Протереть пыль… по паспорту реставрации
В выпуске №85 (7013) от 27 июля 2024 года мы рассказывали о том, кто и как реставрирует музейные экспонаты из разных материалов — от стекла до керамики и дерева. Но процесс сохранения нашего культурного и исторического наследия требует не только скрупулезной работы научных сотрудников — необходимо и обычное бытовое обслуживание, так называемый клининг. Поэтому прежде чем приступить к «лечению», а порой и «воскрешению» предметов, проводят их профилактику: очищают от пыли, жировых отложений — всего того, что приводит к порче или даже гибели экспонатов.
Загрязнения влияют на продолжительность жизни, поскольку, помимо внешних дефектов, создают благоприятные условия для вредителей.
Санитарные дни проводятся в музее раз в квартал. В них принимают участие сотрудники, отвечающие за предметы в той или иной экспозиции, хранители фондов и непосредственно реставраторы, на плечах которых и лежит уход за экспонатами. Если есть признаки того, что предмет пора реставрировать, чистить либо консервировать, за дело берется специалист.
Особняком среди методов очистки стоит обеспыливание. Если в домашних условиях влажная уборка — дело, как говорится, житейское, достаточно вооружиться тряпкой или щеткой, то в стенах музея эта процедура требует участия специалиста и составления паспорта реставрации. В документе указывается, какую процедуру провели и при помощи каких инструментов. Главное — учитывать материал, из которого сделан предмет.
К примеру, дерево подлежит исключительно сухой обработке. А вот бумагу, как ни странно, можно промывать водой, после чего класть под пресс и высушивать. С фарфором и стеклом проще. Здесь можно использовать привычный всем способ: класть экспонат в таз с теплой водой, в которой разведено хозяйственное мыло. Так удаляются даже самые застарелые загрязнения,
— рассказывает Марина Смертина.Не составляет труда на первый взгляд и чистка тканевого предмета. Тот же рушник: промокнул влажными дисками — и все тут. Однако реставратору необходимо сначала взять пробу на текучесть красителя, поскольку лицевая ткань, подкладка или элементы вышивки могут полинять, а вывести разводы ох, как непросто.
Сыплется шерсть или перья? Это кожеед
Кстати, помимо хозяйственного мыла, специалисты задействуют и другие, казалось бы, примитивные способы очистки: например, детский порошок. Он более щадящий, чем другие химические средства. Не обходят стороной и эмульсии для чистки ковров: их используют для элементов, служащих декорацией к экспонатам. А что насчет естественнонаучной коллекции музея? Взять, к примеру, мохнатое чучело белого медведя с тебя ростом. Как провести для него банный день?
Фен с подачей холодного воздуха — наше спасение. Заметьте, именно холодного, поскольку горячий пересушит материал. Берем и против шерсти выдуваем пыль. Если этого периодически не делать, на чучеле поселится моль или кожеед. Кстати, польза чистки еще и в том, что она позволяет сделать пробу на зараженность экспоната: если при малейшем дуновении с предмета сыплется шерсть или перья, в нем поселился кожеед. Он настолько крохотный, что видно лишь чехольчики от личинок: взрослое насекомое выходит, оставляя после себе эти пустые оболочки,
— поясняет эксперт.Вредители — злейший враг экспонатов из шерстяных тканей, порой от них остается лишь горстка праха. Часто страдают солдатские шинели: платяная моль настолько изувечит вещь, что она становится похожа на решето. Такие повреждения уже не заштопать.
В витрины, куда любят заглядывать насекомые, сотрудники музея раскладывают пластинки от моли. Но они токсичны и быстро выветриваются, поэтому лежат только в закрытых контейнерах. Открытые пространства обрабатывают аэрозолями. Для энтомологических коллекций популярно средство естественного происхождения на экстракте чабреца — тимол. В конверт, сложенный из салфеток, насыпают щепотку этого зелья и кладут его к экспонатам.
Чучелам птиц тоже наводят марафет: то, что пернатые успешно делают при жизни клювом, теперь в бережных руках реставратора. Им укладывают пинцетом выбившиеся перышки, а пластиковые зрачки промывают мыльным раствором.
Металл не любит влажности, а дерево, кожа и ткани — сухости
Помимо пыли, самым распространенным видом загрязнения является кожный жир. Посетители музейных экспозиций часто норовят коснуться экспоната, мол, руки же чистые. Но, потрогав, допустим, шлем из металла, мы непременно оставим на нем след, который впоследствии приведет к коррозии. Именно поэтому сотрудники работают в перчатках, чтобы предотвратить малейшее попадание жировых выделений на ткань, бумагу и другие материалы.
Наша главная задача — не допустить того, чтобы экспонат загрязнился или получил повреждения, и для этого мы стараемся создать все условия, включая температуру и уровень влажности в помещении,
— продолжает главный хранитель фондов.Для большинства предметов комфортны следующие показатели: от 18 до 24 градусов тепла и 40-55 процентов влажности. Есть и те, которые требуют особых условий. К примеру, любым кино- и фотоисточникам необходима пониженная температура, иначе со временем они рассыхаются. В хранилищах пленка и вовсе лежит в холодильной камере.
Металл же не любит влажности. Если ее уровень в помещении высок, предметы из этого материала рискуют получить диагнозы: коррозия, бронзовая болезнь и др. И только чистка их не спасет: реставратору придется снимать повреждения борами и консервировать экспонат специальным составом либо же помещать его в слабый раствор кислоты.
Консервация предмета предотвращает на какое-то время его разрушение. Но переборщить с этим процессом, как и с самой чисткой, нельзя. Любое воздействие на экспонат может иметь и побочные эффекты. Ведь известно, что одежда, которую мы постоянно стираем, меняет свой вид и форму, а частый уход за серебром повреждает его верхний слой. Это же касается и предметов, которые даруют музею люди. Если они в хорошем состоянии, их не подвергают лишний раз чистке.
Дерево, кожа и ткани, напротив, боятся сухости. У нас был неприятный случай с картиной «Казак Мамай», представляющей народное творчество жителей юга России. В один из отопительных сезонов красочный слой на ее поверхности начал трескаться и картину пришлось изымать из экспозиции «на лечение». Чтобы предотвратить подобное, используем в помещениях увлажнители воздуха, а иногда и домашние способы: ставим емкости с водой, раскладываем влажные тряпки. Помогает,
— делится собеседница.Борьба с ультрафиолетом и копотью
К слову, об отопительном сезоне. Два раза в год, перед его началом и после окончания, музейные помещения обрабатывают от насекомых. Для этого используют различные инсектицидные средства, как правило, безо-пасные для человека, но не для хладнокровных. Плинтусы, системы вентиляции, дверные и оконные проемы — все должно быть обработано.
Следят специалисты и за освещением. Здесь, как и с уровнем влажности, все индивидуально: изделия из камня и металла не сильно чувствительны к свету в отличие от бумаги, ткани и кожи. Особую опасность представляют солнечные лучи. Под воздействием ультрафиолета ткани стремительно выцветают даже из-под стекол витрин. Причем, пока предмет не изъять из экспозиции, можно и не заметить то, что сторона, на которую, казалось бы, не попадал свет, нещадно изменила свой оттенок.
В том числе по этой причине мы не экспонируем длительное время одни и те же предметы, особенно фотоснимки. Согласно правилам, по истечении полугода их нужно отправить на «отдых» в хранилище и заменить другими, например, сканированными копиями. А пока экспонат на глазах у посетителей, мы тщательно измеряем люксометром уровень освещения и по необходимости корректируем его. На всех окнах висят светозащитные шторы, отсекающие источники прямого света,
— поясняет Марина Смертина.Есть еще один, пусть и непопулярный, но весьма заметный источник загрязнения — копоть. Образуется она в процессе пожара, и не обязательно в самом здании музея. Если источник возгорания по соседству, копоть может осесть на экспонаты, проникнув через вентиляцию, оконные проемы и витрины. Последние, хоть и герметичны, имеют уплотнители, но не дают стопроцентной защиты. Поэтому сотрудники уделяют особое внимание пожарной безопасности, системам пожаротушения. Также музейным учреждениям запрещено находиться в одном зале с предприятиями по типу кафе и ресторанов, где идет процесс приготовления блюд.
Ранее «КИ» подробно рассказали, как кубанцы пополняют музейные «копилки» и какие предметы быта становятся экспонатами.
Совершите также вместе с нами экскурсию в Литературный музей Кубани.
Сообщение Как ухаживают за экспонатами в музеях? появились сначала на Краснодарские известия.