Сказкотерапия: как истории помогают решать реальные проблемы

Gorodprima.ru 3 часов назад 22
Preview

Сталкиваясь с проблемами, мы предпочитаем решать их сами или бежим к психологу. Но, оказывается, заглянуть внутрь себя и найти решение намного проще — через сказки. Да не простые, а метафорические. Что это такое и как работает, «Город Прима» узнал у Анны Мир, которая практикует один из самых необычных и интересных методов психологической помощи.

Авторский проект «Сказки всё это» Анна Мир запустила пять лет назад. С помощью метафор девушка помогает взрослым лучше понимать детей и решать собственные глубинные проблемы. А ещё она пишет метафорические сказки и книги для больших и маленьких, проводит «Большие чтения» среди красноярцев самых разных профессий, занятия по управлению вниманием и присутствием, использует техники актёрского мастерства, ведёт наставничество для творческих людей на курсе «Сцена жизни». Но обо всём по порядку.

Как быль стала сказкой

В педагогическом университете я училась на лингвиста-переводчика, работала штатным переводчиком, с клиентами в сфере такси, но всегда в моей жизни было творчество. Занималась рукоделием, керамикой, изобразительным искусством, играла на гитаре и фортепиано.

Профильным направлением творчество стало, когда я ушла в декрет. Шила на заказ вигвамы и работала копирайтером. Писать начала ещё в школе. Мне всегда нравилось уделять внимание языку и словам — разбираться, откуда они произошли, как и почему мы их выбираем и используем.

Свою первую книгу «В объятиях манипулятора. Не зная себя» я посвятила абьюзивным отношениям. Это история о том, что выбраться из трясины иллюзий и проработать свои травмы можно. Основана она на личном опыте прошлых лет. Вместе с этой работой выпустила и первую книгу сказок.

Сказки для детей

Моя маленькая дочка всегда задавала много вопросов, на которые нужно было отвечать. Мы много рассуждали, и я старалась объяснять ей разные явления. Так увлеклась детской, а затем и взрослой психологией и поняла, что добиться нужного эффекта в общении могу через сказку.

Позже, ожидая второго ребёнка, мне нужно было объяснить дочери, какую роль она займёт, когда станет старшей сестрой, и дать понять, что, несмотря на появление малыша, останется важным членом семьи.

По мере взросления у дочки возникали новые вопросы, ей нужно было решать задачи, а мне, соответственно, искать новые сюжеты. Конечно, под каждый вопрос написать сказку не всегда удавалось, но главное, у нас всегда был и есть диалог. Мои дети чётко осознают: «Мама понимает, что со мной происходит, она поможет, расскажет, объяснит».

Следом за сказкой

В то время я вращалась в кругу мам, которые сталкивались с теми же вопросами, что и я. Каждой хотелось дать детям знания, развлечь их, а заодно и узнать что-то новое самим. Так и был придуман формат встреч, где актёр детям и родителям читает сказку, а потом все её обсуждают — делятся впечатлениями, примерами из жизни.

Первые чтения проходили в магазине «Дрёма». Читали сказку о Цыпе.

Сказка про Цыпу

Девочка-цыплёнок жила торопясь, и маме некогда было заниматься её развитием, потому что следила за другими цыплятами. Однажды Цыпа пошла гулять, встретила червяка и хотела съесть его. Но тот остановил её и заговорил с ней. Цыпа удивилась, ведь это был первый знакомый, способный вести длинные дискуссии и разговоры.

Червяк стал вызывать у Цыпы чувство вины и убедил оставить его в живых. В итоге Цыпа перенесла червяка на гору яблок — далеко от своего дома и семьи.

Новый знакомый заставил охранять его. Цыпа ходила вдоль яблочной кучи, а когда стемнело, стала волноваться, поскольку хотела есть.

Червяк же тем временем построил гостиницу и поселил туда постоянных жителей.

Поздним вечером Цыпа уснула, но вскоре её разбудила суматоха. Кучу яблок кто-то разрушил, червякам пришлось уйти, а их главарь стал получать жалобы о том, что «отель» остался без охраны.

Червяк стал ругаться на Цыпу. В перепалке она вспомнила слова своего папы-петуха о том, что нужно беречь голову, бежать подальше от топора, и съела червяка.

Первое, что мы сделали, прочитав сказку — выясняли, кто за Цыпу, кто за червяка. Правильно ли Цыпа делала, когда, жертвуя собой, защищала его. Рассмотрели разные эмоции, и в результате убедились — правых тут нет.

По сути, это обычная история — цыпы едят червяков. Но если переложить ситуацию на реальную жизнь, можно понять, что порой мы оказываемся в роли Цыпы, а порой — в роли червяка.

Интересно наблюдать за поведением детей после чтения сказок. Оно всегда неординарное. Ребята выдают самые разные мнения, строят свои теории, а мы, взрослые, можем отследить и отметить, на каком уровне развития ребёнок находится.

Интересный вывод дети сделали после сказки «Весёлый монстр», где говорится о мальчике, который не может уснуть из-за монстра. Мама предлагает ему нарисовать угощения и положить чудищу под кровать. Мальчик рисует пиццу и засыпает.

Обсуждение мы начали с того, чем накормить монстра и какие у него любимые блюда, а в результате ребята заявили, что монстров вовсе не существует.

Взрослые в сказке

С неподдельным воодушевлением на детских чтениях в обсуждение включались взрослые. В сказках для ребят они видели себя и пускались в рассуждения о том, как бы могли поступить в предлагаемых обстоятельствах. Когда одна из слушательниц сказала, что сказка про Цыпу стала для неё настоящим переворотом, я поняла, что пора переключаться на взрослую аудиторию.

Первая история для взрослых — «Девочка-половинка». Она была написана по запросу конкретного человека. Это метафорическая сказка о поиске себя. Здесь я пошла на самую глубину и добилась нужного результата — человек разобрался в себе.

В каждую сказку закладывается много метафор, кодов, смыслов, а в результате разрешается запрос.

В попытках сформулировать проблему мы не всегда понимаем, что есть ещё и подтекст. Это может быть ощущение или чувство, в котором мы себе ещё не признались. Сказка помогает этот подтекст уловить, осознать, принять.

Перво-наперво человек перекладывает историю на себя и видит лишь то, что подсвечивает его внимание, а дальше — начинает разбираться.

При этом к «своей» сказке в поисках новых смыслов человек может обращаться несколько раз. И каждый раз восприятие будет новым. Благодаря этому удаётся отследить, как меняется твоё отношение к проблеме.

Я пишу об отношениях с детьми, супругами, о проявлении себя, самоопределении. Как-то писала о взаимодействии с животными. Такой стала сказка «Путешествие Гаваны» о расставании с любимцем.

Её я написала в качестве подарка-поддержки маме и дочке, которых встретила на прогулке. С ними была собака по имени Гавана, а позже я узнала, что любимый друг умер от болезни. Семья глубоко переживала трагедию, и сказка должна была помочь справиться с горьким чувством потери.

Для меня не существует табуированных тем. Я пишу обо всём, ведь когда человек обращается с проблемой, он хочет получить помощь.

Сказка — каждому

«Сказочная» аудитория — большая. Порой напишешь историю для одного человека, опубликуешь без упоминания заказчика, и другие люди находят себя в ней.

С клиентами я провожу несколько встреч. Рассказываю о методе, консультирую, даю ключи использования. Но сначала всегда прошу записать аудиосообщение-запрос. Так легче понять ситуацию, а соответственно, и ответ дать более глубокий.

Чаще всего запрос реализовывается, но если у человека возникают дополнительные вопросы, я раскрываю метафору. Можно заказать и продолжение истории.

При этом важно, чтобы человек понимал: метафорическая сказка — это не предсказание и не гадание. Как-то клиент задал мне вопрос: «Когда я поеду на море?». Тут я, конечно, не отвечу.

Я не даю карту — идите прямо и направо — я даю инструмент, с которым человек работает. Сказки рассчитаны на людей, способных смотреть в мир осознанно.

Моя аудитория — люди, увлечённые саморазвитием, включающие внутреннее наблюдение.

Если человек не видит себя в сказке, это говорит о степени его готовности к восприятию. Отсутствие такового — реакция нормальная. Насильно себя ломать и подвергать эмоциональным потрясениям не нужно.

Сказке не конец

Сказки — это увлечение и профессия. Я погружаюсь в них больше и больше.

Теперь проекту «Сказки всё это» больше пяти лет. Началось с чтений с актёром, потом я почувствовала необходимость говорить с аудиторией, устраивать обсуждения, короткие перформансы. Стала изучать сцену в актёрской школе.

На сегодняшний день у меня опубликовано десять книг для детей и взрослых. Некоторые есть и в аудиоформате. Первую мне помогли записать Дмитрий Вундер и Стас Елистратов.

А одна из книг — собранные в одно издание метафорические карты, их 50. Это образные фотографии авторства Татьяны Скурихиной. Каждой карте соответствует одна из сказок. Человек интуитивно или эмоционально выбирает карту и читает историю. Это можно делать самому, а можно во время групповых встреч, которые мы проводим совместно с психологом.

Тренинги я провожу на разных встречах — от корпоративных до женских кругов, устраиваю семейную сказкотерапию в библиотеках. А ещё к сказкам я теперь пишу картины.

Я написала около 270 сказок и примерно столько же человек прошли через проект в качестве чтецов или участников.

После первых двух «сказочных» лет создала проект «Большие чтения» в «Читай-городе», выпустила пять сезонов. Дальше родился курс «Сцена жизни».

Я помогаю творческим людям и тем, кто в этом нуждается, управлять собой на сцене. И не только на публичных выступлениях, но и на внутренней сцене жизни, в диалоге с собственной душой.

Сейчас самое любимое направление моей работы — дебаты. Его используют в школе и со студентами, но мне кажется, что этот метод терапевтичен и необходим он ещё и взрослым. Здесь есть и элемент психодрамы, и возможность говорить, управлять своей речью, кинетическим интеллектом, наблюдать за мышлением, собой и своей невербаликой во взаимодействии с другими людьми.

В будущем я хочу пробовать проводить тренинги в формате «Абсурд». Для меня это, наверное, высший пилотаж, к которому стремлюсь. Это направление сродни импровизации, но в первую очередь оно про игру и нестандартное мышление в работе с внутренними конфликтами.

В целом же основная моя миссия — помочь людям поверить в свою творческую составляющую, которая может быть опорой и дать знания, даже если у человека нет профессионального опыта в какой-то сфере.

фото предоставлены спикером

The post Сказкотерапия: как истории помогают решать реальные проблемы appeared first on Город Прима.

Читать продолжение в источнике: Gorodprima.ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'