Лариса Миля, старший инспектор по делам несовершеннолетних, майор полиции в отставке, проработала в Туапсинском линейном отделе более двух десятилетий. Она не просто полицейский, а педагог-психолог со стажем. Всех ребятишек, с которыми ее сводила судьба на вокзалах, помнит поименно. Интересовалась потом, как сложились их судьбы. К счастью, у многих хорошо, потому что вовремя вмешались, помогли, спасли.
Пять дней от роду, а уже на вокзале
В те годы дети часто убегали из дома. Прятались в электричках, ехали автостопом, ночевали на вокзалах. Бежали и с севера, и из средней полосы России в теплые края. В 2008 году был принят так называемый детский закон Краснодарского края (КЗ №1539), обязывающий родителей круглосуточно контролировать детей младше 7 лет и запрещающий детям находиться одним с 22.00 и до утра на улице и в общественных местах. Полиции стало проще пресекать подобные случаи.
Некоторые истории, которыми делится Лариса Миля, невозможно слушать без содрогания. Например, случай, произошедший в 2010 году. Поздним вечером в дежурку позвонили: на вокзале заметили пьяную женщину с младенцем. Мамаша совсем неадекватная, вот-вот уронит младенца.
Я быстро приехала. Смотрю, у нее в одной руке сильный энергетик, в другой — плачущий ребенок. Я понимала, если не заберу дитя сейчас, он рухнет на кафель,
— вспоминает инспектор.Уговорила-таки отдать малыша, схватила его и побежала в отдел. Лариса никогда не забудет, как неслась к кабинету, прижимая к груди крошечного человечка, а в висках неистово пульсировало. Мать, которую еле сдерживал наряд полиции, орала вслед проклятия. Добежала до дежурной части. Нужно же срочно оформлять документы, чтобы передать младенца медикам:
Прошу коллег подержать ребенка, а они боятся — он такой маленький, как бы не навредить. Помог только казак-дружинник, ветеран Афганистана. Покачал малыша, пока я писала бумаги. Мальчик успокоился, начал улыбаться… Отвезли его в инфекционную больницу, там проверили состояние здоровья. На следующий день горе-мамаша ворвалась ко мне с криками: «Верните сына!» Оказалось, ему всего пять дней от роду, представляете?! Я потом интересовалась его судьбой. Эту женщину лишили родительских прав, а ребенка усыновила хорошая семья.
«Запрограммировал» дочь на скитания
В том же 2010 году в Краснодарский край сбежал житель Санкт-Петербурга, похитивший у бывшей жены 10-летнюю дочь. Жили в лесных шалашах, вместе ходили по поездам, пели и попрошайничали. Грязные, запущенные, ни о какой гигиене там и речи не шло. Что подвигло некогда приличного специалиста в технической сфере на безумные ретриты в другой части страны, неизвестно. Сам он называл свои скитания «гастролями» и был убежден, что поступает правильно.
Девочка однозначно находилась под сильным психологическим воздействием. Слушалась его во всем. После того как их поймали, не шла со мной на контакт, потому что считала меня виноватой в том, что я их с папой остановила,
— вспоминает инспектор.Правоохранители искали беглецов по всем вокзалам и станциям, патрулировали улицы, опрашивали людей. Ходили не в форме, а в гражданской одежде, лишь бы не спугнуть. Однажды Лариса ехала на вокзал и вдруг заметила отца с дочкой в автобусе. Поняла, что медлить нельзя: выйдут на остановке — и все, затеряются. Водитель отказался содействовать в поимке, а коллеги были еще в пути. Тогда отважная женщина решилась на задержание. Прижала папашу. Он высокий, сама — чуть выше 1,50 метра. Мужчина испугался поначалу, но потом резко повалил ее и бросился бежать с дочкой на руках. К такому повороту сотрудник полиции была готова, ведь на службе всякое случается. Поразило другое: окружающие равнодушно перешагивали через нее и шли дальше, хотя она кричала: «Помогите задержать этого человека!». Впрочем, беглецов вскоре настигли.
Догнали мы с коллегами эту парочку у путей. Знали, что они все равно придут к электричкам. Помню, отец в дежурке бросил мне: «Ну что, победила?» Я спокойно ответила: «Я просто выполнила свою работу»,
— рассказала Лариса Миля.Камни для вайнов
— Лариса, что изменилось сегодня? Угроз на железной дороге стало больше или меньше, на ваш взгляд?
— Беспризорников стало меньше. Без документов теперь далеко не уедешь. На железной дороге усилены меры безопасности, в том числе антитеррористические. Но опасности все те же. Только раньше камни в поезда дети кидали из любопытства, теперь — для вайнов. Рискуя жизнью, залазят на вагоны ради селфи. Поэтому, как и 20 лет назад, инспекторы ПДН проводят профилактические беседы, с наглядными примерами. Рассказывают школьникам обо всех потенциальных опасностях. Объясняют, что в электричке может ехать знакомый или родственник кого-то из ребят, а тут прилетит чей-то камень и оставит его без глаза. Взрослых же призывают: «Видите ребенка у путей — окликните, отведите за руку в сторону, позовите полицию. Одна минута может спасти жизнь». Особенно важно это донести перед длинными летними каникулами.


