Диана Нагорная — в недавнем прошлом фотограф и блогер, в настоящем — фуд-стилист. Раньше сотрудничала с разными брендами: от «Пятерочки» и «Мираторга» до «Вкусвилла» и «Яндекс Ultima», а сейчас активно работает в кино и сериалах. Совсем недавно вышел «Последний богатырь. Наследие», где Нагорная отвечала за гастрономическое наполнение кадра. «Сноб» встретился с Дианой и расспросил ее о вкусной и красивой пище, вдохновляющем контенте и пирах на съемках.
В ресторанной сфере вас знают как фотографа, снявшего не одну сотню обновлений меню и других аппетитных картинок еды. Когда в России все поняли, что для продвижения ресторана нужны красивые фото?
Начало моей фотокарьеры совпало с тем, что стали появляться и развиваться социальные сети, важность красивого контента — следствие этого процесса. Фуд-фотографы были и до бума на ныне запрещенную социальную сеть: некоторые рестораны (преимущественно фастфуд-сегмента) снимали еду для иллюстрации меню, создавая некую «карточку товара», а также использовали их на сайте или чтобы отдать в СМИ. Все это носило технический, утилитарный характер — и объем, и качество, и креатив были не такими, как сейчас. Чем стремительнее развивались соцсети, тем яснее становилось, что картинкой можно зацепить и получить реакцию, а значит, нужно продавать через красивые образы.
Как за эти почти 10 лет поменялась мода на съемку?
Раньше было много спроса и мало контента, люди были жадные до нового и красивого, а сейчас чувствуется переизбыток и пресыщение. Каждый человек найдет именно то, что ему по вкусу: будь то выверенная композиция и совершенный кадр, минимализм с приглушенными цветами и четкими линиями или же атмосферные кадры с обилием деталей, фактур. Жизненность и трушность тоже актуальны. Условно, скол на посуде или курица со всеми физиологическими подробностями никого не смутят, даже наоборот. Думаю, в тренде манифестация персональной идентичности и честная трансляция, на которую и приходит аудитория.
Ходят легенды, что для того, чтобы еда выглядела аппетитно, используется клей, масло и другие совершенно несъедобные вещи. Так ли это на самом деле?
Это пережитки прошлого, сейчас снимают настоящие продукты, но готовят их по-особому: пасту и мясо недоваривают, а овощи практически не обрабатывают термически. Если еду оставить в состоянии аль-денте, фактура будет казаться аппетитнее. Скажем, томатная паста в кадре не выглядит такой красной, как в жизни, глаз воспримет природный (натуральный) цвет блеклым, значит, нужно добавить краситель. На съемке все преувеличено: выкручивается яркость продукта, для сочности добавляют больше соуса или смазывают ингредиенты оливковым маслом, даже полоски от гриля на стейке намеренно делают более четкими, чем в жизни. В создании аппетитного образа важно все: технические секреты подготовки еды, правильное освещение, композиция.
В чем конкретно заключаются задачи фуд-стилиста?
Это еда и все что с ней связано, а именно приготовить, сервировать, иногда подобрать правильную посуду. Одно и то же блюдо, выложенное в разные тарелки, может выглядеть совершенно по-разному, важно, чтобы посуда не затмевала само блюдо, а подчеркивала его. Основная задача — сделать еду не только вкусной, но и аппетитной на вид, для этого я тщательно подбираю ингредиенты, учитываю их цвет, текстуру и форму.
Раньше с этой работой вполне успешно справлялись реквизиторы, почему сейчас возник запрос на фуд-стилистов?
Индустрия развивается семимильными шагами, есть потребность в нишевых специалистах и более профессиональной работе каждого из подразделений: от сценария и кастинга до качественных декораций и возможности обогатить сюжет правильным выбором блюд. Думающим режиссерам одинаково важна и красивая картинка, и смысл. Вместе мы анализируем, какое блюдо будет уместно в кадре, а чего там быть не должно. Например, однажды мне не разрешили украшать блюда с рыбой лимонами, так как по сюжету в то время их еще не привезли в Россию. Или съемка фильма с новогодним контекстом, по сценарию герои планируют праздновать в новой квартире, где нет плиты, соответственно, нужно было выбрать что-то подходящее обстоятельствам. Важно, чтобы все гармонично вписывалось в общую картину и передавало нужное настроение.
Какие хитрости помогают подавать и снимать еду максимально эффектно?
Много всего. Я люблю добавлять зелень, капли соусов или крошки, чтобы сделать изображение более живым и аппетитным. Можно прикрыть, завуалировать некрасивый элемент какой-то деталью, крупными специями, например. Или увести внимание, положив рядом предмет, вызывающий приятную ассоциацию, так общая картина воспринимается более позитивно.
А кто после съемки ест всю эту еду?
Не хочется вас расстраивать, но никто. Съемки проходят в павильонах, студиях, где нет кухни, все готовится буквально в полевых условиях, и гигиена не особенно соблюдается. Затем напомню, что продукты почти сырые, чтобы сохранить их фактуру, а еда находится в кадре часами, все становится холодным, грязным. Как правило, даже на съемках рекламы, где в кадре продукт или блюдо, их тоже не едят, а выплевывают. Недавно, например, актриса 98 раз откусила сырник во время смены — что бы с ней было, если бы она съела даже половину из этих кусочков? Но есть исключения: когда мы снимали сцену пира с обилием еды в сериале «Последний богатырь. Наследие», актеры массовых сцен (их было 50 человек) радостно пили и закусывали. Часть блюд были просто для антуража, например роскошные поросята и барашки, обработанные лаком для блеска, но что-то вроде соленых грибов, квашеной капусты и пирогов было съедобным.
Что помогает развиваться в профессии?
Насмотренность, обожаю наблюдать за работой коллег в других странах. Слежу за Luisa Chiddo, Ben Lee, Julius Roberts, Ed Smith, Jesse Jerkins и многими другими фуд-стилистами, поварами (любителями и профессионалами). У всех есть аккаунты в социальных сетях. А еще я киноман со стажем, пока не было детей, могла посмотреть 20 фильмов за неделю.
В каком фильме еда снята максимально эстетично?
Еда уверенно становится главным героем в кино. Недавним фаворитом Каннского кинофестиваля стал «Рецепт любви» режиссера Чан Ань Хунго, весь фильм герои сочно, медленно готовят, и наблюдать за этим было интересно даже тем, кто не имеет отношения к индустрии. Сделано красиво и талантливо, рецепт прост: драматургия, отличный актерский состав и аппетитная еда в кадре.
А если говорить именно о рекламе, то какие кампании, на ваш вкус, можно назвать шедевральными?
Я обожаю Бена Аффлека, поэтому необъективна, так что первый пункт — Бенни с пончиками Dunking (The Dunkings). Затем рекламный ролик «Бургер Кинга», показывающий, что их бургер по-настоящему свежий — прекрасный ситуативный пиар, ведь эта реклама — своеобразный ответ «Макдоналдс» на историю о найденном спустя несколько месяцев бургере, который выглядел как свежий. Ну и прекраснейший проморолик водки с Дэниелом Крейгом в образе агента 007, который снял режиссер Тайка Вайтити. Пример рекламы, где харизма и индивидуальность актера 100% сработали во благо продукта.
Беседовала Виктория Решульская