Немецкое правительство готовится выделить сотни миллиардов евро на оборону, инфраструктуру и экологическую перестройку. Однако за этими грандиозными планами стоит не менее важная задача: найти баланс между необходимыми инвестициями и риском растратить государственные средства до последнего цента. Кабинет министров вынужден демонстрировать чудеса бюджетной экономии, и в дискуссиях экспертов уже сформировался ряд конкретных предложений.
Между тем, у авторов t–online есть несколько предложений, как грамотно провести эту болезненную операцию и при этом не навредить государственному организму.
Сократить дублирование: передать политику развития в МИД
По мнению Дэвида Шафбуха, развитие — это давно уже не просто экономическая помощь, а тонкий дипломатический инструмент. Следовательно, логичнее передать функции Министерства экономического сотрудничества и развития Министерству иностранных дел. Такой шаг избавил бы государство от дорогостоящих бюрократических дублей и позволил бы оптимизировать работу аппарата.
Разумеется, это не означает, что Германия должна полностью отказаться от своей политики развития: ее эффективное управление может занять достойное место под крылом МИД, если параллельно упразднить громоздкую структуру и ввести пост государственного министра по вопросам развития.
Переосмыслить субсидии для автомобилистов
Компенсация за длительные поездки на работу (так называемая «компенсация расходов на проезд») обходится бюджету в миллиарды. Однако никто не должен устраиваться на работу в другом городе или, при возникшей необходимости, использовать только автомобиль. Общественный транспорт и переезд зачастую становятся более разумными альтернативами.
По расчетам Флориана Шмидта, в 2018 году Германия могла бы вернуть в казну до шести миллиардов евро, отменив эту компенсацию. Сегодня сумма могла бы быть еще внушительнее — средства, которые лучше потратить, например, на развитие дешевого Deutschlandticket или поддержку железнодорожной инфраструктуры. Практику сокращения подобных субсидий уже реализуют США и Нидерланды, что одновременно улучшает экологическую ситуацию.
Исключить климатические парадоксы
При всем объеме вложений в «зеленые» проекты (свыше 65 млрд. евро ежегодно), государство параллельно продолжает поддерживать вредные для экологии практики: «дизельную привилегию» (около 8,5 млрд. евро), налоговые льготы для авиации (сотни миллионов) и даже субсидии угольным гигантам. Карстен Вернер справедливо отмечает, что подобная двойственность сводит на нет стремление к экологической трансформации, и подрывает доверие к государственным решениям.
Защита климата — это задача столетия, требующая максимальной концентрации усилий. Продолжать финансировать взаимоисключающие направления не только абсурдно, но и крайне неэффективно с экономической точки зрения.