы, разделяющей их страны. Хотя никто не взял на себя ответственность за атаку, Нью-Дели обвинил в ней Исламабад, который категорически это отрицает.
Нью-Дели нанес «авиаудары» по «трем регионам» Пакистана, рассказала пакистанская армия, упомянув 2 города в пакистанском Кашмире и третий в штате Пенджаб, граничащем с Индией. Корреспонденты Agence France-Presse в пакистанском Кашмире и Пенджабе услышали несколько громких взрывов. «Мы нанесем ответный удар в то время, которое выберем», — заявил представитель армии Пакистана генерал-лейтенант Ахмед Чаудри.
(Le Monde — о предыстории конфликта)
В 2019 году, во время последней конфронтации между двумя странами, после нападения-смертника на индийский военный конвой, в итоге которого погибли 40 человек, ВВС Индии ждали двенадцать дней, прежде чем начать воздушный налет на базы «Джаиш-е-Мухаммад» в регионе Балакот (в 50 км от контрольной линии, где располагались учебные центры и тренировочные лагеря исламистской группировки, заявившей о нападении). Это были первые воздушные налеты на пакистанскую территорию со времен войны 1971 года. В течение двух лет 2 врага обменивались ударами вдоль линии контроля, пока не достигли соглашения в феврале 2021 года.
На этот раз, в отличие от 2019 года, ответственность [Пакистана за атаку в Пахалгаме] официально не была подтверждена. Индия обвиняет Исламабад в том, что он стоит за атакой в Кашмире, но не предоставила никаких доказательств причастности Пакистана. Малоизвестная организация под названием «Фронт Сопротивления», связанная с «Лашкар-э-Тайба» (террористическая организация, запрещенная в РФ. — РБК), изначально взяла на себя ответственность за нападение, но затем заявила, что ее сайт был взломан, обвинив индийские власти в фальсификации информации.
За 6 лет две воюющие стороны значительно усилили мощь своей авиации. Индия закупила истребители Rafale с ракетами Scalp с радиусом действия 400 км, которые позволяют ей атаковать цели, не заходя на территорию противника. А Пакистан приобрел китайские истребители J-10CE, чтобы заменить французские Dassault Mirage.
«Справедливость восторжествовала».
Во вторник стало известно, что правительство, размышляя над ответом на теракт Пахалгаме, работает над военной стратегией, направленной на сдерживание враждебного поведения Пакистана. Это было четкое послание, направленное военным и службам безопасности высшим политическим руководством за по итогам недели консультаций. Как рассказали источники The Indian Express, в ходе этого процесса были рассмотрены все возможные варианты, включая военное возмездие. В высших эшелонах правительства росло осознание того, что система сдерживания, созданная после авиаудара в Балакоте в феврале 2019 года, «сошла на нет», и пришло время ее восстановить, рассказали источники.
События, произошедшие в среду (атака на Пакистан, вечер 6 мая по московскому времени. — РБК) последовали за серией встреч на высоком уровне, в которых принимал участие премьер-министр Нарендра Моди, советник по национальной безопасности Аджит Довал, начальник ВМС адмирал Динеш Трипати, главный маршал ВВС Арджан Сингх. Они обсуждали оперативную готовность и варианты возмездия. Моди также встретился с министром обороны Раджнатхом Сингхом в понедельник, чтобы обсудить критически важные политические вопросы и закупки в интересах вооруженных сил.
Индия нанесла точечные удары по девяти террористическим целям в Кашмире и Пакистане под прикрытием масштабных военных учений вблизи границы с участием истребителей [российского производства] Су-30МКИ и [французских] Rafale, которые отрабатывали боевые действия.
Индия демонстрировала свою мощь, проводя тренировки и учения с боевой стрельбой, невзирая на то, что вдоль линии контроля (ЛК) продолжаются перестрелки, а пакистанские войска берут в прицел индийские позиции.
Юго-Западное командование, базирующееся в Джайпуре, также проводит учения для подготовки к специальным операциям с использованием вертолетов. Они включают в себя высадку спецназа в глубине вражеской территории, в том числе с помощью вертолетов Ми-17. Аналогичные учения были проведены базирующимся в Джаландхаре корпусом Ваджры в координации с индийскими ВВС.
Точный характер ударов индийской стороны был неясен — были ли это ракеты, запущенные с самолетов, пуски ракет с земли. Жители Музаффарабада, столицы пакистанской части Кашмира, сообщили, что слышали пролетающие над ними самолеты. По их словам, по-видимому, целью ударов был участок в сельской местности недалеко от Музаффарабада, который когда-то использовался группировкой боевиков «Лашкар-е-Тайба» (террористическая группировка, запрещенная в Росии), базирующейся в Пакистане.
Представитель пакистанской армии заявил, что атаке подверглись еще 4 объекта. В том числе — Бахавалпур в провинции Пенджаб, где располагается религиозная семинария, связанная с Джаиш-и-Мохаммадом (исламистская террористическая организация в Кашмире), а также Котли — город в Кашмире.
Удары Индии — это обострение конфликта. Пакистанское правительство ранее пообещало отреагировать на любую индийскую агрессию. Обе страны имеют возможность нанести друг другу колоссальный урон.
На фоне внутреннего недовольства и экономических бед пакистанские военные столкнутся с необходимостью решительно отреагировать на любое нападение Индии, рискуя эскалацией. Исламабад при этом имеет тесные связи с Пекином — в частности, китайский проект «Один пояс, 1 путь» проходит через управляемый Пакистаном Кашмир.
Сторонам не хватает надежных посредников. Хотя госсекретарь США Марко Рубио на этой неделе призвал обе стороны к деэскалации, дипломаты считают, что Америка не контактирует со сторонами так же интенсивно, как в 2019 году.
Возникшие несколько лет назад надежды международного сообщества на то, что США и Китай могли бы вместе играть более конструктивную дипломатическую роль в Южной Азии, не оправдались. Возможно, Нью-Дели и Исламабаду в значительной степени удастся урегулировать нынешний конфликт, не позволив ему выйти из-под контроля. Дипломаты видят за воинственной публичной риторикой некоторые признаки желания сделать это. Но цена любого просчета может быть катастрофической.