По платным трассам (оптимальный по времени маршрут)
Самый быстрый путь из Москвы до Крымского моста проходит по федеральной магистрали М-4 «Дон» с использованием всех ее платных участков, а в Краснодарском крае дорога сворачивает на новую скоростную трассу А-289 к Крымскому мосту. Общая протяженность такого пути около 1540 км, время в пути – порядка 18–19 часов без учета длительных остановок.
Полная стоимость проезда на легковом автомобиле по всем платным участкам составит приблизительно 5600 ₽ (в одну сторону). Эта сумма включает оплату платных отрезков на М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара (около 4600 ₽ в будний день на авто I категории по актуальным тарифам на 2025 год) и нового платного участка А-289 в Краснодарском крае (~750 ₽). Ниже приведены основные платные отрезки маршрута и их тарифы для легкового автомобиля (I категория):
- М-4 «Дон» – от Москвы до Краснодарского края: на трассе М-4 имеется несколько платных участков в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях. Суммарно проезд по М-4 до Краснодарского края обходится порядка 4600–4800 ₽ (в зависимости от дня недели). В пределах Краснодарского края на М-4 действуют два платных сегмента: с 1119 км по 1195 км (длина ~76 км, тариф ~250 ₽) и с 1195 км по 1319 км (~124 км, тариф ~330 ₽). Эти отрезки позволяют объехать заторы и населенные пункты на подъезде к Краснодару по скоростной дороге.

- А-289 (Краснодар – Крымский мост) – новая скоростная трасса длиной 119 км, открытая в конце 2024 года. С 22 апреля 2025 года она эксплуатируется в платном режиме по системе «Свободный поток» без шлагбаумов. Проезд по всей трассе для легковых автомобилей составляет 750 ₽ (от станицы Марьянской под Краснодаром до города Темрюк). На этом участке нет светофоров, дорога категории IБ позволяет значительно сократить время пути – примерно 2 часа от Краснодара до Крымского моста вместо ~6 часов по старой дороге.

Таким образом, общая стоимость поездки по платному маршруту (Москва – Крымский мост) для легкового авто – около 5600 ₽ в будние дни. Время в пути – около 18–19 часов чистого движения (может варьироваться в зависимости от трафика и количества остановок). Использование платных магистралей обеспечивает более высокую среднюю скорость и экономию времени. По оценке ГК «Автодор», с открытием новой трассы А-289 минимальное время в пути от Москвы до Крыма может достигать ~16 часов (при непрерывном движении без пробок).
Альтернативный маршрут (бесплатные дороги)
Существует и более экономичный маршрут, позволяющий избежать платных участков, однако это увеличивает продолжительность поездки. Основная идея – использовать дублеры и обходы для платных отрезков М-4, а также старую трассу через населенные пункты в Краснодарском крае вместо новой платной А-289.
Маршрут без платных дорог: из Москвы можно ехать по М-4 «Дон», но перед началом каждого платного участка съезжать на параллельные бесплатные отрезки (старую трассу через близлежащие города и села) и возвращаться на М-4 после окончания платного сегмента. Все платные участки М-4 имеют альтернативные бесплатные дороги, хотя и менее комфортные (как правило, это более узкие дороги через населенные пункты). В Краснодарском крае вместо трассы А-289 придется воспользоваться дорогой Краснодар – Темрюк через Славянск-на-Кубани (старая двухполосная дорога, частично совпадает с маршрутом А-146 Краснодар – Верхнебаканский). Этот путь проходит через станицу Новомышастовскую, город Темрюк и далее выводит к Крымскому мосту. Он не требует оплаты, но существенно медленнее: расстояние примерно то же (около 1600 км), однако движение проходит по населенным пунктам.
Время в пути по бесплатному маршруту может достигать 22–24 часов. Например, отказ от новой магистрали А-289 возвращает необходимость ехать от Краснодара до Керченского пролива по старой дороге – это около 360 км, на преодоление которых уходит ~6 часов. Кроме того, объезды платных секций М-4 приводят к дополнительным задержкам (ограничения скорости, светофоры, городской трафик). В сумме альтернативный маршрут может быть на 4–6 часов дольше по сравнению с движением по платным дорогам. Зато прямые дорожные расходы на оплату трасс будут нулевыми – платить нужно будет только за топливо и сопутствующие расходы. Такой маршрут подойдет тем, для кого приоритет – экономия средств, а не времени.
Сравнение маршрутов
Для наглядности сопоставим два варианта поездки:
Общая длина маршрута | ≈ 1540 км | ≈ 1600 км |
Время в пути | 16–19 часов | 22–24 часа |
Стоимость проезда | ≈ 5600 ₽ | 0 ₽ (только топливо) |
Скорость движения | Высокая (скоростные трассы) | Низкая (через населенные пункты) |
Дороги | М-4 «Дон» (платно) + А-289 (платно) | Дублеры М-4 + старая дорога Краснодар – Темрюк |
Плюсы | Быстро, без пробок, хорошее покрытие | Экономия на проезде |
Минусы | Высокая стоимость | Медленно, пробки, светофоры, узкие участки |
Как видно, платный маршрут позволяет выиграть несколько часов, что особенно важно в дальних поездках. В то же время, экономный маршрут привлекателен отсутствием дорожных сборов – пригодится тем путешественникам, которые стремятся минимизировать бюджет поездки ценой увеличения времени в дороге.
Задействованные платные участки и их тарифы (I категория): На пути Москва–Крымский мост при движении по платному маршруту водитель легкового автомобиля оплачивает следующие участки:
- М-4 «Дон», 21–633 км (Московская, Тульская, Липецкая обл.) – несколько отрезков, суммарно ~1500 ₽ (в будни).
- М-4 «Дон», 633–1091 км (Воронежская обл.) – бесплатно (на 2024 г. плата взимается с 741 км, этот участок был введен позже).
- М-4 «Дон», 1091–1119 км (Ростовская обл.) – 120 ₽.
- М-4 «Дон», 1119–1195 км (Краснодарский край) – 250 ₽.
- М-4 «Дон», 1195–1319 км (Краснодарский край) – 330 ₽.
- Дальний западный обход Краснодара (Краснодарский край) – 300 ₽.
- А-289, 0–119 км (Краснодарский край) – 750 ₽.
Все указанные цены действительны для легковых автомобилей; на выходные и праздничные дни тарифы могут быть несколько выше (как правило, на 10–20%). Для грузовых ТС тарифы выше в 2–3 раза. Платные участки можно оплатить либо банковской картой/наличными (на классических пунктах оплаты), либо с помощью транспондера при проезде через безостановочные рамки.