Разлив топлива в Керченском проливе произошёл месяц назад. Поиск виноватых, замазученный песок, спасенные и погибшие животные, «перспективы» российских курортов — обо всём этом не перестают сообщать российские СМИ с 15 декабря. Подробную историю катастрофы рассказал портал «Кубань Информ». Мы также делимся с вами тем, как сегодня обстоят дела в Краснодарском крае и какие прогнозы дают эксперты.
Вести с моря
Особенно активная работа на берегу Черного моря началась 9 января, после того президент Владимир Путин раскритиковал безответственность местных властей. Чтобы контролировать ликвидацию последствий, правительство создало комиссию, куда вошли ведущие специалисты основных отраслей. Теперь, когда глава государства и премьер-министр «инспектируют» действия чиновников лично, дело пошло в гору.
Для очистки загрязненного побережья выделили миллиард рублей из федерального бюджета. Эти средства помогли задействовать больше передовой техники и внедрить новые технологии очистки: полипропиленовые сети и боновые заграждения, которые задерживают разлив мазута, уловители пятен и биосорбент. Кроме того, повсеместно, в зоне аварии открываются дополнительные штабы по спасению животных.
Согласно последним данным, с побережья собрали более 150 тысяч тонн загрязнённого песка. Грунт складируют на полигоне, а после вывозят на очистные предприятия. По завершении процедур чистый песок вернут к морю.
Не все гладко
Казалось бы, работа спорится, и нужно только время, чтобы ликвидировать последствия полностью. Однако ситуация существенно осложняется тем, что выброс нефтепродуктов не прекращается. Разрушенные танкеры до сих пор находятся под водой, и новые выбросы мазута фиксируются едва ли не ежедневно.
Неделю назад президент поручил разработать план их подъёма. Ответственные лица задачу выполнили, но прогноз не слишком утешительный: извлечение агрегатов может занять минимум три месяца, максимум — год. Такие сроки связаны с колоссальным объёмом работы, для которой нужны сотни специалистов, а также с существенными затратами — от 200 миллионов до миллиарда рублей. Такие расчеты предоставил «РБК Краснодар», ссылаясь на экспертов екатеринбургской ГК Hydro.
Благо здесь лишь в том, что каждый новый разлив удаётся оперативно купировать. Обнаружив утечку, на месте сразу устанавливают боновые заграждения, собирают мазут полипропиленовыми сетями, плёнку на поверхности обрабатывают сорбентами.
Едва живые существа
Разлив нефтепродуктов нанес существенный ущерб не только грунту. От мазута пострадали тысячи живых существ — птицы, рыбы, дельфины.
Пернатые покрылись черной вязкой массой, которая склеила перья и клювы. Птицы не могут чиститься, питаться, летать, да и передвигаться любым другим способом. Их кожа и слизистые обожжены. «Химия» приводит к отравлениям и гибели.
Но если птиц спасти можно, то оказать помощь дельфинам возможности практически нет. В воде не отловишь, только на берегу, куда они выбрасываются обессиленные и уже в критическом состоянии. Шансы на спасение минимальны. За месяц погибли 32 дельфина. Реабилитировать удалось только несколько особей.
Что касается птиц — в основном это чомги, лысухи и бакланы — их реабилитация идёт по отлаженной схеме. На сегодняшний день специализированные центры Кубани и Ставрополья приняли 2652 особи.
— Под штаб отмывки птиц и медицинский бокс переделали автомойку. Волонтёры днём и ночью отмывают пернатых. Сначала три степени очистки, потом инъекции, искусственное дыхание, промывка желудков.
Но нас сначала направили в зоны по отлову. Выдали белые защитные костюмы, чулки жёлтые, пакетик с едой, перчатки, маски, очки. В дырявые — это для воздуха — коробки с пелёнками мы собирали птиц. Но поскольку патрулировали днём, поймать удалось немного. Как показывает опыт, основная масса обнаруживается на рассвете.
Результат дневного патруля на двух участках — три мёртвых птицы, одна в мазуте и один мёртвый дельфин. Дельфина увезли ветеринары, а я увёз птиц в пункт помощи.
Алексей Сердюк, волонтёр из Красноярска.
До того, как отправить птицу на реабилитацию, с ней работают волонтеры. На побережье прошедшие инструктаж добровольцы отлавливают пострадавших пернатых. Их осматривают, оказывают первую помощь, отмывают при помощи крахмала. Как выяснилось, это одно из самых эффективных средств очистки перьев. На помывку одной птицы у двоих человек уходит примерно 45 минут, подсчитали экологи.
Экологический ущерб
Точное количество заражённых и погибших рыб, птиц, дельфинов на сегодняшний день неизвестно. Произвести подсчёт невозможно, как и полностью реанимировать природу побережья.
По словам экологов, пока продолжается утечка мазута, пока грунт и вода не очищены, среда будет страдать. Срок полного восстановления может составить от 3 до 10 лет. Все зависит от глубины залегания вредоносной массы. Любое пятно под камнем или в песке будет травить всё вокруг, водоросли не будут расти, беспозвоночные не смогут питаться.
Что до финансовой стороны ущерба, его эксперты пытаются вычислить по специализированным таксам или основываясь на фактических затратах на восстановление экосистемы. Определение окончательной стоимости будет возможно, когда Морречфлот сообщит Росприроднадзору финальный объём разлившегося мазута.
Ответственные лица
Кто ответит за нанесённый природе урон — один из главных вопросов. По закону «Об охране окружающей среды», возместить ущерб должны юридические лица, допустившие загрязнение. В данном случае это собственники затонувших танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» — ООО «Кама Шиппинг» и ЗАО «Волгатранснефть».
Компенсировать вред они должны либо добровольно, либо по решению суда.
Пермскую компанию «Кама Шиппинг» после катастрофы привлекли к административной ответственности за нарушения в работе — фирма не проводила обучение экипажа охране труда и оказанию первой помощи. Несколько дней назад счета «Камы» были заблокировали из-за долга в 55,5 миллиона рублей.
А вот ЗАО «Волгатранснефть», владельца «Волгонефти-239», планируют признать банкротом — долги в 6,5 миллиона. Кроме того, в отношении фирмы Новороссийская транспортная прокуратура подала три иска о привлечении к административной ответственности. Причины разбирательств пока не уточняются.
Два капитана
В нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта Следственный комитет обвинил капитанов танкеров, поскольку агрегаты пошли на дно после повреждений в условиях шторма. Добавим, что на судах 15 декабря вообще не должно было быть нефтепродуктов. Разгрузку планировалось произвести ещё в ноябре, и тому были серьёзные причины.
Так, на «Волгонефти-212» сломался один из котлов. Один оставшийся не мог полноценно поддерживать условия хранения мазута. Были предприняты попытки ускорить процесс разгрузки, но тщетно. Как пишет «Кубань Информ», причина этому явно коммерческая — бенефициары хотели продать мазут подороже и перелить его на другой танкер в море.
Сейчас для обвиняемых избрана мера пресечения. Капитана «Волгонефти-212» заключили под стражу, а капитана «Волгонефти-239» оставили под домашним арестом. Максимально допустимое наказание для них — лишение свободы сроком до пяти лет.
Кто спасает побережье
Сегодня на многокилометровом участке с бедствием борются не только профессиональные спецслужбы. На побережье с момента катастрофы не перестают прибывать волонтёры и неравнодушные местные жители. Здесь школьники, студенты, взрослые, пенсионеры. Каждый из них старается оказать посильную помощь. Люди собирают мазут, ищут пострадавших птиц.
— В первый приезд мы оказались на участке, где работали сотрудники «Транснефти». Нас встретили, сразу накормили, выдали лопаты, пакеты, мешки, перчатки. Денёк поработали на берегу, погребли песок. Это было место, где уже убирали, но потом опять шторм снова нанёс мазут. Просеивать приходилось, как картошку, через перчатки. Загрязнённый грунт мы кусочками складывали в мешки.
В целом от Анапы до Тамани зона бедствия примерно 50 километров. И все эти 50 километров загрязнены. Люди, желающие помочь, постоянно приезжают. Их становится всё больше и больше. Хорошо, что на месте сотрудники служб сразу всё выдают и обозначают фронт работы.
Лучше добровольцам выбирать более отдалённые локации, туда стекается меньше народу, и помощь нужна сильнее.
Алексей Сердюк, волонтёр из Красноярска.
На первых порах амуницию добровольцев просили приносить с собой. Теперь, когда работа отлажена, желающим помочь всё необходимое выдают в организованных штабах. Пройдя инструктаж, получив спецодежду и оборудование, волонтёры отправляются трудиться на благо природы и проводят на побережье время с утра до самой ночи.
фото: vk.com/aleksey_serduyk, t.me/opershtab23
The post Спасение Кубани: что успели сделать за месяц после масштабной катастрофы appeared first on Новости Красноярска.