
В последние месяцы я несколько раз слышал, что музей «Порту» – супер. По словам коллег и знакомых, такой экспозиции нет ни у «Реала», ни у «Барсы», ни где-либо еще в Европе.

На днях убедился: да, это и правда кайф. На ресепшн сказали, что осмотр займет около часа, после чего можно приступать к туру по стадиону. Я потратил два часа, ускорившись в конце. В идеале ходил бы больше трех.
Музей под трибунами «Драгау» открыли в 2013-м. Его проектировал испанский архитектор Хуан Сибина (в 2022-м по проекту Сибины открыли спортивный музей в Дохе), мультимедиа разрабатывало лондонское бюро Muse. На площади 8 тысяч квадратных метров – больше футбольного поля – разместили 27 залов.
Последние 8 лет музей спонсировал бразильский банк BMG – платил по миллиону евро в месяц за нейминговые права, но в 2024-м сотрудничество закончилось. Сейчас пространство зарабатывает продажей билетов – 20 евро за посещение залов и тур по стадиону.
Я изучил обе локации. Ниже – о том, что запомнилось.
1. Экспонаты начинаются еще перед входом: холл с ресепшн наполнен фигурами значимых людей – от Жозе Моуриньо до массажиста Жозе Луиша Феррейры, который работал в «Порту» 50 лет.

2. Сразу за турникетом – интерактив: Диогу Кошта призывает сфоткаться перед экраном, а на выходе сотрудники предложат распечатать изображение, выбрав один из нескольких фонов.

3. Стартовый зал посвящен появлению клуба в 1893 году и его основателю – торговцу портвейном Антониу Николау д’Алмейде. По работе тот ездил в Британию, где открыл для себя новый вид спорта. Правда, жена не одобряла увлечение и заставила бросить. Тогда «Порту» подхватил друг д’Алмейды.

4. В зале – исторические документы: книга с уставом, список первых сосьос, фото дебютного состава, письма основателя.

5. Гимн «Порту» написали в 1922-м, в музее можно послушать несколько версий: от 19-летней Марии Амелии Каносса из 1952-го, от 73-летней Марии Амелии Каносса из 2006-го, а также рок-версию и а капелла от другой певицы. Мелодии переключаются нажатием клавиш.

6. Следующая локация – улица под звездным небом, ведущая из XIX века в наше время. Карандаш справа – символ цензуры во времена диктатуры. Им вычеркивали крамолу из книг, газет и личных писем.

7. В окнах домов – живописные трофеи и вымпелы из прошлого, артефакты из турне по Британии, Испании и португальским колониям в Африке. Есть даже посадочный талон на самолет до Мозамбика.

8. Отдельный стенд рассказывает про 26-летнего полузащитника Фернанду Невеша – в декабре 1973-го он потерял сознание на поле во время матча чемпионата и умер в больнице. Под стеклом – его бутсы, футболка и билет на игру, посвященную Невешу.

9. От ретро – к главным победам. Два кубка чемпионов (1987, 2004), два кубка УЕФА (2003, 2011), Суперкубок УЕФА (1987) и два Межконтинентальных кубка (1987, 2004) стоят в ряд в огромном зале.

10. Позади каждого – экраны с нарезкой голов на пути к трофею, ниже – стенды с программками, билетами, мячами, футболками и медалями с финалов.

11. Рядом – экспозиция, посвященная тренерам-победителям: Артуру Жорже, Томиславу Ивичу, Жозе Моуриньо, Виктору Фернандесу, Андре-Виллаш Боашу. В последнем случае под стеклом лежит оригинал письма Бобби Робсона 20-летнему Андре (в 1997-м Боаш был обычным фанатом и написал тренеру, приложив тактические решения; внезапно Робсон ответил и организовал португальцу стажировку), рукописные заметки Боаша перед матчем с «Бенфикой» и медаль победителя ЛЕ.

12. На экранах в центре зала можно выбрать любой матч любого победного розыгрыша и посмотреть голы «Порту» или соперников. Конечно, я полез в четвертьфинал-2011, чтобы увидеть проход Дзюбы и отыгрыш вратаря Элтона от Ари.

13. На этих же экранах – десятки архивных видео из жизни клуба. Например, как работала клубная прачечная или выглядели раздевалки 70 лет назад.

14. Помимо европейских призов, в зале выставлены национальные: 30 трофеев за победу в чемпионате, 20 кубков и 24 суперкубка.

15. Стены трофейного зала, которые не заняты трансляцией голов, занимают внушительные мультимедиа-поверхности: на них показывают панораму города, фанатов, пивного спонсора, юношеские команды. Ощущение, что музей открыли не в 2013-м, а в более прогрессивном 2025-м.

16. В массивной деревянной витрине, украшенной серебряными статуями, хранится самый тяжелый трофей в истории футбола – 250-килограммовый Кубок Арсенала. В конце 1940-х британцы считались лучшим клубом мира, а «Порту» обыграл их в товарищеском матче – 3:2. Фанаты впечатлились, скинулись и заказали наполовину серебряный кубок у лучших ювелиров Португалии.

17. После него золотая и серебряная бутсы Марио Жардела выглядят скромно, но стильно: особенно главная – с тремя узнаваемыми полосками на язычке.

18. В пространстве установили чемпионский автобус, расписанный в честь еврокубковых побед.

19. Водительское место пустует – его может занять любой желающий, в салоне и на крыше – великие игроки и тренеры.

20. Виллаш-Боашу посвящен не только стенд в честь еврокубковых тренеров, но и мини-зал про победные моменты. Все-таки президент!

21. Намного более впечатляющий зал – про его предшественника Жорже Нуну Пинту да Кошту. Он управлял клубом 42 года, выиграл 2058 титулов, из них 68 – футбольных. В 2024-м Да Кошта проиграл выборы, в феврале 2025-го умер.

22. Вскоре фанаты приносили к стадиону цветы, свечи и шарфы. За два дня шарфов набралось несколько тысяч.

23. На прощание в церковь приехали сотни бывших и действующих игроков, тренеров, президентов других клубов и даже премьер-министр Португалии. Затем урну с прахом привезли на поле «Драгау», где установили рядом с трофеями, завоеванными при Да Коште. В этот момент фанаты (арену открыли для всех желающих) запели гимн клуба и зажгли файеры.

24. В музее есть несколько голограмм экс-президента: с собакой на кресле, за рабочим столом, на ногах. Голос Да Кошты рассказывает о делах клуба: переговорах, финансах, трофеях

25. Да Кошта пришел в «Порту» в 20 лет администратором секции хоккея на роликах. Об успехах в хоккее и других видах (есть даже отделение спортивной рыбалки) рассказывают рядом: вот кубок за победу на чемпионате мира по бильярду-2010, вот – майка участника чемпионата страны по велоспорту-1982.

26. Дальше – фигуры 11 игроков, которых выбрали голосованием болельщиков. Из современности – Халк, Деку, Рикарду Карвалью, Витор Баия. Рядом с каждым – экран с хайлайтами.

27. Открытый в 2003-м «Драгау» – четвертый стадион в истории «Порту». Как возводили и выглядели другие три, показывают в следующем зале. Кстати, снесенный в 2004-м «Эштадиу даш Анташ» находился буквально через дорогу. Часть пустыря на его месте до сих пор не застроена.

28. Самый удивительный экспонат – земля с трех стадионов, которую в 1952-м упаковали в серебряную шкатулку.

29. В шкафчиках воссозданной раздевалки – клубные футболки разных эпох: от шнурованной с длинным рукавом из XIX века до формы от Nike, который одевал клуб 14 лет.

30. Тут же – письменное обращение Виллаш-Боаша к игрокам перед матчем с «Бенфикой», в котором «Порту» оформил чемпионство-2011: «Защищать нашу честь до смерти».

31. В музее есть даже кинотеатр на сотню мест, где снова показывают легенд и победные моменты. После красочной исторической части, масштабной трофейной дозы и динамичного клипа под воодушевляющую музыку за клуб очень хочется болеть.

32. Следующие несколько залов посвящены медиа – «Порту» больше 70 лет выпускает газету. Еще в витринах выставлены газеты и журналы с обложками в честь клуба.

33. Здесь же – старые микрофоны и репродукторы для радиотрансляций (надев наушники, можно послушать ретро-репортаж) и камеры, которые использовались телевизионщиками в разные годы.

34. Четыре телевизора показывают эволюцию цвета и картинки: от черно-белого мутного изображения до 4K.

35. В предпоследнем зале установили ворота, которые привезли с венского стадиона «Пратер» после победного финала Кубка чемпионов-1987 против «Баварии». Смотря на них в помещении, удивляешься, как вратари вообще дотягиваются до мячей.

36. Финальная точка – реальная Toyota Carina, которую нападающий Рабах Маджер получил от организаторов Межконтинентального кубка-1987 в Токио. В финале на снегу алжирец забил победный гол «Пеньяролю» и стал лучшим игроком турнира.

37. Музей выводит в клубный магазин, где с логотипом «Порту» продаются даже ликер и портвейн.

38. Два часа прошли, начинается тур по арене. Здесь нужно передвигаться группой под наблюдением сотрудников. Нас сразу вывели к полю, правда, на газон попросили не заступать.

39. 50-тысячный «Драгау» возвели за два года. Финальная смета – 125 млн евро, которые «Порту» выплатил в 2017-м. Клуб не продал права на название стадиона, зато нашел спонсоров для трибун: южная названа в честь «Кока-колы», северная – в честь местного бренда пива.

40. С поля – в зал для пресс-конференций. Фоткаться на месте тренера на свой телефон запрещено, только на клубную камеру. Фото можно выкупить в конце экскурсии за 15 евро (как и фото из начала экскурсии или с репликой трофея ЛЧ у поля). Цена слегка напрягает, с другой стороны, в любых других местах можно снимать без ограничений.

41. Раздевалку показывают только гостевую, и она – скромная: шкафчики из нулевых, низкие унитазы, маленькое джакузи. На фотообоях у выхода – Дмитрий Аленичев.

42. Намного больше эмоций вызывает парковка, от которой ничего не ждешь. Но техническое помещение с серыми стенами преобразовали в зал славы. На бетоне – огромные фотографии победных моментов, радостной толпы на улицах, старых стадионов и ретро-афиш.

43. Дальше – второй выход к полю, возможность посидеть на скамейке запасных и вип-трибуне. Кресла – удобнее, чем в кинотеатрах, и с пепельницами, вмонтированными в спинки.

44. Рядом с вип-зоной – стена с упоминанием каждого из 52 тысяч зрителей, которые присутствовали на матче-открытии «Драгау» против «Барселоны». «Порту» выиграл 2:0, а за испанцев впервые сыграл 16-летний Месси.

45. За «Порту» вышли Аленичев и перешедшие вскоре в «Динамо» Манише, Коштинья и Дерлей.

46. Тур по музею и стадиону длился три часа – и это восторг. Музей поражает стилем и технологичностью: трофеи и артефакты стоят не на фоне голых стен, а внутри декораций; повсюду – интерактив, причем технологии вмонтированы не ради технологий, а несут полезную функцию; многие неожиданные моменты – от автобуса и гигантского кубка до реальных ворот и Toyota – впечатываются в память навсегда.

47. Допускаю, что интересно будет даже тем, кто максимально далек от футбола.
