Имя Кулибина уже давно стало нарицательным. Но его заслуги заключаются не только в том, что он смог, согласно истории, подковать блоху. В чертежах изобретателя нашлись и более практичные и полезные изобретения, некоторые из которых намного опередили свое время.
Водоход
Водоходом Кулибин назвал судно, работающее на колесном приводе-лебедке. Фактически, это была лебедка ровно в том виде, в котором мы ее знаем по внедорожникам, только на ее конце был тяжелый якорь. Согласно идее Кулибина, якорь должны были относить вверх по реке, после чего водоход двигался за счет того, что сматывает лебедку. Своим изобретением Кулибин хотел оставить в прошлом труд бурлаков на реках, но тогда власти сочли, что их труд дешевле, чем постройка множества водоходов.
Механические протезы
Как и любого инженера, Кулибина интересовали и вопросы механической помощи людям. В 1791 году изобретатель представил протез, который создал для поручика Сергея Непейцына. Проект Кулибина оценили в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии, но подарок Непейцына так и остался вещью в единственном экземпляре. Позднее похожие протезы появились по Франции.
Дальнеизвещающая машина
До изобретения телеграфа Кулибин предложил идею световой передачи информации через сеть башен. Строения должны были находиться в пределах прямой видимости, чтобы поочередно передавать послания от башни к башне.
Самокатка Кулибина
Под названием Самокатка в 1791 году Кулибин представил транспорт с педальным приводом. Здесь могли разместиться 2 пассажира, которые должны были крутить педали. Для своего экипажа Кулибин добавил в конструкцию руль и тормоза. По платформе получился почти автомобиль, но было это за 100 с лишним лет до появления первых разработок с двигателем внутреннего сгорания.
Подъемное кресло
Изобретение лифта приписывают Отису, но разработка Кулибина была довольно близка по конструкции к тому, что позже появилось в высотных зданиях. Конечно, привод здесь был не электрический, а мускульный: механизм предлагалось вращать двум крепким мужчинам. Они приводили в движение группу шестеренок, соединенную с подъемным приводом. Такой лифт был создан в единственном экземпляре – его установили в Зимнем дворце для Екатерины II.