«Абсолютная игра»: футбол, который объединяет

Parents.ru 7 часов назад 25
Preview

На стадионе «Лужники» прошел IV турнир по мини-футболу — Кубок «Абсолют»

фото:

фотограф Василий Бегаль

Спорт и юность, весна и драйв, соревновательный дух и атмосфера взаимной поддержки — всё это соединилось 17 мая на стадионе «Лужники». Здесь, в спортивном сердце столицы, прошел IV турнир по мини-футболу — Кубок «Абсолют». В нем участвовали детские команды, в том числе где есть ребята с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья.

Больше чем спорт

фото:

фотограф Василий Бегаль

Турнир объединил тех, кто разделяет ценности честной игры, уважения к сопернику, равных условий и личного роста через командную работу. Футболисты приехали на эти соревнования из разных уголков страны — от Москвы до Нижегородской области и Перми. Но больше всего команд было из Подмосковья: Видного, Егорьевска, Серпухова, Ступино, Чехова, Щёлково. А организаторы турнира — школа-интернат «Абсолют», которая расположена в Серпуховском районе Московской области, выставили на турнир три команды. Одна из них — обычная команда, собранная из детей 2011–2013 годов рождения, вторая — ребята 2007–2010 годов рождения, которые учатся в школе по адаптированным программам и занимаются футболом по специальным методикам адаптивного спорта, а третья — команда самых младших игроков, которые провели только одну игру на этапе стыковочных матчей.

Школа «Абсолют» — флагманский проект благотворительного фонда «Абсолют—Помощь». Перед началом футбольного турнира исполнительный директор фонда Эльвира Гарифулина подчеркнула:

— Наш фонд поддерживает много практик, которые развивают адаптивный спорт. И Кубок «Абсолют» — это большое инклюзивное событие, в котором одинаково важны дух соревнования, атмосфера поддержки и возможность самореализации для каждого участника, независимо от возраста и индивидуальных особенностей.

Футбол вообще хорош тем, что он не только про спорт. Он формирует личностный стержень, дает ребенку необходимую закалку и помогает развивать множество важных навыков: умение договариваться, брать ответственность на себя, взаимодействовать друг с другом в команде. В конце концов, это и умение достойно проигрывать, ведь в разных жизненных ситуациях мы не всегда выигрываем.

На площадке турнира дети с особенностями развития и без встречаются и общаются. Очень важно, когда они растут с пониманием того, что так и должно быть. Инклюзия — это не только про доступность, но и про вовлеченность и включенность в общественную, социокультурную и спортивную жизнь. Хотелось бы, чтобы со временем это стало нормой нашей жизни.

Футбольный итог учебного года

фото:

фотограф Василий Бегаль

Почти три года назад, в сентябре 2022 года, на стадионе школы «Абсолют» состоялся первый турнир по мини-футболу для команд из коррекционных школ и школ-интернатов. Это событие и положило начало новой спортивной традиции «Абсолюта». В этом году более чем в два раза увеличилось число команд-участниц (с восьми до 18-ти), выросло мастерство ребят, ранее принимавших участие в Кубке «Абсолют», подтянулись мотивированные, готовые сражаться за победу новички. А уж про смену локации и говорить нечего. Какой футболист не мечтает сыграть на поле главного спортивного комплекса страны?

«Сегодня спорт — одно из направлений, в котором дети с ограниченными возможностями здоровья и без могут проявить себя и добиться успеха. Турнир на поле стадиона „Лужники“, где играли многие легендарные команды, — мечта любого мальчишки, увлеченного футболом. Я рад, что мы можем помочь осуществить эту мечту не только футболистам нашей школы, но и командам инклюзивных школ и спортивных клубов из Москвы, Московской и Нижегородской областей, Пермского края», — отметил учредитель фонда «Абсолют—Помощь» Александр Светаков.

«Я очень рад, что мы играем на таком большом стадионе, где свои матчи проводили лучшие игроки мира, — делится впечатлениями вратарь команды „Абсолют“ Егор Батов. Совсем недавно у ребят была экскурсия по стадиону, где они узнали об его истории, турнирах и матчах мирового масштаба, проходивших там, знаменитых футболистах, выходивших в разные годы на поле „Лужников“ и даже посидели в раздевалках на местах, где перед важными матчами переодевались их кумиры.

фото:

фотограф Василий Бегаль

По словам тренера команды «Абсолют» Юрия Баранова, в их школе Кубок «Абсолют» — турнир особенный и для детей, и для взрослых. Команда начинает ждать и обсуждать его уже с сентября. А так как он является неким футбольным завершением учебного года, то фактически становится отличной возможностью подвести итог работы, проделанной за это время на тренировках.

Нынешний турнир был организован по всем правилам мини-футбола. Разве что таймы каждого матча были в два раза короче традиционных: не по 20, а по 10 минут. В остальном — всё, как у профессионалов: предварительная жеребьевка, по результатам которой команды в каждом дивизионе были поделены на две группы; отборочные матчи, а затем игры за призовые места.

Дополнительную интригу турниру придавал тот факт, что по итогам жеребьевки команда «Абсолют» — победитель первого и второго турниров — попала в одну отборочную группу с прошлогодним чемпионом — командой «Метеор» из Чеховского района Подмосковья.

О том, что за медали турнира сможет побороться лишь одна из этих команд, стало известно только в конце апреля. А еще до этого тренер «Метеора» Вячеслав Паркалов принял решение вывести на поле новичков, чтобы стимулировать их интерес к занятиям в футбольной секции и поощрить за усердие.

фото:

фотограф Василий Бегаль

«Мы из маленького военного городка, в котором всего около трех тысяч жителей: военнослужащие и их семьи, — объясняет Вячеслав Паркалов. — Все дети ходят в одну школу, а условий для полезного досуга, творчества и спорта у них практически нет. Но мы всё равно стараемся прогрессировать исходя из тех возможностей, которые у нас есть. Футбол выручает. Мальчишки, которые приходят на наши тренировки, больны футболом. Это самое важное для меня лично. Они заразились болезнью, которой я болею давно. Даже если нет тренировок, они идут пинать мяч во дворе. И из них получился сплоченный коллектив, они все дружат, хотя в этом возрасте ребята не всегда умеют и хотят дружить. А у нас коллективизм превыше всего».

На турнире «метеоровцы» старались изо всех сил, но, к сожалению, дальше отборочных матчей не прошли. А вот «Абсолюту» улыбнулась удача. В течение учебного года команда упорно тренировалась и играла на турнирах разного уровня и масштаба. Например, месяц назад футболисты 2011–2013 г. р. стали победителями Международного инклюзивного турнира по футболу «Кубок Добра», обыграв сверстников из Израиля, Германии, Англии и Камеруна.

Еще один мощный толчок для развития школьного мини-футбола ученики школы «Абсолют» получили после того, как несколько воспитанников Юрия Баранова в составе сборной Московской области завоевали золотые медали на Первенстве России по мини-футболу среди учеников школ-интернатов и коррекционных школ.

Момент истины

фото:

фотограф Василий Бегаль

На турнире в «Лужниках» ребята из «Абсолюта» также были настроены решительно. На этапе отборочных матчей они одного за другим обыгрывали своих соперников. Даже некстати начавшийся дождь не помешал им одержать победу в решающей отборочной игре, поэтому в обеих дивизионах обеспечили себе участие в состязаниях за золото турнира.

Но сначала прошли матчи за третьи места. В первом дивизионе бронзовым призером стала команда «Равные возможности» (г. Серпухов), а во втором — «Оболенск» (МБОУ «Оболенская СОШ», г. о. Серпухов, пос. Оболенск).

И вот, наконец, момент истины, долгожданный финал. На поле — две сильнейшие команды первого дивизиона: «Абсолют» и футболисты из школы № 9 города Егорьевска. Эта команда участвует в турнире впервые, но в других соревнованиях уже не раз заявляла о себе: занимала призовые места и была победителем по мини-футболу Специальной Олимпиады России по Московской области, а также в прошлом году победила на муниципальном этапе всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания».

Первые несколько минут финального матча Кубка «Абсолют» ребята присматривались к соперникам, приноравливались к влажному после дождя искусственному покрытию футбольного поля. А ближе к концу первого тайма в результате штрафного удара «Абсолют» открыл счет, забив первый гол в ворота егорьевцев. Дальше игра проходила довольно остро и динамично, футболисты демонстрировали много интересных технических приемов, опасные моменты то и дело возникали у ворот обеих команд. В начале второго тайма футболисты из Егорьевска сравняли счет, но «Абсолют» увеличил разрыв, забив еще три гола. Лишь на последней минуте матча команде Егорьевска еще раз улыбнулась удача, но победа со счетом 4:2 всё равно досталась «Абсолюту».

Еще более впечатляющих результатов добилась команда «Абсолют» во втором дивизионе. В матче за золотые медали с командой «МБОУ СОШ № 9» (г. Чехов) абсолютовцы забили пять голов, не пропустив в свои ворота ни одного мяча. Команда из Чехова в итоге заняла вторую строчку в турнирной таблице.

Равные возможности для каждого

фото:

фотограф Василий Бегаль

Организатор турнира — школа «Абсолют» — это единственное в России частное инклюзивное образовательное учреждение, где одновременно учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и без, с разными социальными статусами.

Директор школы Наталья Ильина рассказывает:

— Для нас инклюзия — это прежде всего создание абсолютно равных и разнообразных возможностей для всех. В моем понимании, в образовании нужна среда, которая не подстроена под какие-то определенные особенности учащихся, а подходит для любого ребенка. И нам в школе удалось этого добиться, поскольку дети у нас учатся очень разные. Созданная в «Абсолюте» среда, во-первых, доступная: нет барьеров для ребят как с поражениями опорно-двигательного аппарата, так и с другими особенностями здоровья. Во-вторых, она насыщенная, то есть имеются свои мастерские, и для детей, которые по своим интеллектуальным возможностям не сильны в академических знаниях, мы выстраиваем программу так, чтобы они достигали успеха через ремесленную умелость. В-третьих, в этой среде важную роль играет хорошее кадровое обеспечение. У нас есть специалисты-дефектологи, есть педагоги, которые могут вести занятия как по адаптированным, так и по общеобразовательным программам.

фото:

фотограф Василий Бегаль

Благодаря этим трем составляющим нам неважно, какого ребенка учить. У каждого нашего ученика есть индивидуальный образовательный маршрут, причем не просто на бумаге, но и в цифровом формате, который позволяет в режиме реального времени отмечать динамику ребенка, его прогресс.

Более того, у нас в школе учатся 27 детей по СИПРам — специальным индивидуальным программам развития. Это сложнейшие дети в плане обучения, но мы реализуем для них образовательный процесс через социализацию. Они занимаются керамикой, рисованием, другим творчеством, выступают на сцене вместе с другими ребятами.

На самом деле, каждый имеет свои особенности, и очень важно понять ресурс, потенциал ребенка, выявить его трудности. Спорт нам в этом помогает, позволяя ребенку испытать успех, даже если он не может добиться его в учебе. Поэтому, помимо индивидуального образовательного маршрута, у наших учеников есть спортивные маршруты и наставники. И мы прикладываем усилия, чтобы каждый ребенок мог реализоваться в выбранном направлении, а может быть даже претендовать на членство в сборной команде регионального или всероссийского уровня.

«Абсолютная игра»

фото:

фотограф Василий Бегаль

— таким был в этом году слоган турнира по мини-футболу. И речь тут, конечно, не о безупречной футбольной технике участников, а о правильном подходе к спортивным занятиям. Именно такой практикуется в «Абсолюте».

Юрий Баранов поясняет, что сейчас он занимается с тремя группами футболистов: в младшей — ученики вторых-четвертых классов, в средней — пятиклассники, шестиклассники и семиклассники, а остальные тренируются в старшей группе. При этом бывают исключения для ребят с особыми образовательными потребностями: для них тренер выбирает группу не по возрасту, а по уровню подготовки и развития, и на тренировках с ними применяет свои профессиональные знания как специалист по адаптивной физкультуре.

«Мы с самого начала стали ездить на соревнования, и всегда на выездах в нашей команде есть и нормотипичные ребята, и дети с особыми потребностями, — говорит Юрий Баранов. — Для нас это норма. Я вообще убежден, что при хорошем подходе, при правильно выстроенном тренировочном процессе и нормальных взаимоотношениях в коллективе можно добиваться успеха независимо от того, все ли ребята обладают крепким здоровьем или у кого-то из них есть особенности. Тренировки для вторых даже важнее: они учатся бороться до конца, не отступать».

фото:

фотограф Василий Бегаль

Юрий Баранов старается построить тренировки так, чтобы ребята понимали, насколько важно трудиться и работать над собой. Важную воспитательную роль играет и одна командная традиция, которая как-то стихийно сложилась у футболистов «Абсолюта». Каждую пятницу они собираются все вместе поиграть в футбол. На тренировку приходят футболисты всех возрастных групп, иногда к ним присоединяются родители или кто-нибудь из педагогов, да и тренер на это время с удовольствием становится игроком. Эта пятничная тренировка завершается чаепитием, за которым взрослые и дети обсуждают накопившиеся вопросы, строят планы. У взрослых в процессе такого взаимодействия формируется определенный фокус внимания к таким свойствам и навыкам ребят, как умение наладить эмоциональный контакт, самостоятельность, способность делать выбор.

Постоянного анализа ситуации и корректировки требуют вещи, связанные с развитием мотивационно-волевой сферы футболистов с особенностями развития. Понимание того, что происходит с конкретным ребенком, позволяет разобраться, где ему необходимо уступить, а где — нет, чтобы обеспечить ему зону ближайшего развития. Не менее важна командная традиция и для развития коммуникативных навыков ребят, ведь от этих навыков напрямую зависит успешность их социализации. При этом тренер старается избегать излишней опеки.

— Полностью согласен с тем, что спорт — это не только про физическое развитие, — говорит Юрий Баранов. — Я не оставляю надежд, что кто-нибудь из наших ребят посвятит себя в будущем любимой игре с мячом. Станет знаменитым спортсменом или будет тренировать. Но по-настоящему буду рад и горд, если спустя проведенное в команде время, вместе радуясь успехам, вместе переживая неудачи, поддерживая и помогая друг другу, они станут достойными людьми. Для меня это гораздо важнее спортивных достижений.

Мы с ребятами (как вместе, так и отдельно с каждым) разговариваем на темы, касающиеся далеко не только спорта. Особенно важно и ценно для меня то, что часто я становлюсь первым, кому они доверяют и обсуждают со мной важные вопросы. Для меня слова «учитель», «тренер», «наставник», «друг» тесно связаны. Есть отличное выражение: «Всё, что нужно детям — это небольшая помощь, немного надежды и тот, кто верит в них».

Инклюзивный спорт для всех

фото:

фотограф Василий Бегаль

Спорт — это, пожалуй, одна из самых надежных дверей в инклюзию, ведь благодаря спортивным занятиям человек совершенствуется физически и морально, получает дополнительные возможности для самореализации и социализации. То есть приобретает именно то, что необходимо каждому ребенку и взрослому, тем более, если он чем-то заметно отличается от других. Жаль, что для многих детей с особенностями развития открывается эта дверь с большим трудом.

Если особый ребенок мечтает, скажем, о футболе или легкой атлетике, а в коррекционной школе, где он учится, есть только секции по настольному теннису и дартсу, то, скорее всего, его мечте так и не суждено сбыться. Если, конечно, поблизости не окажется такой организации, которая поддерживает спортивные проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инициаторами создания подобных организаций чаще всего становятся родители особых детей. Но бывают и исключения. Живой пример того, что в итоге может получиться, продемонстрировали бронзовые призеры Кубка «Абсолют» — футбольная команда физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Равные возможности». Основательница этого клуба — почетный житель Серпухова, депутат Московской областной Думы, предприниматель и мастер спорта по стрельбе из лука Татьяна Карзубова. В результате трагических обстоятельств она стала человеком, передвигающимся на инвалидной коляске, однако не только не потеряла волю к активной жизни, но и другим людям с ограниченными возможностями здоровья стала помогать сохранять ее.

В «Равных возможностях» тренируются спортсмены с поражениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха, зрения и интеллектуальными особенностями. Они занимаются многими видами спорта, включая плавание, легкую атлетику, баскетбол, лыжные гонки и многое другое. Есть и секция по мини-футболу.

фото:

фотограф Василий Бегаль

Около двух лет назад, с приходом нового тренера — профессионального футболиста, мастера спорта по футзалу Андрея Гайдамаки — занятия стали проходить более серьезно и результативно. Сейчас в секции порядка 30 человек разных возрастов, с разными особенностями здоровья. Они много тренируются, участвуют в соревнованиях. Так, в Кубке «Абсолют» от «Равных возможностей» принимали участие дети с ментальными особенностями. Все они ученики школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Андрей Гайдамака, который раньше тренировал только нормотипичных футболистов, в «Равных возможностях» получил первый опыт работы с особыми ребятами.

По словам Андрея, его нынешние воспитанники в быту практически не отличаются от своих сверстников. И даже когда им приходится по три-четыре часа проводить в дороге, чтобы поучаствовать в очередных спортивных соревнованиях, они ведут себя достаточно дисциплинированно.

— Многие ребята, кроме моих тренировок, посещают и другие спортивные секции, — говорит тренер. — И в индивидуальных видах спорта у них, как правило, проблем не возникает. А вот командные игры даются нелегко. На тренировках сразу видно, как трудно особым детям взаимодействовать между собой. Но постепенно спорт меняет их характеры, причем меняются они очень быстро, буквально на глазах. Я беру ребенка в секцию, а уже через полгода он даже внешне по-другому выглядит: более собранным, крепким, разумным, здоровым.

Для школы это только в плюс, потому что особые спортсмены и на уроках себя хорошо ведут, и учиться начинают лучше. Родители тоже очень благодарны за то, что у детей появляется мотивация к активной жизни, и хотя бы на время тренировок бич нашего времени — смартфон — отходит на второй план.

Быть разными — это нормально

фото:

фотограф Василий Бегаль

Спросите любого родителя, зачем он отдал своего особого ребенка в спорт, и получите исчерпывающий ответ, в котором обязательно будут упомянуты все перечисленные выше плюсы спортивных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но почему в спортивных проектах, в которых задействованы такие дети, соглашаются участвовать ребята без каких-либо особенностей развития и здоровья? Зачем им это нужно?

Ответ на этот вопрос зависит от жизненных обстоятельств. Например, задумывались ли вы о том, что существует немало нормотипичных детей, которые вовлечены в инклюзию независимо от их желания? Это братья и сестры (или как сейчас принято говорить — сиблинги) детей с особенностями развития. Именно с заботой о них супруги Сергей и Татьяна Стовба из города Видного открыли АНО «Другое измерение», также представленное на Кубке «Абсолют».

Сергей — врач по специальности, Татьяна — клинический психолог. Пять лет назад она выучилась еще и на тренера по адаптивной физкультуре. А всё потому, что ее старшая дочь Вероника родилась синдромом Дауна.

фото:

фотограф Василий Бегаль

Сегодня у 16-летней Вероники есть 14-летний брат Савелий и 13-летняя сестра Аня. «Волей-неволей мы подтянули старшую дочь в обычную жизнь, — объясняет Татьяна Стовба. — Я как психолог вижу проблемы нормотипичных ребят, связанные с наличием особенного сиблинга. Порой им неловко бывает даже просто рассказать одноклассникам о брате или сестре с ограниченными возможностями здоровья. А еще приходится много помогать родителям. Как правило, если в семье есть ребенок с особенностями здоровья или развития, вся жизнь его близких вертится вокруг него, всё подчинено его интересам».

Когда Сергей и Татьяна поняли, что подобная ситуация характерна для многих семей, они создали «Другое измерение», которое позиционируют как Центр улучшения качества жизни. Супруги Стовба хотели, чтобы все дети чувствовали себя комфортно и уверенно. А эта уверенность достигается только через социализацию, через совместную деятельность, которая формирует убеждение: не стыдно иметь особенного родственника. Наоборот, это становится круто и интересно, когда можно вместе заниматься спортом и творчеством.

фото:

фотограф Василий Бегаль

Хотя в «Другом измерении» есть группы для нормотипичных детей, в основном в этом Центре развивают адаптивный спорт. Для особых спортсменов работают секции футбола, плавания, художественной гимнастики и спортивных танцев. На занятия приходят дети с разными диагнозами: расстройствами аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна и др. У них есть братья и сестры, которые им с удовольствием помогают. Мальчишки и девчонки, имеющие спортивный опыт, присутствуют на тренировках как юные тьюторы, а остальные — как партнеры, которые осваивают тот или иной вид спорта наравне с ребятами с особенностями. «Нормотипичные и особые дети учатся друг у друга, — делится своими наблюдениями Татьяна Стовба. — Первые — силе воли и мотивации, которые движут особыми спортсменами, вторые — тому, что они могут делать то же самое, что и другие, просто нужно чуть сильнее постараться».

Школа жизни

фото:

фотограф Василий Бегаль

Отдельная история о значимости участия нормотипичного ребенка в инклюзивных проектах — если среди его близких нет людей с особенностями здоровья. Своим мнением на эту тему делится Никита Готинов, тренер московского футбольного клуба «Club Nicka». Никита не первый раз привозит своих воспитанников на турнир, организованный школой «Абсолют». Только прежде это была команда от образовательного учреждения, в котором Готинов преподавал математику. А потом он переключился на частные уроки и в какой-то момент собрал футбольную команду любителей математики, а также их друзей.

«Нами движет желание играть и получать кайф от симбиоза математики и футбола. Математика+футбол=любовь», — говорит Никита. Сам он с детства занимался футболом: окончил спортивную школу, а потом, учась в вузе, играл за команду «Волгоград».

Зная о его спортивном прошлом, ученики попросили своего преподавателя научить их футбольным премудростям, и он согласился. Начались тренировки, и когда у новоиспеченной команды появилась возможность поехать на турнир, где представлены и дети с ограниченными возможностями здоровья, тренер ни минуты не сомневался: это хорошая идея. Тем более — с учетом уже имеющегося у него опыта участия в Кубке «Абсолют» с командой под другим названием.

фото:

фотограф Василий Бегаль

«Помню, мы приехали в школу „Абсолют“ на футбольный турнир и нам было трудно сходу сориентироваться в незнакомом месте, — вспоминает Никита Готинов. — Это заметил оказавшийся рядом ученик „Абсолюта“ Ярослав Илюшин — парень, который тоже занимается футболом. Как я понял, у него особые образовательные потребности, но они не помешали ему наилучшим образом проявить свои человеческие качества. Он нам всё объяснил, сопроводил, поддержал, хотя мы и были соперниками его школы в игре. Мои ребята подружились с Ярославом и дружат до сих пор, переписываются в чате. Кстати, в том турнире мы проиграли, но это неважно. Футбол объединяет и дает возможность увидеть разнообразие окружающего мира. Я считаю, что каждому ребенку необходимо понять и принять, что наш мир не идеален».

фото:

фотограф Василий Бегаль

Со сказанным трудно не согласиться. Другой вопрос — люди так устроены, что без крайней необходимости они могут избегать всего, что им непонятно, а потому настораживает, пугает. И стоит только задать какие-то параметры предпочтительного, как тут же масса людей будет подвергаться сегрегации. Но тут надо понимать: чем легче тебе с уважением относиться к человеку, не похожему на тебя, тем проще тебе самому обойтись со своей индивидуальностью и быть самим собой. Кубок «Абсолют» — повод еще раз задуматься об этом!

Автор: Нина Иванова

Фотограф: Василий Бегаль

Читайте также

Читать продолжение в источнике: Parents.ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'