Школа озвучки MEDIA MONSTER появилась в Красноярске три года назад. Открыл её Михаил Черкасский, который к тому времени успел выучиться на юриста, «сколотить» рок-группу, поработать грузчиком-оператором на почте, ведущим на ТВ, основать музыкально-театральный проект Т-project, написать повесть… Перечислять можно бесконечно.
Однажды наш герой понял, что зависеть хочет только от себя: «Перебрал разные творческие направления и решил, что со своими неплохими актёрскими данными и прокачанным речевым аппаратом можно заняться озвучкой. Как же я ошибся, подумав, что будет легко».
Навыки Михаилу пришлось осваивать практически с нуля. Записывался дома на простенький микрофон, устроился в студию, куда брали без опыта, дорос до студии AniDub, где поработал с настоящими профессионалами. А ещё брал уроки у заслуженного диктора России и в Москве наблюдал за работой маститых дубляжников.
Прокачав скиллы и продолжив учиться сам, Михаил открыл школу и стал искать учеников. Спустя три года герой рассказал нам, что из этого вышло и у кого есть шансы в озвучке.
Что за монстр MEDIA MONSTER
Два года назад у меня было совсем немного учеников. Как педагог я себя только нащупывал, погружался в тему, изучал теорию, практиковался. В этом плане ничего не изменилось — продолжаю углубляться, не стою на месте, применяю новые методики. Конечно, это не заново изобретённое колесо — беру то, что уже имеется и совершенствую на свой лад.
Я набираю до 20 человек максимум и с каждым работаю индивидуально. В школе уже целая очередь из учеников. Одна девочка пришла на собеседование и записалась в феврале прошлого года, а заниматься мы начали только в этом январе. Так ждут примерно 70% желающих.
Кто может стать монстром озвучки
Приходят учиться и школьники, и взрослые. Но начинать сразу с уроков по озвучке могут разве что дети, и то не всегда. Со взрослыми сложнее — из них сначала нужно достать ребёнка, а затем подготовить речевой аппарат.
Подросткам легче «укладывать» новую информацию, но самое главное — речевые привычки у них не такие въевшиеся, как у взрослых. Однозначно, среди учеников старшего возраста много вдумчивых людей, которые старательно вникают, но чисто физически применить практики им труднее. Некоторые говорят: «Я понимаю и слышу, что делаю не так, но тело не даёт перестроиться». В таких случаях подготовительный этап занимает больше времени, но всё поправимо.
Большую роль играет багаж, с которым приходят ученики. Всё индивидуально и закладывается с детства. Когда мы рождаемся, у нас всё правильно настроено, но с течением времени могут появляться сбои в этих «базовых настройках».
Многое зависит от того, как разговаривали в семье, в какой социальной среде рос человек, где работал, кто учил его русскому языку и литературе.
Сложнее обучение идет у людей с зажимами. Часто из-за физических или психологических проблем могут возникать «затыки» в речи.
В 5 лет ты захотел кого-то посмешить, шутку не поняли, ты обиделся. Или ты долго учил стишок, готовился его рассказать, но выступление не оценили. Это отложилось, в итоге — страх говорить, сникшая осанка из-за подавленности.
Волей-неволей приходится быть и психологом. На занятиях, когда мы начинаем зажимы убирать, они выходят через сопли-слёзы. Но это тоже нормально — ничего страшного тут нет. Чтобы стать мастером в озвучивании, спокойно играть, надо открываться, плакать и так далее. А вот готовы к этому не все.
В начале будет ГБДА
На старте я объясняю, что чудес не бывает. Мы начинаем с азов: положения тела в пространстве, дыхания, ищем свободное звучание, и только после этого переходим к риторике, логике речи и основам сценической речи.
Многие думают, что озвучка — это что-то отдельное и не имеющее к речи и чтению книг никакого отношения. Но это в корне неверно. Предупреждаю сразу — помимо занятий в школе, нужно будет заниматься и дома. Хотя бы по 30−40 минут в день. Иначе прогресс будет медленный.
Одно из ключевых упражнений — языколомки. Например, ГБДА, ПТКО, КЧКУ, РЛЭ и подобные сложные сочетания звуков.
Сам я ещё в начале думал, что ГБДА — самое сложное для начинающих, но потом у меня появились ученики с проблемным ПТКА. Так что и тут, конечно, всё индивидуально.
На занятиях по логике речи мы читаем и анализируем тексты. Начинаем с самых простых — это, как правило, новости, потом переходим к более эмоциональным сказкам и дальше к серьёзным произведениям. Я даю ученикам читать Гоголя, Чехова, Пруста.
А вот когда дело доходит до озвучки, всё перестраивается. Как показала практика, сложнее всего озвучивать простые повседневные диалоги, где игра не нужна. Что-то вроде:
— Джонни, где ты был?
— Дома.
— Я не мог до тебя дозвониться.
А вот мультяшных персонажей, Соника, например, озвучивать гораздо проще. Эмоцию поймал и пошёл по накатанной — минимум логики речи.
При этом актёр озвучивания — это прежде всего актёр. Эти навыки мы начинаем постигать уже на этапе работы с логикой речи и усиливаем на сценической речи. Потихонечку изучаем такие понятия, как адресность, кинолента видений, визуализация, ищем отклик на какие-то слова, подключаем эмпатию.
Движения в кабине звукозаписи помогают перевоплотиться и почувствовать образ, особенно, если это какой-то, например, дубляж. Но чисто технически «физика» должна быть бесшумной. Поэтому в «будку» мы надеваем нешуршащие вещи — какой-нибудь максимально свободный хлопок без металлических и звенящих брякалок.
В каком положении записываться — дело каждого. Я, например, сижу, потому что сам себе ещё и режиссирую — приходится постоянно работать с мышкой и клавиатурой. А вот ребятам не надо беспокоиться о том, чтобы нажимать кнопки, и они приучаются работать стоя, так проще управлять дыханием. Я всегда за стеклом и регулирую этот процесс.
Сколько учится будущий монстр
Если у человека правильно работает опора дыхания, он правильно звучит, хорошо понимает логику речи, эмоционально верно откликается на те или иные фразы, то мы уже в конце третьего месяца обучения заходим в кабину и начинаем чередовать чтение с озвучиванием.
Если же человек пришел совсем «плохонький», то потребуется до двух лет в зависимости от усердия. Когда ученик филонит, посещает занятия раз в неделю и не занимается самостоятельно, я тут ничего не могу гарантировать. Озвучивание — это дело, которым надо жить.
Куда податься после
Одно из итоговых заданий — проходной тест на ЛитРес.Чтец. У меня не было ещё ни одного «провалившегося» ученика, все прошли в проект и, по сути, получили возможность озвучивать литературу. Не в стол, а для людей. На первых порах это может получаться и не очень круто, но смысл тут в приобретении реального опыта. Ещё для практики можно позвучать во всевозможных фандаб-сообществах (фандаб — фанатский дубляж. — Прим. ред.).
Если человек настроен на профессиональную деятельность, надо приложить больше усилий. Я бы рекомендовал после обучения поехать в Москву, поступить в театральный. В целом актёр озвучивания может перейти в режиссёры озвучивания и помогать кинорежиссёрам. Я, например, сотрудничал с режиссёром Михаилом Серебренниковым. Помогал «перетонировать» фильм, помогал актёрам, как правильно расставлять звуковые акценты.
Но тут надо иметь в виду, что по-настоящему заработать на озвучивании может только профессионал, именно поэтому я настаиваю, чтобы мои ученики не бросали занятий и постоянно прокачивались. Например, чтец без опыта на том же ЛитРесе за час начитки может заработать 1 200 рублей, более опытный — 5 000 рублей и более. Об именитых мастерах можно и не говорить — они и за 20 секунд рекламы могут получать десятки тысяч, так что есть к чему стремиться.
Ещё важно, чтобы твой голос был узнаваемым, а для этого тоже нужно постоянно практиковаться и где-то «мелькать». Обрастать связями, раскручивать себя, выстраивать отношения с людьми. Сфера озвучивания — достаточно закрытый сектор, и абы кого туда тоже не пускают — я считаю, надо быть ответственным, пунктуальным и просто хорошим человеком. Ведь даже если есть у тебя какие-то таланты, а человек-то не очень, то и работать с тобой никто не захочет.
фото: t.me/mediamonster24
The post От ГБДА до «Кинопоиска»: как в Красноярске учат озвучивать сериалы appeared first on Новости Красноярска.