Внешне машина может выглядеть практически невредимой после аварии, но под капотом или под обшивкой могут скрываться серьёзные повреждения. Именно для того чтобы выявить всё, что ускользает от взгляда, проводится дефектовка — детальный технический осмотр с разбором повреждённых частей. И иногда только этот процесс может защитить водителя от недоплаты со стороны страховой компании.
Дефектовка — это техническое обследование машины после ДТП, в процессе которого фиксируются все повреждения, в том числе скрытые. Часто для этого требуется частичная разборка: снимается бампер, разбирается обшивка салона или даже демонтируются элементы подвески.
По итогам составляется акт дефектовки — документ, в котором указываются:
Сам по себе этот акт не имеет юридической силы, но он становится непременной частью комплекта документов, на основании которых принимаются решения о компенсации или ремонте.
Скрытые повреждения — главный риск после, казалось бы, незначительной аварии. Чаще всего именно они могут повлиять на безопасность вождения, а страховая, если они обнаружатся слишком поздно, может отказаться их оплачивать.
Среди типичных скрытых дефектов:
Без подъёмника и спецоборудования такие дефекты остаются незамеченными — до тех пор, пока не нанесут ущерб безопасности или бюджету.
Если ДТП попадает под страховое покрытие по ОСАГО или каско, страховая обязана компенсировать весь ущерб, включая скрытые повреждения. Но есть нюанс: если они не были зафиксированы изначально, а владелец начал ремонт самостоятельно, добиваться компенсации потом будет практически невозможно.
Перед ремонтом необходимо:
Если повреждения найдены уже после первичной оценки, страховая обязана пересмотреть расчёты.
Нет. Если у автовладельца есть сомнения в компетентности сотрудников страховой или сервисного центра, он вправе инициировать независимую экспертизу и провести дефектовку за свой счёт. Главное — пригласить представителя страховой к участию и зафиксировать это документально.
"Если повреждения подтверждаются независимой экспертизой, на её основании можно направить в страховую официальную претензию с требованием перерасчёта компенсации", — юрист по автострахованию Алексей Котов.
Начав чинить авто до визита оценщика, водитель теряет возможность получить компенсацию за скрытые повреждения. Даже если вы уверены, что "там всё понятно", страховая может отказать в доплате, сославшись на отсутствие доказательств.
Лучше немного подождать — и защитить свои права документально.