Тыл — фронту: «жёны — на производство!»

Gorodprima.ru 5 часов назад 17
Preview

Великая Отечественная война — самое трагичное событие российской истории в XX веке. Сложно найти человека, чью семью не коснулось это общенациональное горе. Тяжёлые бои шли в европейской части страны, а здесь, в Сибири, трудились для победы. В Красноярский край эвакуировали многие заводы, которым угрожала опасность, и переоборудовали, чтобы помогать фронту. О предприятиях, где ковалась победа, рассказывает «Город Прима».

В первые месяцы войны в Красноярск эвакуировали заводы из европейской части СССР. Однако в городе буквально не хватало рабочих рук, многие мужчины ушли на фронт, а дома остались старики, подростки и женщины. Именно они встали за станки. В ближайшие годы им предстояло возводить цеха, строить жильё и создавать необходимое оборудование для фронта.

Более 60% всех работников на предприятиях Красноярского края тогда составляли женщины. По инициативе работниц судоремонтного завода развернулось движение под лозунгом «Жёны — на производство!».

Женщины в рекордно короткие сроки осваивали новые профессии, трудились добросовестно и самоотверженно, при этом перевыполняя производственные планы. Например, в 1942 году на Красноярском заводе № 4 гражданка Зырянова освоила специальности шлифовщика, сверловщика и строгальщика, на каждой из них она выполняла по 2,5-3 нормы выработки.

Людмила Мариненко, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Гуманитарного института СФУ

Женщины у станка и в заголовках

Газеты активно поддерживали женщин и рассказывали об их подвигах в тылу, вдохновляя и других присоединиться к работе. Так, 5 июля 1941 года в газете «Красноярский рабочий» вышла заметка о домохозяйке Бурмистровой, которая осваивала профессию токаря. Её брат и муж ушли добровольцами на фронт, а сама она 24 июня попросилась на завод.

В те дни газета «Красноярский рабочий» писала:

«Много советских патриоток пришло на транспорт. Они настойчиво учатся работать у станка, управлять реверсом паровоза, заменять путевого обходчика и бдительно охранять стальные километры железнодорожного полотна».

27 июня 1941 года в газете «Красноярский рабочий» было опубликовано письмо 286 жён железнодорожников. Они писали:

«В эти грозные для страны дни мы, жёны железнодорожников, полны желания оказать помощь бойцам Красной армии, выполняющим боевую великую задачу. Мы решили подготовить подарки бойцам Западного фронта… Обращаемся ко всем женщинам Красноярска с призывом подготовить подарки нашим дорогим бойцам. Пусть бойцы, командиры и политработники Красной армии, получая подарки, помнят, что за ними стоит весь многомиллионный советский народ, готовый в любую минуту встать на защиту своих завоеваний».

Женщины также осваивали тракторы и комбайны. Абанская районная газета «Красное знамя» 8 марта 1942 года писала: «Женщины осваивают технику моторов. Так, в нашем районе имеется 105 трактористок, и 107 человек готовятся стать трактористками, а также осваивают работу комбайнов и других сельскохозяйственных машин».

Шли «жёны» и в Енисейское речное пароходство. Летом-осенью 1941 года там приняли 275 женщин, из них в плавсостав — 165.

Помимо работы на производстве, многие женщины с первых дней войны просились на фронт. Тогда для них организовали систему военного обучения. Большое внимание уделялось подготовке морзисток, телефонисток, телеграфисток и радисток. Первыми курсантами эвакуированного в Красноярск Киевского военного училища связи стали 800 девушек в возрасте от 18 до 20 лет.

В 1944 году в Красноярском крае призвали 1443 женщины, 836 из которых отправили на фронт, остальных распределили на работу в промышленности. Например, в начале войны около 400 женщин пришли работать на паровозовагоноремонтный завод.

В первые дни войны с завода на фронт ушли 270 токарей, 363 слесаря и сотни рабочих других специальностей. Широко развернулось движение двухсотников-трёхсотников, то есть рабочих, которые выполняли 2-3 нормы за смену. У станков встали женщины, пенсионеры и подростки.

 

Переход на военные рельсы

Предприятие должно было быстро перестроиться и с июля 1941 года начать выпускать поезда особого назначения: дорожно-ремонтные, танко-ремонтные, санитарные и банно-прачечные. Каждый поезд состоял из нескольких вагонов и площадок, в которых были установлены механические мастерские, электростанции и передвижные подъёмные краны.

Работникам также нужно было научиться производить бронепоезда, миномёты и боеприпасы.

Однако переход на военное производство шёл трудно. Слабым звеном оказалась заводская ТЭЦ, которая не могла давать необходимое количество тепла и пара. Были сложности и с изготовлением санитарных поездов, так как оборудование с других заводов страны шло с задержками. В итоге группе конструкторов пришлось за несколько суток подготовить необходимые чертежи, и на предприятии начали производить оборудование из местных материалов.

В сентябре-декабре 1941 года ПВРЗ принял оборудование эвакуированных Полтавского, Воронежского и Изюмского паровозоремонтных заводов.

Перестройка на военный лад завершилась в 1942 году. К его концу у завода было 20 цехов, а за первые девять месяцев войны построили 26 поездов оборонного значения.

Производство снарядов и миномётов

По постановлению Совета народных комиссаров от 5 сентября 1941 года завод стал выпускать корпуса 122-мм снарядов. С октября началось производство миномётов БМ-82. Для этого был создан специальный цех.

Осваивать военную продукцию работникам завода помогали специалисты, которые прибыли с ленинградских предприятий. С их помощью удалось улучшить конструкции миномётов и сделать удобную оболочку для мин.

Позже завод получил задание собирать бронепоезда, однако оказалось, что броневые плиты придётся изготавливать самостоятельно. Необходимо было добыть угловое железо, графит и срочно построить калильную печь. Рабочим пришлось трудиться по 10-12 часов в сутки, а после ночных смен выходили на субботники, собирали лом чёрных и цветных металлов.

 

Из ПВРЗ в ЭВРЗ

Сейчас Красноярский электровагоноремонтный завод продолжает функционировать. Предприятие выполняет заказы для железных дорог Монгольской Народной Республики и Республики Беларусь, ремонтирует вагоны для Министерства обороны Российской Федерации.

3 августа 1941 года из Петрозаводска прибыл первый эшелон со станками Онежского машиностроительного предприятия Наркомлеспрома. Красноярский механический завод расширился и перешёл на выпуск оружия и боеприпасов. С 1943 года его переименовали в завод № 863.

 

Военное время

На заводе с приездом новых специалистов перепланировали все помещения. Станки и технику, которые не предназначались для выпуска военной техники, разбирали и выносили из корпусов. Так как механический завод был небольшим по площади, решили срочно возводить новые корпуса. Оборудование запустили до того, как у зданий появились стены и крыши.

В итоге снаряды для фронта завод начал выпускать уже в сентябре 1941 года.

Всё для фронта

В основном завод производил корпуса 122-мм снарядов и 25-килограммовые авиабомбы. Сотрудники завода смогли усовершенствовать технологию производства, сэкономить металл и топливо и уменьшить потребление угля. В итоге за год было произведено 302 тысячи, несмотря на план в 230 тысяч.

В октябре 1943 года предприятие установило рекорд по выпуску продукции. Годовой план выполнили досрочно — к 7 декабря. За годы войны завод увеличил производство в 8 раз и стал одним из лидеров промышленности Красноярска.

Помимо снарядов, в 1944 году рабочим пришлось научиться производить топоры для лесных предприятий. Заводчане изготовили 3000 экземпляров.

 

Наши дни

После войны завод № 863 стал выпускать спецтехнику для лесной промышленности, а в 1965 году его вновь переименовали в Красноярский завод лесного машиностроения («Краслесмаш»). В 2013 году завод в Красноярске полностью ликвидировали, а всё оборудование вывезли в Петрозаводск.

фото gnkk.ru, goskatalog.ru

The post Тыл — фронту: «жёны — на производство!» appeared first on Город Прима.

Читать продолжение в источнике: Gorodprima.ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'