«Конка, конка, догони цыпленка!»: почему любовь к трамваям в Москве не ослабевает

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 1 день назад

Что менялось в столичном трамвае с годами и почему москвичи до сих пор любят этот вид транспорта с 6 апреля 1899 года, когда по Москве прошел первый вид этого транспорта.

Электрификация РФ началась задолго до революции, и первый электрический трамвай вышел в рейс по улицам Москвы еще в конце XIX столетия. До этого по Москве ходили конки. Их вагоны двигались по рельсам, но тянуло их не электричество, а лошади. С появлением трамвая дни конок были сочтены — они оказались слишком медленными. «Конка, конка, догони цыпленка!» — кричали мальчишки, завидев ее вагон. Трамваю повезло больше.

Открытие трамвайного движения в столице было торжественным. Первых пассажиров, среди которых были «начальствующие» и другие важные гости, провезли по маршруту от Бутырской Заставы до Петровского парка и обратно, но прежде в «электрическом парке» возле Башиловки произошёл торжественный молебен, на который приехало все столичное начальство. Когда гости вновь прибыли к Бутырской Заставе, их пересадили на конки и отвезли в гостиницу «Московская», где произошёл торжественный обед. Первый тост был, разумеется, за здоровье императора.

Скорость трамваев была на тот момент удивительной — 25 верст в час. Интервал между движением составлял 14 минут, а проезд стоил 6 копеек. Трамваи шустро завоевали сердца москвичей, и трамвайная сеть стала заменять сеть конок. Пути строили даже там, где маршрутов до сих пор не было. К 1909 году в Москве было уже 19 трамвайных маршрутов, а общая протяженность рельсов составляла 192 километра. К 1912 году конки практически исчезли.

Уже тогда москвичи стали присваивать трамваям имена. Аннушкой называли трамвай, который с 1911 года ходил по Бульварному кольцу. Это был маршрут А — Аннушка. А трамвай, который ходил по Садовому, прозвали Букашкой.

В годы Гражданской войны трамвайные вагоны практически исчезли с улиц столицы. Не было ни вагоновожатых, ни кондукторов, ни инженеров. Вновь на улицы города трамваи вышли только в 1921 году, после того как по столице был брошен клич «Возродим московский трамвай!».

«Жужжит Аннушка, — писал в очерках о жизни Москвы писатель Михаил Булгаков. — Звонит, трещит, качается. По Кремлевской набережной летит к храму Христа. Обыкновенная совпублика — пестрая, многоликая масса, что носит у кондукторов название “граждáне”, — ездит на трамваях. Бог их знает, откуда они берутся. Кто их чинит, но их становится все больше и больше… <…>…Большею частью ни встать, ни сесть, ни лечь, но бывает и просторно».

А вот как описывали трамваи того времени знаменитые Ильф и Петров: «Триста человек в принудительных объятиях друг у друга едут по делам. Конечно, идет обмен репликами, раздаются крики с мест, слышатся стоны, кряхтенье и, наконец, голос доведенного до отчаяния кондуктора, который говорит стихами: “Двиньтесь, граждане, вперед, встаньте между лавочек!”

Москва ...