«КИ» пообщались с председателем Краснодарской краевой общественной организации «Арабская община» Таиром Джамилем.
Приезжают в наш регион все чаще
Организацию основали в 2010 году выходцы из арабских стран — бывшие студенты, обучавшиеся в краснодарских вузах. Цель проста: помочь соотечественникам в адаптации и познакомить народ Кубани со своей культурой.
Тогда членами общины стали 67 человек — российские граждане родом с Ближнего Востока, которые уже обзавелись здесь семьями. Студентов в общину не регистрируем, поскольку на время обучения они считаются иностранцами. Но мы их не оставляем без внимания: посещаем вузы, общаемся с земляками, разъясняем им тонкости. Многие из ребят остаются после получения образования в Краснодарском крае, получают паспорт,
— рассказывает Таир Джамиль.Среди членов Арабской общины — представители пяти крупнейших арабских республик: стран Африки, Палестины, Иордании, Ливана, Сирии и Ирака. Подсчитать точное количество членов, входящих в организацию на сегодняшний день, сложно: кто-то женился, переехал в станицу и другие небольшие поселения. Но одно ясно: число арабов, приезжающих на Кубань, увеличивается с каждым годом.
Сейчас их около двух тысяч. Из-за общественно-политических событий на Ближнем Востоке сотни арабов покидают родные места и возвращаются сюда, где однажды освоили профессию. Мы помогаем им с трудоустройством и оформлением документов,
— продолжает Таир Асадович.Большинство арабов — выпускники Кубанского государственного медуниверситета. Профессия врача пользуется у них особым уважением. Те, кто не идет по медицинским стопам, заняты в инженерии, открывают собственный бизнес.
Южный гостеприимный Краснодар стал домом для представителей многих народов. Так сложилось исторически. Сейчас в нашем городе в мире и согласии строят свое будущее и будущее своих детей и внуков представители более 120 национальностей. Работают десятки национально-культурных объединений, чья деятельность направлена на изучение родного языка, культуры, истории, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, памяти об общем героическом прошлом, а также укрепление межнационального единства. Администрация города во взаимодействии с национальными объединениями ежегодно проводит множество разноформатных мероприятий — от масштабных фестивалей до заседаний круглых столов. Все они способствуют гармонизации межнациональных отношений и профилактике проявлений экстремизма,
— говорит Данил Плачковский, заместитель директора департамента внутренней политики.Иногда ходит с женой в христианскую церковь
В местных вузах арабы не только получают знания, но и порой встречают будущих жен и мужей. Причем не только среди русских студентов. Ведь, по словам нашего собеседника, национальность не имеет значения.
Я сам женат на русской женщине, а мой сын — на грузинке,
— добавляет он.Кстати, Таир Асадович отмечает, что наши матери воспитывают детей иначе, чем арабки. Те все свое внимание уделяют мужьям, в то время как для русских нет ничего важнее сыновей и дочерей.
Вообще, в России воспитание на высоте. Детские сады, школы, секции — дети везде на первом месте,
— считает председатель Арабской общины.Что касается языка, то почти все арабские дети, живущие в Краснодарском крае, разговаривают на русском. Как ни старайся, но окружение дает о себе знать: с ранних лет они слышат русскую речь и привыкают к ней.
Радует, что не так давно в Кубанском госуниверситете на факультете истории, социологии и международных отношений открылся Центр современной арабистики. После окончания школы ребята, в том числе других национальностей, могут посещать там курсы по изучению языка и традиций арабских стран. Это большой шаг в сближении наших культур,
— говорит Таир Джамиль.Не возникает у арабов и сложностей с религиозными вопросами. Более 90% исповедуют ислам. Недалеко Адыгея, куда они ездят, чтобы посетить мечеть. Председатель рассказывает, что у членов общины не раз возникала идея построить на собственные средства подобное богослужебное учреждение в Краснодаре. Но из-за опасений со стороны представителей радикальных течений ислама от реализации отказались.
Иногда хожу с женой в христианскую церковь поставить свечи за родных и близких. Почему бы и нет? Создатель у нас один,
— продолжает собеседник.Улицы Ирака пустели, когда показывали советские фильмы
Таир Джамиль признается, что нигде не встречал такой сплоченности между представителями разных национальностей, как в России.
Я был во многих странах, одно время жил в Англии. Из опыта скажу, что приезжие размещаются там обособленно, живут по своим кварталам, практически никак не пересекаясь с местными. У меня есть знакомые, которые уже 18 лет живут в Америке, но до сих пор плохо разговаривают по-английски. Их жилье в квартале для русских, отдельно от англичан, поэтому словарный запас не пополняется. Здесь же все иначе: те же арабы спокойно могут купить квартиру по соседству с русскими, работать с ними на одном предприятии и т.д. Сплоченность такая, что я и сам иногда думаю, что русский,
— улыбается Таир Асадович.Председатель Арабской общины родом из Ирака. В 1978 году переехал в Воронеж для изучения русского языка на подготовительном факультете. На тот момент он уже знал такие русские слова, как: «товарищ», «спасибо», «пожалуйста», фразу «я люблю тебя», а также умел считать до пяти.
Русский язык полюбил еще в детстве. Каждый четверг улицы Ирака пустели, потому что по телевизору показывали советские фильмы, в основном военные. Я вникал в каждое слово с экрана, очень нравилось их звучание,
— вспоминает Таир Джамиль.«Хочу петь русскую песню»
Будущий инженер-строитель приехал в Воронеж в сентябре, а спустя несколько месяцев, в преддверии Нового года, руководство института организовало Международный культурный день. Студентам-иностранцам предложили спеть со сцены свои любимые национальные песни. Таир Джамиль сразу обозначил: «Хочу петь русскую песню». — «Какую?» — изумилась преподавательница. — «А какую скажете, текст выучу». Выбор пал на песню композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского «Лучше нету того цвету».
После выступления меня похвалил сам председатель горисполкома. Он даже подарил часы, которые снял со своей руки. Хотя 80% слов из песни я повторял, словно попугай, на автомате, не зная их значения,
— делится собеседник.В 1979 году мужчину перевели для дальнейшего обучения в Краснодарский политехнический институт. В прикрепленной характеристике отметили, что у него талант к исполнению русских народных песен. Таир Джамиль стал завсегдатаем концертов и разной художественной самодеятельности.
Творчество помогло мне в общении с русскими однокурсниками. Подружились, стали ездить на рыбалку, в деревню к их родным. В общежитии полагалось жить в комнате двоим русским и двоим иностранцам. Я попросил поселить меня с тремя русскими. Так и сделали,
— говорит собеседник.«Лягушек во Франции ел, значит, и селедку попробую»
В Воронеже председатель Арабской общины познакомился со студенткой филологического факультета — своей будущей женой. Девушка жила в общежитии вместе с землячками Таира Асадовича, к которым он часто приходил в гости. Так друг другу и приглянулись. В Краснодар пара переехала уже вместе.
Родители невесты жили в доме для военнослужащих. Многие из их соседей бывали в Ираке в командировках, а потому общий язык с женихом нашли быстро.
Поехал знакомиться с ее семьей в Ейск. Отец — полковник, строгий. Накрыли стол, а там — селедка. Я никак не мог понять: вроде рыба, но не жареная… Из уважения пришлось попробовать. Думаю, лягушек ведь во Франции ел — и ничего. С тех пор люблю селедку,
— рассказывает Таир Джамиль.Все эти годы семья Джамиль отмечает все праздники за одним столом — будь то Курбан-байрам, Пасха или Рождество.
Если говорить о традиционных блюдах, арабам запрещено употреблять в пищу свинину. А вот без других видов мяса праздничный стол не обходится. Обязательно покупаем свежие куски, разрезаем их и часть отдаем малоимущим, знакомым или соседям. Еще у нас популярен плов с мясом и овощами, мезе — набор закусок или маленьких блюд,
— отмечает Таир Асадович.За те 46 лет, что Таир Джамиль живет в Краснодаре, город стал для него поистине родным местом. Собеседник признается: стоит уехать куда-нибудь далеко, как уже через неделю начинается тоска по дому.
Однажды навестил Ирак, думал, побуду там месяц, ведь и так не приезжал из-за сложной политической ситуации больше двадцати лет. По итогу вернулся на второй неделе. Где бы я ни оказался, да хоть в самом раю, — тянет на Кубань,
— заключает наш собеседник.