Уже несколько дней тысячи добровольцев устраняют последствия разлива мазута с потерпевших крушение танкеров на Кубани. С пляжей Анапы и Темрюкского района они собирают загрязненный грунт в мешки, которые отвозят на утилизацию. Работы проходят вдоль береговых линий протяженностью около 40 км. 23 декабря стало известно, что в очистке побережья от нефтепродуктов участвуют уже 10 тыс. человек.
Член экологического совета при губернаторе Вениамин Голубитченко назвал случившееся крупнейшей экологической катастрофой 21 века на Черном море. При этом последствия могли быть еще масштабнее, если бы в акваторию вылился не мазут, а нефть.
По предварительным данным, произошла утечка около 4 тыс. тонн нефтепродуктов. При этом к утру понедельника сообщалось о вывозе уже 14 тыс. тонн загрязненного песка, что в 3,5 раза больше объемов разлитого мазута. Если бы это была нефть, ситуация оказалась бы еще плачевнее. Нефть более текучая. Попав на берег, она бы пропитывала песок не слоями, а насквозь. Пришлось бы рыть почву гораздо глубже, объемы собранного загрязненного грунта были бы в сотни раз больше,
— пояснил собеседник «КИ».По мнению Голубитченко, к ликвидации последствий разлива мазута должны подключиться федеральные ведомства, так как в одиночку регион не справится. Сейчас большую часть работ выполняют волонтеры, ощущается нехватка спецтехники.
Нужна помощь на федеральном уровне. Необходимо, чтобы в работу включились нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, у которых есть все ресурсы и которые понимают, как максимально оперативно организовать этот процесс,
— объясняет эколог.Один из самых действенных и безопасных методов сбора нефтепродуктов — физико-химический: на загрязненный участок воды или почвы высыпается сорбент, после чего нужно дождаться, когда он поглотит нефтепродукты.
Нужны сборщики нефтепродуктов с поверхности, маломерные суда, с которых можно разбрасывать абсорбент. Мы видим, что в регионе нет объектов, которые могут утилизировать такие объемы уже собранного загрязненного грунта, поэтому нужно искать места, где это можно сделать,
— добавил эксперт.Во время прямой линии 19 декабря президент России Владимир Путин сообщил, что с пострадавших танкеров вылилось 40% нефтепродуктов от общего объема, который они перевозили. Голубитченко уверен, что сейчас важно откачать весь оставшийся мазут, чтобы не допустить его дальнейшего распространения по акватории. Для этого нужны специальные суда.
Мазут – это высокомолекулярная фракция нефти. Она не очень текучая, а зимой и вовсе вязкая, поэтому не образует пленки на поверхности моря, а собирается в комки и оседает на дне. Долгое время мазут будет выбрасываться на берег. Желательно собирать его со дна, но это гораздо дольше и дороже, нужно привлекать водолазов и специальные насосы. Масштаб катастрофы очень большой, на полное очищение моря могут потребоваться десятилетия,
— заключил эколог.При этом Голубитченко считает, что предстоящему курортному сезону ничего не грозит, так как к лету большая часть мазута будет собрана. Его по-прежнему будет выбрасывать штормом на берег, но уже не в таком количестве.