«И в горящую избу войдёт, и коня на скаку остановит» — присказка про женщин, которые к тому же и дерево посадить, и сына вырастить, и дом построить могут. Как выяснилось, наши красноярки ещё и не на такое способны. Нежные и ранимые, но сильные и уверенные в себе, они спасают людей, держат трамваи и поезда на рельсах, ремонтируют авто, дирижируют оркестрами и ловят преступников. «Город Прима» собрал истории героинь, которые своим примером доказали, что неженской работы нет.

Алёна Пальчун, помощник машиниста поезда
«Это была случайность, которая в корне поменяла мою жизнь»
Первая героиня — помощник машиниста поезда. Этой профессии она обучилась недавно, но уже в деле и всем довольна. Руководство Алёну хвалит, и совсем скоро ей предстоит продвижение по служебной лестнице. Девушка станет машинистом.
Началось всё внезапно. Раньше Алёна работала в офисе делопроизводителем, но решила уволиться и найти новое занятие. Её друг, машинист электровоза, сказал, что на обучение набирают девушек-помощников машиниста, и пошутил: «Подай заявку».
Но какие уж тут шутки — Алёна в этот же день заявку и отправила. Прошла все этапы отбора, медкомиссию, поступила в Красноярский учебный центр профессиональных квалификаций, успешно отучилась, сдала экзамены и стала одной из первых красноярок в числе помощников машиниста.
Говорит: «Сама от себя не ожидала, если честно».

Все девушки нашего потока приняли осознанное решение стать помощником машиниста. Сложнее всего было изучать техническую часть, понимать, как работает тот или иной механизм. Я не технарь, и надо отдать должное преподавателям, которые всегда помогали разобраться, и машинистам, которые с радостью передают сейчас свой опыт.
Ещё на этапе обучения мы знали, с какими трудностями придётся столкнуться, в каких условиях работать. Но готовы были ко всему. Я понимала: быть здесь — мой выбор, и как показала практика, всё возможно, если очень захотеть.
Обязанности помощника чётко определены должностными инструкциями, которые нужно беспрекословно выполнять, потому что, как известно, все инструкции написаны кровью, — рассказывает девушка. Работа требует соблюдения дисциплины, внимательности и концентрации. Всегда нужно быть собранной. К тому же должность помощника машиниста предполагает, что человек должен быть стрессоустойчивым, а ещё физически сильным. Все эти качества у Алёны есть, а ничего невыполнимого для неё нет.
Я отвечаю за безопасность движения локомотива. Осматриваю его при приёмке, проверяю исправность оборудования, уровень жидкостей, наличие инструментов и сигнальных принадлежностей. В поездке слежу за «свободностью» пути, показаниями приборов, сигналами светофоров, соблюдением скоростного режима. Вместе с машинистом мы выполняем регламент служебных переговоров, я докладываю о техническом состоянии поезда.
Ещё в мои обязанности входит объединение и отсоединение вагонов, укладывание «башмаков» (тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов и других видов подвижного состава — прим.ред.) при закреплении.
Своим примером Алёна доказывает, что девушки могут работать как помощниками, так и машинистами. Все обязанности наравне с мужчинами девушка выполняет добросовестно и к делу относится очень ответственно. Героиня уверена: понятие «неженская профессия» — это стереотип.
Ангелина Покровская, спасатель
«В каждом спасённом вижу свою бабушку»
Девушке всего 19 лет, но дело своё она знает отлично, ведь к службе на ответственном посту начала готовиться ещё в школе. До девятого класса она была обычной ученицей, но потом перешла на профиль «МЧС ресурс» и стала резидентом проекта «Пост № 1».
Со школы у меня было такое «лёгкое кадетство». Я носила форму и соприкасалась с армейской жизнью. Когда поступила в профильный класс, мне рассказали, как стать настоящим пожарным-спасателем. Было много практики, мы участвовали в конкурсах, и после я задумалась, куда пойти дальше. Выбирала из двух вариантов: преподаватель и спасатель. Решение пришло после рокового случая.
В праздники мне пришлось спасать бабушку. Утром я с ней попрощалась и уехала на предновогодние посиделки. Внезапно мне позвонили и попросили привезти ключи. Когда приехала, увидела, что бабушка без сознания — не успела выпить таблетку, ей плохо. Никакого страха не было — с холодной головой я её осмотрела, проверила пульс и дыхание, вызвала скорую.
Это и стало в итоге точкой отсчёта в профессии.

Свою работу Ангелина не считает неженской. Даже наоборот. Она рассказывает, что порой девушка-спасатель может принести пользы больше, чем мужчина. Сложнее бывает лишь в физическом плане.
Когда надо что-то поднять или перетащить, приходится труднее, ведь мужчины сильнее. Но у нас, женщин-спасателей, преимущество в другом. Например, мобильность, когда ты, более гибкая и мелкая, можешь легче снять кого-то с высоты. Или женская харизма, которая помогает в работе с пострадавшими. У каждой есть свои женские хитрушки и мудрость, которую мы привносим во время вызова. На ситуацию можем посмотреть с другой стороны и предложить свои варианты решения парням. Что-то сработает, что-то не сработает — бывает по-разному.
Когда мы на смене, но вызовов нет, стараемся обустраивать лёгкий быт. Нашим мужчинам уют, конечно, очень нравится. Так что свои плюсы мы приносим и в «мирное» время.
Ангелина добавляет, что работа спасателя — командная. Здесь нет разделения на мужское и женское. «Мы дополняем друг друга, как пазлы, складываясь в итоге в одну картинку».
Полина Вайнерман, автомеханик
«Я оказалась в гараже с ключами в руках, а дальше — как в тумане»
Профессия автомеханика всерьёз увлекла Полину уже в осознанном возрасте, в детстве из предпосылок был только неподдельный интерес к компьютерным играм про гонки и любимый мультфильм «Тачки». Его она пересматривает до сих пор.
Ближе к 17 я открыла для себя культуру японских автомобилей и автоспорт. Была возможность только смотреть, а хотелось прикоснуться к этому своими руками. К счастью, я уроженка Красноярска (сейчас Полина живет за границей, — прим.ред.), города с развитым автомобильным комьюнити, и когда у меня появилась первая машина — ВАЗ 2107, попасть в сферу не составило труда. Я тут же оказалась в гараже с ключами в руках, а дальше — как в тумане… Вот уже четвёртый год я в профессии.

Полина рассказывает, что самым главным её учителем были вечно неисправные «жигули». Но и от каждого, с кем работала, она тоже набиралась знаний. Первыми стали двое друзей. Их гараж находился возле дома, и туда Полина приезжала практиковаться.
Когда машина смогла преодолевать расстояние дальше пределов двора, девушка добралась до другого конца города, где познакомилась со своим наставником, преподавателем и впоследствии лучшим другом — Вячеславом Чудаковым. Он открыл девушке удивительный мир «жигулей» и дал сломать первую сотню болтов. Вместе с Вячеславом Полина проработала более двух лет, а потом уехала из России.
Уехав за 5 000 километров от родного города, я познакомилась со многими интересными людьми, специалистами в своём деле. У них я и по сей день набираюсь опыта, правда, работаю уже не с «жигулями», а с «мерседесами».
В моей профессии потолка нет, есть только бесконечное множество путей развития. Нужно постоянно учиться чему-то новому, иначе можно не уследить за современными технологиями.
Утверждение, что автомеханик — неженская профессия, скорее, стереотип. Конечно, есть объективные сложности. Например, физическая нагрузка. Иногда приходится работать с тяжёлыми деталями, да и сама среда больше ориентирована на мужчин. Но в современном автосервисе многое решают технологии, инструмент и знания, а не только физическая сила. Помимо того, в 99% случаев я решаю всё хитростью, а не грубой силой. Смекалка, внимательность и аккуратность, зачастую присущие девочкам, дают большие преимущества.
Полина рассказывает, приходилось встречать тех, кто смотрел на неё предвзято или скептически, но говорит: «Это их вопрос, а не мой». Девушка просто занимается любимым делом, совершенствуется в нём и уверенно заявляет, что главное — профессионализм, а не пол.
Мария Бенюмова, дирижёр
«Дирижёром быть сложно независимо от пола»
Казалось бы, в сфере культуры женщинам самое место, но скажите, как часто вы встречали женщину-дирижёра? Принято считать, что профессия эта мужская, однако Мария Бенюмова ломает этот стереотип и рассказывает, что сложную профессию выбрала ещё в детстве.
В 14 лет, впервые оказавшись перед хором, я сразу почувствовала себя на правильном месте. Никогда не любила выступать в одиночку и, как правило, на сцене теряла многое, что получалось в маленькой комнате. А за дирижёрским пультом всё было иначе — естественно и легко. У меня нет страха перед большими группами людей. Я очень люблю процесс репетиций — соединять людей единым замыслом, вместе искать и находить душу музыки.

Мария говорит, что нюансы работы зависят от задач. Сейчас она — гостевой дирижёр без своего ансамбля, и в этих условиях приходится быстро ориентироваться в особенностях коллектива, с которым работает.
Например, в Германии репетиций предусмотрено не очень много, и это минус, поскольку невозможно успеть всё, что задумал, — нужно моментально отсеивать неважное от важного.
Музыканты стремятся к божественным идеалам красоты и гармонии, это выражается в характере звука, его окраске, богатстве нюансов… Это огромная работа над техническими задачами на пути к осмыслению художественного замысла. Это высокий уровень ответственности и коммуникации, бесконечный процесс усовершенствования, знания не только партитуры, но и всей художественной подоплёки.
По словам Марии, дирижёром быть сложно независимо от пола, а профессию свою она выбирала, не думая о предрассудках. Сейчас героиня уверена, самое главное — найти правильных наставников, совсем неважно, женщин или мужчин.
Александра Корсак, водитель трамвая
«Через материнство нам дана выносливость, так что берём выдержкой»
Чаще за «рулём» трамвая можно увидеть женщин, однако насколько эта работа девичья, стоит ещё проверить. Правда, наша героиня уверена, что её профессия как раз таки женская, но вовсе не потому, что она лёгкая. Напротив — потому что женщины выносливее мужчин.
Александра управляет трамваем уже 20 лет и ни разу не пожалела о выборе. А сделала она его по совету мамы.
Я была активным малышом, профессионально занималась спортом, а потом поняла, что здоровья это не прибавляет и решила реализовываться в другом деле. Мама посоветовала рассмотреть идею водить трамвай, и идея «выстрелила». Дело в том, что я всегда увлекалась техникой, а трамвай — это, по сути, электроустановка на электрической тяге. Вот я и нашла себя здесь.


Александра отучилась, вышла на стажировку, «откатала» какое-то время с наставником, а потом ей доверили рулить самостоятельно. Героиня рассказывает, что влюбилась в свою работу сразу: в ранние подъёмы, в технику и её мощь. Но водить трамвай не так просто, как может показаться на первый взгляд, — попробуйте-ка правильно управлять махиной на рельсах. Особенно сложно зимой или в дождь — легко уйти в юз (скольжение — прим. ред.) или буксировку.
Колёса и рельсы железные и мокрые — в таких условиях 20 тонн катятся, как неуправляемые санки. Здесь надо иметь мужество и уверенность. А женщинам помогает ещё и интуиция, чтобы предугадать, предусмотреть, а главное, ещё и предотвратить возможную проблему.
На дороге приходится сталкиваться с разными водителями авто: кто-то в телефоне, кто-то нарушает правила, а у нас тормозной путь больше, это сложность. Трамвай — транспорт повышенной опасности. И всегда надо помнить, что мы несём ответственность за людей, которые доверяют нам жизни.
Так что надо находить в себе силы управлять тяжёлой техникой, и многие этого не «вывозят» — из десяти стажёров, среди которых есть и мужчины, остаются, как правило, не больше половины.
Для женщины профессия пусть и непростая, но природой через материнство нам дана выносливость, так что выдержкой мы и берём.
Почти два десятка лет Александра пять дней в неделю встаёт в четыре утра и выходит на смену. Говорит, за это время многое изменилось в лучшую сторону — дороги, технологии, сам транспорт. Например, в 2022 году наша героиня пересела на «Львёнка» и теперь не нарадуется, а повторяющиеся маршруты ей никогда не надоедают, ведь каждый день на одних и тех же дорогах всё по-разному. Вдобавок в работе своей женщина видит настоящую романтику.
Я вижу рассветы, вижу, как просыпается город и целый мир, вкушаю зерно дня. Я слышу, когда начинают петь птицы, и точно знаю, когда на носу весна. Если ты почувствуешь эту романтику, найдёшь в работе плюсы, полюбишь её, то уже никогда не сможешь уйти с трамвая.
Диана Жеребятьева, сержант полиции
«Стоит только улыбнуться, и климат в общении с нарушителями смягчается»
Эта девушка — сотрудник патрульно-постовой службы. Выбор профессии для неё — сочетание личных увлечений, стремления к активной жизни и желания помочь людям.
В школьные годы Диану привлекал спорт. Она активно участвовала во всевозможных мероприятиях и соревнованиях, а ещё ей нравилось смотреть фильмы о военных и полицейских, это также повлияло на выбор.
В 8-м классе девушка решила: «Хочу служить в правоохранительных органах и принести пользу обществу».
Несмотря на тернистый путь, мне удалось устроиться в патрульно-постовую службу. Это был важный шаг. До ППС я работала в суде, но поняла, что мне не хватает динамики и активности. Я молода и полна энергии, и работа в кабинете, которая сводилась к перебиранию бумажек, не могла удовлетворить мои амбиции.
В некотором роде женщине быть сотрудником ППС сложнее. Например, приходится сталкиваться с не самыми чистыми и опрятными людьми, а также с неадекватным поведением — взять те же драки. Но есть моменты, когда женщина нужна в такой службе больше. Так, многие правонарушители охотнее идут на контакт с женщинами, стоит только улыбнуться, и климат в общении становится мягче.

Диана рассказывает, что ППС — одна из самых опасных структур в МВД. Это наружные силы, которые напрямую взаимодействуют с населением. Патрульные — первые, кто прибывает туда, где необходима помощь. Они стоят на страже порядка независимо от времени суток и погодных условий.
Я служу в ППС уже 5 лет и иногда сама себе говорю, что это неженская работа, но, с другой стороны, осознаю — я могу делать всё то же, что и мои коллеги-мужчины. Считаю, что на службе нет понятия «мужчина» или «женщина», есть сотрудник полиции, который должен выполнять свои обязанности.
фото на главной unsplash.com
The post Неслабый пол: 6 историй красноярок с «мужскими» профессиями appeared first on Город Прима.