Преподавать кубановедение, родившись на Дальнем Востоке

Краснодарские известия 2 часов назад 31
Preview

«КИ» пообщались с учителем истории Александрой Владимировной и узнали, как совмещать роли супругов и коллег.

Он вскопал дачный участок, а она влюбилась

Александра Владимировна и Алексей Владимирович родом из Хабаровска. Оба с детства увлекались спортом, и это хобби не только стало их профессией, но и сплело воедино судьбы. А знакомство пары произошло в обстановке, казалось бы, далекой от романтики:  на даче.

Тренер из института физической культуры привел на соседний участок студентов, чтобы те помогли хозяевам, а заодно и моей семье, вскопать землю. Я сразу приметила самого скромного из троих юношей, но подойти не решилась. К тому же он старше на два года. Когда поступила в тот же институт, увиделись с ним случайно в коридоре, улыбнулись, разговорились — так и познакомились,

— вспоминает Александра Федореева.

Мужчина отучился на тренера по лыжным гонкам, а его будущая супруга играла в сборной края по баскетболу. Но была в ее жизни еще одна страсть — история. Студентка много читала, интересовалась прошлым нашей страны и однажды, оглянувшись вокруг, всерьез задумалась: а тот ли путь я выбрала? Может, оставить спорт и поступить на истфак? Лишних знаний не бывает, поэтому, получив первое образование, девушка поступила на заочное отделение педагогического университета.

Позже мы поехали по распределению в Бурятию. Я устроилась в местную школу, где тренировала команду по баскетболу и параллельно вела уроки истории. Там же учителем физкультуры работал муж. Быть не только супругами, но и коллегами, да еще в одном спортзале, тяжело, особенно первые годы. Спорили и ссорились только так. К примеру, я уверяла его, что такой-то ученик — золото, а он в ответ: «Вон, смотри, твое золото на крылечке стоит, сигарету потягивает». Потом привыкли и, наоборот, стали во всем помогать друг другу,

— продолжает собеседница.
Фото: архив респондента

«На моих глазах школьники уходили в криминал»

Спустя пять лет чета Федореевых переехала в поселок Горин Хабаровского края. Неподалеку гремело строительство Байкало-Амурской магистрали. Александра Владимировна вспоминает о 30 годах, прожитых там, с теплотой.

Все жители были одной большой семьей: вместе справляли праздники, гуляли на свадьбах. Жаль, что в 90-е годы прошлого века БАМ затух, и настали хоть и интересные, но непростые времена,

— говорит она.

Супруги по-прежнему работали в школе. Но времени и сил на споры уже не оставалось: из-за нагрузки они порой забывали о существовании субботы и воскресенья: уроки, соревнования и тренировки шли чередом. Кажется, что при таком бешеном ритме шансы на выстраивание счастливых семейных отношений весьма скромны.

А вот и нет! Напротив, это сблизило нас — ценили каждую минуту, проведенную вместе,

— переубеждает меня Александра Федореева.

За каждым ужином пара устраивала своего рода педсовет — всегда находилось, что  обсудить. Так, в школе учились и работали иностранцы, общение с которыми после открытия «железного занавеса» было для педагогов в новинку. К примеру, один из коллег Федореевых, американец Энтони Лад все время повторял: «У вас очень хорошая система образования». А ученики из Китая с интересом сравнивали расписание уроков здесь и в своей стране. Но было и то, о чем собеседница вспоминает с горечью и сожалением.

Наблюдала за тем, как ребята, будучи школьниками, уходили в криминал. Каждый день, стоя у доски, разъясняешь им, что от организованных преступных групп нужно держаться подальше. Мальчишки смотрят, слушают, а глаза — пустые. Все потому, что они уже там, в той среде, и ты бессилен против этого,

признается учитель.
Фото: архив респондента

Все началось с каменного топора

Помимо преподавания истории и физкультуры, Александра Владимировна занималась общественной работой. В 2005 году по ее инициативе в школе поселка Горин открылся историко-краеведческий музей «Эхо». Название ему выбирали всем коллективом.

Все началось с того, что маленький щупленький мальчик, сидящий всегда молча на последней парте, принес на урок каменный топор. Орудие он нашел во время рыбалки с отцом. Несмотря на плохую успеваемость, сообразил, что это сделано руками человека, а не природы. Я поставила ему за находку пять пятерок в ряд,

— делится Александра Федореева.

Затем кто-то принес старый утюг и, что называется, пошло-поехало. Всем поселком пополняли музей экспонатами. Сначала выделили уголок в классном кабинете — там расположились керосиновый фонарь, глиняный горшок, прялка и другие предметы ушедших лет, которые позднее переместились в отдельную комнату. Причем не только ушедших, но и будущих.

В наш музей попал стационарный дисковый телефон с «вертушкой». Я попросила подключить его к общей телефонной сети в кабинете завуча. Во время экскурсии на этот телефон позвонили — дети охали и ахали от удивления! Ведь мобильники тогда еще только появлялись, сами понимаете, поэтому голос зазвучал словно из ниоткуда,

— рассказывает собеседница.

В 2016 году семья Федореевых переехала из Хабаровского края в Краснодарский — поближе к дочери, которая вышла замуж и обосновалась в столице Кубани. Александра Владимировна вынуждена была передать свое музейное детище в руки коллег-преемников. На тот момент в фонде насчитывалось около тысячи экспонатов.

Фото: архив респондента

Баловаться на уроке? Зачем?

Оказавшись в Краснодаре, супруги не раздумывая пошли трудоустраиваться в одну и ту же школу — а как иначе? Но обстоятельства сложились так, что пришлось разойтись, как говорится, по разным берегам: он в школу №50, она — в 65-ю.

Сказать, что было непривычно — не сказать ничего. Взять, к примеру, корпоративы, ведь мы всю жизнь их организовывали, участвовали в них вместе. Теперь эта тема закрыта  — друг без друга мы никуда,

— говорит Александра Федореева.

Учебные заведения теперь хоть и разные, но профессия и ее преимущества остались теми же: каждое лето в распоряжении Федореевых двухмесячный отпуск. Проводят они его, разумеется, вместе. «Ну что, куда рванем?» — традиционный вопрос в семье в преддверии длинных выходных.

Очень любим путешествовать: раньше за границу, а сейчас по нашей необъятной стране. Где бы ни оказались, не можем пройти мимо образовательных учреждений. Помню, в Китае увидели, как на школьном дворе марширует большая группа детей. Спрашиваем у учителя: «Правда ли, что в ваших классах бывает по 60 учеников? — «А то и по 70», — улыбнулась она. «Ну а с дисциплиной как?» — продолжаем диалог. В ее глазах недоумение.  «Балуются на уроке?» — «А зачем? — с искренним интересом ответила нам учитель. Вот так. А в наших школах вопрос с дисциплиной стоит очень остро,

— рассказывает собеседница.

По ее словам, плюсы нынешней системы образования — это более демократичные, по сравнению с советским прошлым, отношения между учителями и учениками, а также информатизация. Последняя тенденция, к слову, влечет за собой и минус — гаджеты.

Дети не вникают в рассказ учителя и совсем не общаются друг с другом на перемене, а все из-за телефонов. Хорошо, что с этого года введен запрет на пользование ими во время урока,

— убеждена педагог.

«Я уже не дрессировщик тигрят, а дирижер оркестра»

Сейчас Александра Владимировна преподает историю, обществознание и кубановедение в 106-й школе. Учитель физической культуры в их семье теперь только один — Алексей Владимирович. Кстати, дети и внуки Федореевых продолжателями педагогической династии не стали — считают, слишком тяжел этот труд.

Но его нельзя назвать неблагодарным. Мне очень повезло и с учениками, и с их родителями. Однажды мама с сыном пришли нарядные прямо к нам домой, чтобы поздравить с Днем учителя: музыка, воздушные шары, букет цветов…Когда с мужем в окно увидели это «обмундирование», подумали, у кого-то свадьба, а оказалось нет, это к нам,

— отмечает женщина.
Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Александра Федореева признается, что раньше, заходя в кабинет, представляла себя в роли дрессировщика, чьи тигрята — ученики. С годами эта установка изменилась: она —  дирижер и должна заставить звучать этот оркестр, придать ему организованность и выразительность.

Главное — любить детей и давать волю творчеству, а остальное приложится. Когда я переехала сюда, мне сразу поручили вести уроки кубановедения. Мне, педагогу с Дальнего Востока, представляете? Первая реакция — смех, потом испуг. Подумав, решила, что это же здорово: изучать историю края, то, чем он живет, вместе с детьми. Поначалу, когда начинала уроки со слов: «Наш родной край» — сердце щемило. Но сейчас произношу это с чистой совестью и любовью,

— заключает Александра Федореева.

Читайте также: 99 лет — общий педагогический стаж династии Аксеновых — Костенко.

Сообщение Преподавать кубановедение, родившись на Дальнем Востоке появились сначала на Краснодарские известия.

Читать продолжение в источнике: Краснодарские известия
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'