Кто такие коллекторы: как они работают и что имеют право делать

Источник: РБК | Дата: 1 неделя назад

Содержание:

Коллекторы (от позднелат. collector, «сборщик») — это люди или организации, которые занимаются возвратом долгов. Если человек взял кредит или займ, но не отдает или не платит взносы, банк, микрофинансовая организация (МФО) или любой другой кредитор может передать долг для взыскания коллекторам. Их задача — напомнить должнику, что тому следует вернуть деньги, и постараться договориться о возобновлении выплат. Иногда коллекторы просто звонят и отправляют письма, а иногда могут действовать значительно более настойчиво.

В РФ первые агентства по взысканию задолженностей появились в 2000-е годы, до 2017-го их деятельность практически не регулировалась законодательством. По данным на 2025 год в РФ действуют 534 таких организаций, некоторые из них состоят в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) ― ассоциации, которая контролирует методы работы профессиональных взыскателей. Невзирая на вводившиеся в 2016-2024 годы законодательные ограничения, деятельность коллекторских агентств продолжает вызывать критику в связи с нарушениями при взыскании долгов. В 2023 году размер среднего долга россиян перед коллекторами составлял 210 тыс. рублей, в 2024 году эта сумма сократилась до 196 тыс.

Деятельность коллекторских агенств регулирует закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» (230-ФЗ), известный также как «закон о коллекторах». Он вступил в силу в январе 2017 года. Этот закон предъявил новейшие требования к профессиональным взыскателям и существенно ограничил их в способах общения с должниками. В феврале 2024-го были приняты поправки к этому закону.

Кредитные организации могут передать профессиональным взыскателям задолженность по агентской схеме (когда долг продолжает числиться за банком или МФО, а коллекторы помогают его взыскать), или же продать их агентствам по договору цессии. В таком случае должник становится должен не банку, а самим коллекторам, которые купили долг. И тогда уже они решают, как именно его взыскивать, а также предлагают свои условия для погашения задолженности. Чаще всего банки передают долги коллекторам спустя 30 дней просрочки. Некоторые банки с этой целью проводят тендеры на электронных торговых площадках.

С точки зрения должников работа коллекторов в РФ обычно начинается с напоминаний о просроченном долге посредством звонков, сообщений и писем. Таких уведомлений стоит ждать уже в первые недели после пропуска срока оплаты. На этой стадии они предлагают должнику самостоятельно вернуть деньги или договориться о новом графике выплат.

Если задолжавший игнорирует напоминания, коллекторы могут начать применять более настойчивые методы. В таком случае они чаще звонят, отправляют еще больше уведомлений на электронную почту и пишут в том числе бумажные письма с предупреждениями. Иногда они могут связаться с родственниками или коллегами должника, если они упомянуты в кредитном договоре в любом качестве. Однако ни на какой стадии воздействия они не имеют права угрожать, применять силу, портить имущество или оказывать психологическое давление — за подобные поступки они ответят по закону.

При невозможности добиться выплаты коллекторы могут довести дело до суда. Если суд вынесет решение о принудительном взыскании долга, к этому процессу подключаются судебные приставы. У них есть право списать деньги со счетов должника, арестовать его имущество или ограничить выезд за границу, если сумма задолженности достаточно большая. У коллекторов таких прав нет.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) классифицирует коллекторские агентства в зависимости от степени возможного вреда для должников — зарегистрированные организации распределяются по сегментам высокого, значительного, среднего или низкого риска в зависимости от выявленных в ходе проверок нарушений работы. В самую высокую — «красную» — группу заносятся организации, которые допустили грубые нарушения закона 230-ФЗ.

С 2017 года для легальной работы в РФ коллекторские агентства обязаны соблюдать несколько требований. Основные из них включают:

Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА) также выдвигает ряд дополнительных требований к этим организациям, оформленных в виде так называемого этического кодекса коллекторов.

Права коллекторов и агентств по сбору долгов связаны с их обязанностями. Так, они могут:

Коллекторам не запрещено приходить к должнику и даже его живущим отдельно родственникам домой. Однако закон № 230-ФЗ ограничивает сотрудников агентства в количестве таких посещений — не чаще одного раза в неделю; время визитов — те же часы, что и звонки.

Приход коллекторов к родным должника законен, если соответствующая возможность предусмотрена в соглашении о задолженности, то есть этот визит поддержал сам должник, дав все контакты родственников.

В противном случае это повод обратиться к жалобой на взыскателей.

Сотрудникам служб взыскания категорически запрещено применять любое физическое воздействие как в отношении должников, так и их родных, портить имущество, использовать угрозы и психологическое давление.

Также не разрешается использовать методы, нарушающие честь и достоинство, в частности распространять информацию о долге среди родственников, соседей или коллег должника без его собственного на то согласия.

При появлении на пороге должника или в дистанционном к нему обращении коллекторы обязаны сообщать, что они действуют от имени кредитора, уточнить, какого именно, а также рассказать о правовых последствиях неуплаты долга.

Взыскателям также не следует вводить должников в заблуждение, представляясь другими лицами, например судебными приставами.

На стадии, когда дело дошло до суда, коллекторы уже не могут вмешиваться в процесс. Далее их обязанности регулируются решением, вынесенным судом.

Если даже после предъявления всех документов к человеку, представившемуся коллектором, остались вопросы, его сведения можно проверить самостоятельно.

В первую очередь нужно помнить, что хамство или угрозы — это серьезное нарушение, которое карается по закону. В этот момент важно не поддаваться на провокации, сохранять спокойствие и не вступать в открытый конфликт. В случае угроз или попытки проникнуть в жилище следует сразу же обратиться в полицию. В случае продолжения угроз от взыскателей можно подать жалобу на превышение полномочий в соответствующие органы — ФСПП или в прокуратуру, вы также можете написать на них заявление в полицию и, при необходимости, подать иск в суд. Кроме того, можно и нужно обращаться за оглаской в СМИ и на правовые интернет-ресурсы, где можно рассказать историю угроз или других незаконных действий со стороны коллекторов. Публичность может помочь не только вам, но и другим должникам, столкнувшимся с недобросовестными практиками взыскателей.

Следует записать или любым другим образом зафиксировать разговор с теми, кто собрался взыскивать долг. Телефонную беседу нужно постараться зафиксировать на встроенный или внешний диктофон. Предупреждать о том, что ведется запись, необязательно.

Если разговор происходит лично, то можно сделать видеозапись. Все эти свидетельства будут полезным доказательством в случае жалобы или обращения в суд.

Обязанности брать трубку и в целом общаться с коллектором нет. Однако взыскатели не только требуют возвращения долга, но могут предложить более выгодную рассрочку или даже варианты списания части суммы. Также нужно помнить, что агенты не могут звонить вам чаще одного раза в день и не более трех раз в неделю. Участившиеся звонки являются поводом для обращения с жалобой.

Если не брать трубку, коллекторы могут перейти с письменному общению, например через электронную почту. К такому виду коммуникации можно перейти сразу, написав в агентство о нежелании или невозможности разговаривать по телефону.

Прежде чем обращаться с жалобой на коллекторов, необходимо собрать все возможные доказательства в обоснование заявления и в свою защиту.

С таким набором документальных подтверждений можно обращаться в надзорные или правоохранительные органы, в зависимости от характера нарушений коллектора.

Кроме того, жалобу можно подать и в профессиональную ассоциацию коллекторов — НАПКА.

Первой реакцией при звонке по поводу чужого кредита зачастую является стремление побыстрее повесить трубку. Это неверно. Если коллекторы звонят по долгу другого человека и требуют оплату, нужно:

Нелегальные коллекторы можно условно разделить на «черных» и «серых». «Черные» коллекторы не имеют официальной регистрации и права взыскивать долги. «Серые» коллекторские агентства официально зарегистрированы, но их сотрудники позволяют себе незаконное воздействие на должников вплоть до преследования их родственников, шантажа и порчи имущества. Профессиональные коллекторы находятся под контролем различных государственных органов, они обязаны регулярно отчитываться о своей деятельности и соблюдать стандарты. «Черные» коллекторы таких обязательств не несут, поэтому, как правило, именно нелегальные агентства в большинстве случаев практикуют психическое давление и запугивание и другие грубые нарушения законодательства.

Таким образом, чтобы избавить себя от необходимости взаимодействовать с «черными» взыскателями, которые, по сути, являются мошенниками и преступниками, следует:

При этом в общении с такими взыскателями нельзя предоставлять им никаких личных данных или выполнять подозрительные просьбы (вроде «переводов на безопасные счета» или передач сведений из SMS), а также платить деньги по требованию коллекторов без проверки (время для того, чтобы разобраться в обстоятельствах произошедшего, в любом случае есть).

Источник: РБК