И 5 факторов, которые на нее влияют
Школа — новый и серьезный этап для всей семьи. Много изменений, новые люди, новый режим — все это может стать непростым испытанием для ребенка. Педагог-психолог, эксперт Учи.ру Гульфия Касимова рассказывает, как понять, что ребенку тяжело адаптироваться в начальной школе.
Гульфия Касимова
психология
Педагог-психолог, бизнес-тренер, эксперт образовательной онлайн-платформы Учи.ру
4 показателя хорошей адаптации к школе
Родителям важно понимать, что адаптация — это совокупность факторов. Если ребенок успешно осваивает программу и быстро решает примеры, это еще не показатель. Можно выделить несколько видов адаптации:
организационная — к ней относится все, что касается режима, правил, обязанностей;
учебно-мотивационная — здесь как раз мы смотрим на уроки, мотивацию, навыки;
психологическая, самая важная — это про реакцию ребенка на новую для него роль в обществе;
социальная — здесь речь идет про общение с детьми и взрослыми, навык соблюдения правил в обществе.
Адаптация успешна, когда все показатели на высшем уровне. А именно:
ребенок соблюдает режим сам, либо при помощи родителей,
может сам собирать рюкзак и подготовить одежду, которую наденет утром,
в школе ему интересно, нет пробелов в программе или они легко устраняются,
ребенок не капризничает и не отказывается ходить в школу,
легко ладит как с другими детьми, так и с окружающими его взрослыми.
Люди реагируют на новые стрессовые ситуации по-разному. Дети не исключение. Поэтому им так нужна помощь взрослых на этом этапе.
Почему могут возникнуть проблемы у первоклассников
1. Новый режим
Кажется, что для детей, которые ходили в детский сад, он не сильно изменился. Также рано надо вставать, находиться в группе детей и слушать взрослого, соблюдать установленные правила. Но на самом деле школьный режим сложнее: ребенку теперь нужно сидеть на уроке от звонка до звонка, за 10 минут отдохнуть, а затем снова сосредоточиться.
Вставать тоже придется раньше: надо успеть собраться, проверить портфель (лучше это делать, конечно, с вечера), одеться, позавтракать и дойти до школы ровно к 8:30 (а не к 9:00, как раньше). В первые недели дети так устают после школы, что, приходя домой, засыпают — хотя в детском саду могли наотрез отказываться от дневного сна. Это нормально. Новый режим влияет и на моральное, и на физическое состояние.
2. Недостаток движения
Еще одно важное отличие школы от детского сада — малоподвижный образ жизни. Дети сидят по несколько часов на уроках, и не всегда получается поиграть на переменах. Ребенку необходимо движение, поэтому стоит заранее выбрать спортивные секции. Те же танцы или плавание помогут с режимом — школьник будет знать, что к 5 вечера у него занятия, поэтому нужно успеть сделать домашнее задание сразу после школы.
3. Нехватка прогулок на свежем воздухе
В детском саду дети гуляют по часу два раза в день. В школе прогулки не предусмотрены. По нормам ВОЗ, дети должны гулять в общей сложности 180 минут в день. Конечно, в условиях зимы соблюдать такие рекомендации непросто, но можно попробовать объединиться с другими родителями, обратиться за помощью к педагогам — сделать так, чтобы даже в непростых погодных условиях прогулка превратилась в приятный и полезный досуг.
4. Появление ответственности
Стать первоклассником — значит приобрести новый социальный статус. Ребенок понимает, что теперь его главная задача — учиться и получать знания. А это уже совсем другой уровень, нежели в детском саду. Важно, чтобы такая ответственность мотивировала, но не давила на ребенка. Ведь первоклассники — это такие же малыши, которым по-прежнему нужна поддержка и забота близких.
5. Самоконтроль и собранность
К школьникам предъявляют больше требований — им предстоит не просто научиться следовать правилам школы, но и стать самостоятельнее и внимательнее. Запомнить, куда повесил куртку, понять, какой учебник надо достать, куда сдать тетрадь, когда помыть руки и чем раскрасить картинку на уроке. Не все будет даваться ребенку легко, но родители могут его поддержать. Например, предложить ему онлайн-задания, где школьные предметы и дополнительные дисциплины осваиваются в игровой форме. Так, у первоклассника будет постепенный переход к новому этапу жизни.
Как понять, что адаптация проходит тяжело
1. Ребенок часто болеет
Верно, дети часто болеют. Но если ребенок болеет чаще, чем в прошлом — дошкольном — году — это знак, что он не справляется, ему надо отдохнуть. Отправьтесь на выходные в путешествие без гаджетов и прописей, смените обстановку.
2. Не справляется с эмоциями
Способность контролировать эмоциональное состояние — один из главных признаков готовности к школе. Учеба — это не только знания, но иногда и разочарование от невозможности что-то понять, сделать так же, как другие, стать лучшим. Если ребенок с этими эмоциями справиться не может, значит, сил у него не хватает — подумайте, куда эти силы уходят, и вместе решите, как их можно восполнить. Разные эмоции — это нормально, нужно смотреть на степень их проявления и умение ребенка вернуться в нормальное состояние.
3. Поведение изменилось
Ребенок может не только устраивать истерики и демонстрировать гнев, когда устал. Если в прошлом у вас дома бегал бойкий активный малыш, а сегодня он вдруг превратился в самого прилежного, тихого и аккуратного ребенка — не спешите радоваться. Возможно, он просто пытается сохранить энергию для всего, что его ожидает в школе за партой. Резкое изменение темперамента ребенка иногда — повод насторожиться. Конечно, дети становятся старше, их характер меняется, здесь важно обратить внимание именно на резкие перемены.
4. Много спит
Если в первые пару месяцев после начала учебного года ребенок спит днем или засыпает гораздо раньше, чем ложился до этого, — это нормально. Организм и психика привыкают. Если любовь к долгому сну ближе к Новому году не исчезает — обратите внимание на нагрузку, узнайте, все ли в порядке в школе, нужна ли помощь с уроками.
5. Не дружит ни с кем
Если вы говорите с ребенком о школе, а он не упоминает про одноклассников, не хочет рассказывать про друзей — присмотритесь, пообщайтесь с учителем, узнайте, получается ли у ребенка найти общий язык с детьми.
«Ребенок, который не общается с одноклассниками, чувствует одиночество и беспомощность. Иногда даже развивается враждебность к другим детям. Здесь как раз нужна помощь родителей: необходимо „разговорить“ школьника и выяснить, почему ему не удается завести друзей. Конечно, взрослым стоит включиться в процесс — приглашать ребят в гости, поощрять совместную игру, поговорить с другими родителями и предложить совместные прогулки с детьми после школы. Также хочу призвать родителей не обсуждать чужих детей при ребенке. Выводы, которые делают мама с папой, дети часто интерпретируют абсолютно неправильно — это может негативно сказаться на отношениях вашего ребенка со сверстниками. Еще важно научить школьника справляться с конфликтными ситуациями, объяснить, что они случаются и это нормально. Это тоже важный аспект общения и очень хороший тренинг для ребенка» — отмечает педагог-психолог, эксперт Учи.ру Гульфия Касимова.
6. Не хочет идти в школу
Систематическое нежелание ребенка идти в школу — всегда повод выяснить причины. Нет, это не норма. Причина должна быть. Не хочется рано вставать? Вместе налаживаем режим, ложимся раньше. Не может найти друзей? Идем к учителю, родителям одноклассников — ищем способы помочь. Не получается красиво писать? Находим симпатичные интересные прописи, покупаем конструктор для развития мелкой моторики.
Ребенок в первом классе остается ребенком. Да, он школьник. Важно делегировать ему часть обязанностей и ответственности, воспитывать самостоятельность. Но на первом этапе самое главное — поддержка, внимание, максимальная забота. Вы все вместе входите в новый мир, в котором будет все — дружба, любовь, препятствия, победы и неудачи, разочарования и восхищение. И пройти через это так, чтобы в будущем у всех остались теплые воспоминания, можно только вместе.