В Краснодаре работает выставка «Казачество» из Санкт-Петербурга

Краснодарские известия 2 дней назад 38
Preview

«Краснодарские известия» отправились туда, чтобы увидеть, как быт и культура военного сословия, известного своим свободолюбием и буйным нравом, отразили полотна живописцев, композиции скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства разных периодов и жанров.

Впервые на Кубани

Донское, запорожское, терское, уральское и, конечно, кубанское казачество представлено в выставочном проекте во всей красе. Здесь и этюды к картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданные в нашем регионе, и эскизы Василия Сурикова к картинам «Степан Разин» и «Покорение Сибири Ермаком», и портреты государей, возглавлявших казачьи части и покровительствовавших им... Экспозиция может похвастаться и изделиями Императорского и частных фарфоровых заводов.

Во время презентации выставки от имени министра культуры Краснодарского края Виктории Лапиной жителей Кубани с открытием экспозиции поздравил ее заместитель Юрий Миланко:

Около 100 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVIII - XX веков из собрания Государственного Русского музея демонстрируют в Краснодаре впервые. Жители и гости города могут насладиться этими шедеврами искусства и больше узнать о казачестве.

В своем приветственном слове он выразил благодарность директору Государственного Русского музея Алле Маниловой, благодаря которой Министерству культуры удалось привезти на Кубань экспонаты. Также он отметил большую просветительскую работу, которую проводит Министерство культуры для популяризации традиционных ценностей среди молодежи.

Экскурсию для гостей выставки провел заместитель директора по научно-просветительной работе Краснодарского краевого художественного музея им.Ф.А. Коваленко Алексей Филиппов. Фото: Марьям Тамразян

Романтика - это казак на фоне кучевых облаков

Экскурсию для гостей выставки провел заместитель директора по научно-просветительной работе Краснодарского краевого художественного музея им.
Ф.А. Коваленко Алексей Филиппов. Он отметил, что коллекция из фондов Русского музея дополнена местными экспонатами. Благодаря сотрудничеству учреждений по сохранению культурно-исторического наследия экспозиция увеличивается, становится более разнообразной. Вот и сама выставка получилась многогранной и насыщенной.

Ее хронологические рамки - от конца XVIII до середины XX века. Есть и несколько более поздних экспонатов. Итак, в начале экспозиции видим два портрета: на первом из них изображен легендарный атаман Ермак Тимофеевич, известный как покоритель Сибири. На втором - наказной атаман Донского казачьего войска Дмитрий Мартынов. Обе картины соответствуют стилю провинциального портрета рубежа XVIII-XIX веков и близки к такому художественному явлению в русском искусстве, как парсуна - переходному жанру между иконописным и светским изображением людей,

- рассказывает экскурсовод.

Далее знакомимся с произведением «Бивуак казаков» Александра Орловского - современника и друга «солнца русской поэзии». Русскому художнику польского происхождения было присуще романтическое мироощущение. Возможно, это и сближало их с Александром Сергеевичем, который, кстати, в одном из своих стихотворений восклицал: «Бери свой быстрый карандаш,/Рисуй, Орловский, ночь и сечу!»

Живописец участвовал в военных кампаниях, а потому особенно хорошо ему удавалось изображать всадников, гордо возвышающихся на своих ретивых конях. Героями этого полотна стали простые казаки. Они остановились на дороге и что-то обсуждают. Фигуры всадников в центре картины - самые колоритные. Изображенные на переднем плане на фоне кучевых облаков - традиционной детали романтической живописи, символизирующей тревогу, надвигающуюся опасность, - они выделяются простотой костюма, четким силуэтом. Кажется, что в этих героях проявляется сам дух казачества с его будничной воинской доблестью.

Изначально казачество складывалось не как регулярное воинское формирование, а как сообщество вольных воинов, которое защищало людей, родственных по вере и крови, от опасностей. Об этом периоде и напоминает нам это произведение,

- отмечает Алексей Евгеньевич.

С победой над Наполеоном пришла популярность

Трансформация казачества произошла, когда в периферийных районах их сословие начали задействовать в несении пограничной службы. Тогда казаки стали участвовать в военных кампаниях. Пожалуй, самая славная страница их истории по этой части - Первая мировая война.

Обращаем внимание на портрет атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии, а впоследствии графа Матвея Платова. Под его командованием были одержаны победы почти во всех войнах конца XVIII - первой четверти XIX века, включая Русско-турецкую.

Экспозицию продолжают графические работы, посвященные известному эпизоду, как наши войска, преследуя Наполеона, вошли в столицу Франции. «Казачий бивуак на Елисейских полях в Париже» - так называется одна из литографий Василия Тимма, изданная в составе Русского художественного листка. Представители свободолюбивого и непреклонного сословия разместили свой лагерь непосредственно на Елисейских полях, а берега Сены и вовсе превратили в пляжную зону: купались сами и купали своих лошадей.

После победы над Наполеоном к казачеству пришла ожидаемая популярность: помимо живописи, их быт и культура стали источником вдохновения для мастеров декоративно-прикладного искусства, скульпторов. Вообще, казачье сословие с их специфическим образом жизни - воинская служба в сочетании с земледелием, буйный нрав - вызывало интерес как у простых современников, так и у художников и литераторов. Из казачьей среды часто выходили бунтовщики, смутьяны - и в этом тоже их уникальность.

Перед вами витрина, в которой представлена тарелка с изображением казаков элитного воинского подразделения Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка - оно подчинялось государю и патронировалось членами императорской фамилии, а также фарфоровые статуэтки времен Отечественной войны 1812 года. А вот на картине художника Владимира Сверчкова изображены казаки Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В это подразделение отбирали казаков только из числа терских и кубанских - в память об успешном участии черноморских казаков в войне с Турцией,

- сказал экскурсовод.
На выставке представлена работа скульптора Степана Эрьзя «Казак». Символический образ
казака - не столько портрет, сколько фантазия художника, его представление о вольном духе казачества. Фото: Марьям Тамразян

Суровое выражение лица и борода на ветру

Видим самое большое полотно выставки: картину Василия Перова, посвященную пугачевскому бунту. Здесь изображен момент суда, который вершит донской казак Емельян Пугачев над захваченными в плен врагами.

По замыслу художника, это творение - лишь часть серии из трех картин: первая должна была показывать тяжелую жизнь крестьян накануне восстания, вторая - собственно бунт, а третья -
расправу пугачевцев над своими врагами и угнетателями. Однако в итоге появился только «Суд Пугачева». С 1898 года картина хранится в Русском музее как дар императора Николая II.

Можно отметить явную сюжетную близость картины к одной из сцен «Капитанской дочки» Александра Пушкина, хотя трактовка характеров у художника иная,

- подчеркивает Алексей Филиппов.

Под офицером, целующим руку Пугачеву, Василий Перов мог иметь в виду Швабрина, а прототипами остальных героев картины могли быть жена и дочь коменданта Белогорской крепости.

Плавно переходим к портретам российского императора Александра III. На первом из них, авторства Сергея Зарянко, он изображен молодым человеком, наследником престола. А на картине Валентина Серова император в общевойсковом генеральском мундире принимает смотр гренадерского полка. За его спиной не кто иные, как казаки Собственного Его Императорского Величества Конвоя.

К слову, именно при Александре III установился тот образ казачьего конвоя и регламент его службы, который не менялся до 1917 года. Терцы и кубанцы неотступно стали сопровождать всех членов императорской фамилии, включая великих князей.

Тем временем экспозиция «Казачество» уже на пороге Гражданской войны. Казаки поддерживали в большинстве своем Белое движение, а потому с точки зрения советской власти являлись скорее реакционной силой. Личностью, сыгравшей весомую роль в укреплении роли казачества в новых условиях, стал писатель Михаил Шолохов - казак не по крови, но по духу. А его роман «Тихий Дон» вошел в историю русской и мировой литературы как энциклопедия жизни донского казачества. Его скульптурный портрет работы Евгения Вучетича также представлен в экспозиции.

Завершает выставку работа скульптора Степана Эрьзя «Казак». Символический образ казака - не столько портрет, сколько фантазия художника, его представление о вольном духе казачества: суровое выражение лица, будто бы развевающиеся на ветру волосы и борода воина. Таков он, казак - вольный и гордый человек, свободно живущий на окраине своей страны и защищающий ее.

Кстати, на днях в Новороссийск прибудет ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Также в Доме журналистики работает выставка работ 11 фотокорреспондентов, работавших в зоне СВО.

Сообщение В Краснодаре работает выставка «Казачество» из Санкт-Петербурга появились сначала на Краснодарские известия.

Читать продолжение в источнике: Краснодарские известия
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'