Со дня крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» прошло уже две недели.
Мазут залег на дно в акваториях Черного и Азовского морей, периодически его выбрасывает на берег штормом. Он просачивается вглубь почвы на десятки сантиметров, приходится выкапывать его вместе с песком.
Волонтеры и спасатели уже собрали почти 40 тыс. тонн загрязненного грунта, при том что в море вылилось около 4 тыс. тонн. Чтобы остановить повторные выбросы нефтепродуктов на пляжи, нужно убрать их из самой воды. Есть быстрые способы, но они могут навредить экосистеме, поэтому экологи рекомендуют дождаться, пока море очистится естественным путем.
Катастрофа федерального масштаба
Нефтяной танкер, как и любой корабль, не застрахован от крушения. Но он перевозит токсичное вещество, которое при попадании в море может привести к экологической катастрофе.
«Неужели нельзя хранить нефть в таких цистернах, которые бы не выпустили ее наружу даже при крушении»? – это один из самых популярных вопросов в связи с ЧП в Керченском проливе. Вопросы вызывает и техническое состояние судов, которое превысило максимальные сроки эксплуатации.
Интересно, что из танкеров вылилось только около 40% топлива. Всего же на борту кораблей было примерно 9 тыс. тонн мазута. Почему почти половина оказалась в воде, пока неизвестно.
Мы не знаем, сколько точно мазута вылилось и на какой глубине он осел. Особенно с учетом того, что был сильный шторм и он распространился по акватории на 40-50 километров,
— отметил Владимир Дьяченко, доктор географических наук, профессор, заместитель директора по научной работе новороссийского филиала КубГТУ.Тысячи волонтеров вместе со спасателями продолжают чистить пляжи в Анапе и Темрюкском районе. Однако масштабы экокатастрофы слишком велики, чтобы регион справился самостоятельно.
26 декабря после визита на побережье главы МЧС Александра Куренкова на Кубани ввели федеральный режим ЧС. В этот же день в зоне крушения судов установили специальное оборудование для откачки оставшегося мазута с кораблей. Сейчас также важно собрать мазут со дна, чтобы остановить его повторные выбросы на берег.
Джин из пробирки
В сети множество мнений по поводу того, как очистить море максимально быстро. Так, в качестве одного из способов предлагается использовать искусственные бактерии, которые якобы способны переработать весь мазут за короткое время.
Теоретически – это неплохой метод, но он таит в себе много опасностей, считает биолог член экологического совета при губернаторе Кубани Вениамин Голубитченко. В беседе с «Краснодарскими известиями» он отметил, что поведение микроорганизмов непредсказуемо и они могут навредить морской экосистеме.
Для начала нужно провести лабораторные и натурные исследования, чтобы понять, как эти бактерии будут себя вести. Может получиться так, что они будут конкурировать с естественными микроорганизмами, которые обитают в Черном море. В итоге станет только хуже,
— подчеркнул собеседник «КИ».В качестве неудачного опыта использования бактерий Голубитченко привел случай в Мексиканском заливе. Туда запустили синтетические бактерии для очистки воды от нефтепродуктов. Вскоре появились сообщения о заболевании, которое назвали «синей чумой». Оно стало причиной гибели огромного количества птиц, рыб и прочих животных, обитавших в Мексиканском заливе.
Тем временем в СМИ появилась новость, что быстро очистить море от мазута может технология «Аэрощуп», которую изобрели ученые Томского госуниверситета. По словам разработчиков, химическое вещество позволяет снижать концентрацию нефти в донных отложениях в десятки раз. Ранее его уже успешно испытали на реках и в портовых зонах. Однако для использования в море нужны подводные беспилотники, которых в стране пока нет.
Любое вмешательство в естественную среду нужно проводить аккуратно: мы должны точно знать, что это не навредит. Нельзя выпускать джина из бутылки в надежде, что он решит все наши проблемы. Лучше, чтобы мазут переработали местные бактерии. Да, в этом случае процесс займет несколько лет, а не несколько месяцев, но, по крайней мере, он естественный и безопасный. Не стоит забывать о двух важных правилах в экологии: природа знает лучше, и природа переварит все,
— подчеркнул биолог.Среди безопасных способов очистки – абсорбенты. Но их можно использовать только для загрязнений на поверхности воды. Мазут быстро превращается в комки и перестает уходить на дно, после чего его можно легко убрать с помощью мусоросборщиков. Что качается сбора нефтепродуктов с глубины, то водолазные работы крайне дорогие, малопроизводительны и могут проводится только в очень благоприятных погодных условиях.
На каждую тонну мазута нужно по водолазу и месяц времени, что нереально. Поэтому единственный способ поднять мазут на берег – специальные установки для откачки нефтепродуктов. Они работают по принципу ассенизаторских машин: погружают хобот в воду и всасывают вещество, отделяя его от воды. В дальнейшем воду можно отфильтровать уже на береговых установках и вернуть обратно в море,
— пояснил Вениамин Голубитченко.Эколог также обратил внимание на огромную потерю анапских песков. Вместе с мазутом уже выкопали около 40 тыс. тонн. И это не предел — объемы могут вырасти до 200 тыс. тонн.
Убывает ширина и толщина Тузлинской и Витязевской косы. В результате лиман может соединиться с морем. Рано или поздно это произойдет в любом случае, но чем больше песка мы теряем, тем больше шансов, что это случится уже при нашей жизни,
— уточнил Голубитченско.Опыт прошлых лет
Мазут с нефтяных танкеров попадает в Черное море не первый раз. Похожая катастрофа произошла в Керченском проливе в ноябре 2007 года. Во время сильного шторма разломился пополам танкер «Волгонефть-139». В результате, по разным подсчетам, в море вылилось от 1 тыс. до 2 тыс. тонн мазута, что как минимум вдвое меньше, чем сейчас.
После этого в Керченском проливе ученые фиксировали 50-кратное превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в воде, а также массовую гибель рыбы и птиц. Спустя год после ЧП очистить акваторию и побережье полностью не удалось. Общий ущерб от экокатастрофы Минприроды тогда оценило почти в 6,5 млрд рублей.
По прогнозам экологов, на полное очищение морской воды после разлива 2024 года может уйти несколько лет.