Этот социальный феномен не только негативно влияет на эмоциональное состояние детей, но и может оставить долгосрочные психологические травмы, которые будут с ними на протяжении всей жизни. Что важно понимать о буллинге и как с ним бороться «Краснодарским известиям» рассказала психолог-педагог Анна Оглезнева.
Причины школьного буллинга
Как отметила краснодарский психолог, многие проявления буллинга начинаются еще в семье. Родители, возможно, даже не осознавая этого, могут стать источником будущей агрессии или страха у ребенка. Слова вроде «ты слишком толстый», «что это за наказание?», «ты опять не справился» — такие фразы, хотя и кажутся безобидными, могут стать первым шагом к формированию у ребенка комплекса неполноценности.
Когда родители постоянно критикуют, не дают ребенку свободы выбора, или же слишком строго воспитывают, ребенок начинает воспринимать себя как «неудачника». Именно такие дети часто становятся жертвами буллинга, потому что они не научились отстаивать свои границы, не развили уверенности в себе. Если в семье не разговаривают о проблемах, не разъясняют, что такое буллинг, то ребенок может не понимать, что то, что с ним происходит в школе, является недопустимым,
— подчеркнула специалист.Темперамент ребенка также играет большую роль: дети с сильным характером могут проявить агрессию в ответ на трудности, в то время как замкнутые и скромные дети часто становятся мишенями для буллеров. Речь идет не только о физических действиях, но и о словесных унижениях, которые происходят в семье, и которые ребенок переносит в школьную среду.
Виды буллинга в школе
Школьный буллинг можно разделить на несколько категорий, в зависимости от формы проявления агрессии:
- Физический буллинг: Это самые явные проявления насилия, такие как побои, удары, толкания и другие физические действия агрессора.
Недавний инцидент в одной из школ Краснодара стал ярким примером того, как буллинг может проявиться в физическом насилии. В школе поселка Березового один школьник ударил другого кулаком по лицу, из-за чего тот упал. Случай привлек внимание следственных органов, была организована доследственная проверка. Это еще раз подтверждает, как важно оперативно реагировать на любые проявления насилия в учебных заведениях и предотвращать такие инциденты.
- Моральный (вербальный) буллинг: Здесь агрессия проявляется в оскорблениях, унижениях, насмешках и угрозах. Это может включать такие формы, как обзывательства, принижение достоинства, эмоциональные угрозы. Психологическое насилие также наносит серьезный ущерб психике ребенка, не оставляя видимых следов.
- Кибербуллинг: В современном мире, с развитием интернета и социальных сетей, буллинг все чаще происходит в цифровом пространстве. Мобильные приложения, чаты, социальные сети — это новые поля для травли. Дети могут быть оскорблены, унижены, изолированы от своих сверстников или подвержены шантажу через онлайн-платформы. Это трудно заметить взрослым, однако влияние интернета на детей очень сильно.
Буллинг в цифрах
Анна Оглезнева привела данные, озвученные уполномоченным по правам ребенка в России, Анной Кузнецовой. По ее информации, 55% школьников в России в возрасте от 11 до 18 лет хотя бы раз становились жертвами буллинга, а 39% учащихся предпочитают умалчивать о фактах травли. Это означает, что большинство детей сталкиваются с буллингом, но не всегда сообщают об этом взрослым.
Как предотвратить буллинг?
Роль семьи
Анна Оглезнева подчеркивает, что предотвращение буллинга начинается с дома. Родители должны уделять внимание воспитанию детей, понимать их проблемы и вовремя реагировать на изменения в поведении. Важно проводить откровенные разговоры с детьми о том, что такое буллинг, и донести, что это недопустимо.
Прежде всего, если родители видят, что их ребенок замкнут, агрессивен, либо наоборот, слишком тих, стоит поговорить с ним о том, что происходит в школе. Бывает так, что ребенок просто не решается рассказать о своих проблемах. Родителям нужно быть внимательными к любым изменениям в поведении: если ребенок стал избегать школы, выглядит подавленным или наоборот, агрессивным — это может быть сигналом о буллинге.
Роль школы и учителей
Важно, чтобы учителя и школьные психологи не только замечали буллинг, но и активно с ним боролись. В школе должны проводиться профилактические мероприятия, такие как тренинги по защите прав детей, беседы о уважении и взаимодействии, антибуллинговые программы.
Как показывает опыт, в некоторых случаях педагоги могут не осознавать, что их поведение становится причиной буллинга. Например, выражения вроде «Иванов, опять двойка!» или «Ну что же ты, опять проблемы?» могут усилить чувство унижения у ребенка, что станет поводом для его травли со стороны сверстников.
Школьные психологи могут проводить индивидуальные беседы с детьми, выявлять их проблемы и заниматься профилактикой буллинга в классе. Важно, чтобы психологи создавали атмосферу доверия, чтобы дети могли делиться своими переживаниями.
Обучение детей правильным стратегиям
Родителям и учителям нужно обучать детей правильным способам реагирования на травлю. Прежде всего, важно объяснить ребенку, что он не должен молчать, если с ним плохо обращаются. Нужно учить его отстаивать свои границы, как физически, так и морально.
Один из способов — научить ребенка уверенно говорить «стоп», когда его оскорбляют или унижают. Это помогает не только в школьной жизни, но и в будущем, когда ребенок будет сталкиваться с подобными ситуациями. Также важно объяснить детям, что в случае травли они всегда могут обратиться за помощью к взрослым — родителям, учителям, психологам.
Программы профилактики буллинга
В России и за рубежом уже разработаны различные антибуллинговые программы, например, программа Ольвьюса в Норвегии или адаптированная версия в России «Каждый важен». Эти программы направлены на воспитание у школьников уважения к правам других людей, формирование позитивных взаимоотношений среди учеников и обучение методам борьбы с буллингом.
Внедрение таких программ в школы помогает создать здоровую атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя в безопасности и ценности.