Что случилось на Гран-при Майами: как «Макларены» вырвали дубль у Ферстаппена? Что за трэш у «Феррари»?

Fine-news 5 часов назад 43
Preview
 как «Макларены» вырвали дубль у Ферстаппена? Что за трэш у «Феррари»? как «Макларены» вырвали дубль у Ферстаппена? Что за трэш у «Феррари»?

Все обгоны и быстрые мысли.

«Формула-1» приехала в Майами после двухнедельного перерыва – но с долгим плечом из Ближнего Востока и сразу на жаркий спринтерский уик-энд на полугородском автодроме с очень близкими барьерами. Звучит как отличный трейлер для ошибок и хаоса. 

Трек в Майами проектировался для удовольствия зрителей, а не под запросы команд или гонщиков. Болельщикам на трибунах нравится, когда пилоты страдают, рискуют, разворачиваются в погоне за парой десятый секунды или вообще разбивают машины – и потому на треке есть и скоростные отрезки, и техничные связки (как медленные, так и быстрые), и слепые виражи, и поребрики, и целый сектор-генератор ошибок (отрезок с неровной поверхностью от 12-го до 15-го поворотов – «не для болидов «Ф-1», а для картов»). В нем непопадание на хорошую траекторию почти неизбежно ведет к развороту или потере до 0,5 секунды – «просто пытаешься выжить на нем, а не отыграть пару десятых».

Такие треки выставляют большие требования к широте баланса машин. Нужно навертеть столько прижимной силы, чтобы совсем не отставать на прямых – либо ехать впереди и лучше всех разгоняться из поворотов, чтобы не обогнали – по обоим показателям неплохи прежде всего «Макларен» и «Мерседес». «Ред Булл» же обладает классным шасси, но «открыть» его возможности в спринтерский уик-энд – суровейшая задача.

Но именно здесь машины с яркой «специализацией» или одной сильной стороной не сработали бы – даже самая классная фишка может только помочь в борьбе, но не выиграть гонку. А для серьезного гоночного темпа нужно собирать мозаику из настроек и работы шин – поставщик в пресс-релизе оценил трек как очень разный.

Уровень нагрузки на шины – 3 из 5. Но уровень износа здесь всегда колоссальный именно из-за сочетания температурного прессинга, а сам по себе асфальт достаточно скользкий – 2 из 5. Механическое сцепление при этом только 4 из 5. При эволюции – «ускорения» благодаря накату круг от круга – 5 из 5.

● При этом уровень нагрузки и сложности торможений – средний: 3 из 5. И нагрузки при разгоне – такие же, как и требования к прижимной силе – 3 из 5, и уровень перегрузок.

Полотно отличается очень ровным покрытием (поскольку свежее и редко используется) – на шины выпадают минимальные продольные, и поперечные нагрузки.

Но из-за конфигурации трека они распределяются крайне неравномерно: почти ноль на передние шины, огромный удар по боковинам задней левой, средний равномерный прессинг на заднюю правую и похожий урон – боковинам передней левой. Удачи настроить болид под такое!

А поскольку самые удобные идеальные настройки подобрать все равно почти невозможно, проще, эффективнее и логичнее концентрироваться на покрышках – брать управляемость из них.

Потому намного важнее температурная деградация резины, особенно с учетом составов резины – самых мягких в палитре «Пирелли»: они легче всех перегреваются и изнашиваются, но и дают больше всего сцепления. Так что в Майами важнее даже не баланс прижимной силы и скорости на прямых, а способности охлаждать колеса и активнее «включать» подвеску.

***

Прогноз обещал жаркую погоду – в прошлом году асфальт тоже раскалялся до 55 градусов и выше. На все три дня нынешнего уик-энда прогнозировалось минимум 29-30 градусов по Цельсию. Вероятность грозы в квалификации постепенно росла до 40%, а прямо на часы гонки – до 60%. Такого сценария Гран-при Майами еще не видел, что только вносило хаос в предварительные стратегические расчеты и планы.

По ходу уик-энда уровень сцепления предполагалась расти по мере покрытия асфальта слоем отработанной резины – благодаря гонкам поддержки: женской серии F1 Academy и североамериканского Кубка «Порше» в том числе. Однако в случае дождя любой накат резины как раз и теоретически обнулялся потенциальными дождями – а значит, требовалось быстро принимать решения по коррекции настроек: либо оставлять первый же найденный более-менее удачный в единственной практике, либо быстро переключаться между рисковыми вариантами по изучению темпов в спринтерских блоках.

***

Половина пелотона обновилась – хотя, казалось бы, спринтерские условия, вероятность дождя и прочие обстоятельства не благоволили внедрению новинок. Однако целый ряд команд решился не ждать и рискнул в попытке заработать побольше очков как можно раньше!

● «Мерседес» немного срезал заднее антикрыло – продолжая план экспериментов по «дешевым изменениям» для конкретных треков из набора доступных запчастей. Видимо, здесь немецкой команде потребовалось чуть меньше прижимной силы;

● «Уильямс» пошел тем же путем и взял разгруженное балочное крыло – ключевую деталь под задним антикрылом;

● Первые более-менее серьезные изменения от «Астон Мартин» – снаряжение болида менее нагруженными антикрыльями и балочным крылом: явно в попытке хоть немного «включить» машину на скоростных отрезках;

● «Альпин» внедрила новые тормозные воздуховоды и конфигурацию передней подвески под них – точно по программе улучшения управляемости и дальнейшего движения в сторону «Макларена» (которого и так почти настигала по темпу в некоторых виражах на Гран-при Бахрейна);

● В похожую сторону двинулся и «Заубер» – но с фирменным подходом концентрации на мелких закрылках и «оперении». Теперь – для передней подвески с целью пересмотра направления потоков вокруг машины (и мечтой победить-таки падение темпа в «грязном воздухе»);

● «Ред Булл» решился поставить улучшенное днище и диффузор на болид Ферстаппена – и оставил Цуноду на старой детали. Цель – перебалансировка генерирования прижимной силы ради повышения отзывчивости от управления: первоначально деталь собирались привезти на следующий Гран-при, но, видимо, слухи об активации опции разрыва контракта из-за слабого уровня машины поторопили технический штаб;

Но главный аспект для «Ред Булл» в Майами – физическое и психологическое состояние Ферстаппена: ведь прямо накануне Гран-при в Монако родилась его дочь Лили. Макс вылетел в США с минимальным запасом времени и прибыл в паддок всего за 3,5 часа до первой практики – следовательно, сильнее всех пострадал от джетлага и физического истощения от стрессового события и перелета через Атлантику. 

«Макларен» же вместо новинок вновь выбрал многочасовые симуляторные сессии для Норриса в попытке устранить-таки мелкие неприятности в поведении лучшего болида. А еще ему и Пиастри установили новые моторы – как и на машины «Мерседеса», «Астон Мартин», «Уильямса», оба «Заубера» и «Хаас» Окона.

Спринт: сенсация-рекорд от «Мерседеса»

В спринтоквале поул внезапно взял Кими Антонелли из «Мерседеса» – причем разрывы в топ-5 составили ничтожные 0,3 секунды!

Клиентам «Мерседеса» действительно помогли новые силовые установки: телеметрия показала сильное превосходство над «Ред Булл» по разгонной динамике, хотя именно Ферстаппен работал педалью газа активнее всех. Впрочем, команда Макса вместе с остальными клиентами «Хонды» сама выбрала более раннюю смену двигателей для домашнего этапа моториста – и отжигала на прямых относительно «Макларена» и прочих соперников на предыдущих этапах. Теперь же настала пора расплаты: мощность из-за жары пришлось скручивать, и темпа перестало хватать. «Мерседес» же выстрелил из-за лучшей подготовки самого мягкого состава шин – причем именно силами Кими Антонелли.

«Феррари» же настроилась на гонку с аэродинамическим балансом на заднюю ось для равномерного прогрева и износа на длинной дистанции, но в квалификации, пилоты попались в спринтерский хаос с подготовкой шин – и выжать максимум из покрышек не удалось.

За 1,5 часа до спринта опасения синоптиков оправдались: зарядил ливень, смывший накат резины. Трек вернулся в состояние начала уик-энда, и «Ред Булл» тут же ответил: изменил настройки подвески на болиде Цуноды, отправив того на пит-лейн. Шок начался тут же: Леклер уплыл в стену из-за скользкого асфальта и большого количества воды. Однако за 10 минут до старта осадки закончились – забрав одну из «Феррари» и все сцепление.

На старте Пиастри сожрал Антонелли: выжал его с траектории и вынудил потерять три места. Затем по мере высыхания трека началась волна пит-стопов, и в хаосе Ферстаппен столкнулся с Антонелли на пит-лейн, Сайнс заработал прокол, а Лоусон убрал Алонсо в стену. Финальные круги нейтрализовал сэйфти-кар, и победил внезапно Норрис с Хэмилтоном на подиуме,

Все подробности и лучшие моменты хаоса и сочного аварийного спринта – здесь

Квалификация: реванш Ферстаппена

До старта квалы разбитые в спринте машины успели восстановить – и больше всего обновили «Астон Мартин» Алонсо: от аэрообвеса до подвески, коробки передач, днища и аккумулятора.

Также большинство команд изменили настройки – ведь после смытого дождем наката во время спринта действительно потребовалось возвращаться к условиям более скользкого асфальта. Вновь выросла цена даже мельчайшей ошибки и требования к точнейшему пилотажу – и опять Норрис допустил промашку на решающем круге (заблокировал колеса). Лучше остальных все повороты воедино собрал Ферстаппен, но теперь топ-5 уложился вообще в 0,2 секунды! «Феррари» же просто сдалась и отказалась бороться: «слишком много проблем с тормозами и балансом, быстрее не выйдет».

Все подобности плотной и хаотичной квалификации 

***

Спринт показал: в гонке все действительно может перевернуть внезапный хаос из-за автомобиля безопасности, а потому основа самых быстрых стратегий на заезд – план с одним пит-стопом при разных расчетных темпах для разных стартовых составов. Две остановки – только для любителей экспериментов и тех, кому потребуется прорываться: 

Ведь при обычной потере времени на пит-стоп в 20 секунд остановка за реальным или виртуальным сэйфти-каром – уже всего 11 секунд, а вероятность их появления – 67%!

К тому же, пелотон сразу прицелился на более агрессивную стратегию, поскольку по ощущениям из спринта даже обладатель «Макларена» с худшей «максималкой» среди топов Норрис высказался о возможности обгонов при помощи DRS – а значит, и позиция в конце первого круга означала чуть меньше, и не требовалось выбивать ее любой ценой. Прибавьте к этому низкий механический износ от асфальта и минимальную разницу в дистанции торможения между разными составами…

Разница в темпах с круга – 0,3 секунды между «медиумом» и «софтом», и на 0,45 секунды с круга самый мягкий превосходил самый жесткий.

И выходили идеальные условия для выбора тактики «ожидания и пересиживания». Другая привлекала только камикадзе и загнанных в угол пилотов – которым позарез нужно было прорываться, а потому и требовалось делать что-то противоположное другим.

Перед самой гонкой власти Флориды даже разослали местным жителям предупреждения о сильных дождях с грозами, но опаснее всего для болидов «Формулы-1» виделись обещания порывов ветра до 95 км/ч – бороться с таким в медленном повороте при резком сбросе прижимной силы и на скользком треке практически невозможно. А еще в США действует особый закон на случай гроз: при молнии любое мероприятие под открытым небом должно быть остановлено, а присутствующие – эвакуированы в помещения. Так что в случае красных флагов не вышло бы просто переждать на пит-лейн, как обычно.

И первый дождь зарядил уже за три часа до старта, смыв гонки поддержки и остатки наката.

Пьеру Гасли перед стартом поменяли подвеску – француз отправился на пит-лейн. Алонсо сменили тормоза, а на машину Лоусона установили другой мотор – но из пула использованных ранее. А на болиде Стролла еще за 5 минут до старта пытались починить и пересобрать педаль газа.

Для старта почти все выбрали «медиум», кроме Расселла, Хэмилтона, Бермэна, Алонсо, Хюлькенберга, Лоусона и Гасли.

Ход гонки: Норрис вновь сам все испортил, «Мерседес» выиграл лотерею, «Феррари» раскололась

● Ферстаппен выиграл старт, но заблокировал колеса и соскользнул с траектории! Однако Норрис при попытке выиграть позицию ошибся сам и вылетел с трека сам и уступил четыре позиции. Антонелли оказался вторым!

● На 2-м круге включили режим виртуального сэйфти-кара из-за схода Дуэна после прокола – столкнулся с Лоусоном.

● Рестарт на 4-м круге – Ферстаппен сохранил 1,5 секунды преимущества над Антонелли. Но через полкруга Пиастри обогнал Кими, пока Норрис разбирался с Албоном – плюс две позиции для «Макларена» за прямую!

● На 7-м круге Норрис разобрался и Расселлом! Сразу после того, как стюарды решили не расследовать его инцидент первого круга с Ферстаппеном.

● На 8-м круге болид Алонсо просто сдул порыв ветра.

● На 9-м круге Пиастри настиг Ферстаппена и начал атаки. А за лидерами Норрис разобрался и с Антонелли!

● Оскар выдал мощнейшие атаки по внешней траектории на 10-м и 11-м кругах – «Макларен» явно быстрее, но Ферстаппен так умно выбирал траектории на середине трека, что лидеру чемпионата приходилось отступать. 

● Битва лидеров позволила Норрису их догнать – до двух секунд. А на 14-м круге Пиастри подготовил атаку уже получше и вынудил Ферстаппена затормозить слишком поздно и уехать за пределы трека! Оскар вышел на первое место. 

● На 15-м круге уже Норрис попытался повторить предыдущие атаки Пиастри – и Ферстаппен вновь отбил их в том же стиле. 

● На 17-м круге Норрис сменил подход и выбрал атаковать Макса по-жесткому – просто выдавил его с трека. Но через полкруга Ферстаппен вернулся – и забрал второе место на точке торможения (возможно, по приказу из боксов). 

● Норрису пришлось повторять процедуру на 19-м круге!

● Пока Норрис и Ферстаппен разбирались, Пиастри оторвался от них на 9 секунд к 22-му кругу. 

● Хэмилтон 7 кругов прострадал за Оконом в битве за 10-е и на 23-м круге с трудом нашел способ проскочить мимо «Хааса». 

● И Окон тут же уехал в боксы – вслед за рядом прямых конкурентов вроде Аджара, Стролла и Лоусона. 

● А на 26-м круге Антонелли первым среди лидеров открыл окно пит-стопов. Следом заехал Сайнс. 

● И Ферстаппен ответил пит-стопом на 27-м круге! Следом за ним заехал и Албон. 

● А на 29-м круге у Бермэна сгорел мотор – он припарковался у зоны вылета, включили режим виртуального сэйфти-кара. На пит-стоп заехал Хэмилтон. 

● На 30-м круге Пиастри тоже заехал на смену шин, за ним – Норрис. Оба выехали лидерами, поскольку Расселл тоже побывал в гараже, как и Леклер – Джордж выкатился третьим с преимуществом в секунду над Ферстаппеном! Шарль же перепрыгнул Шарля. 

● На 31-м круге Албон обогнал Антонелли, а Сайнс синхронно разделался с Леклером! 

● На 32-м круге Цуноде прилетели 5 секунд штрафа за превышение скорости на пит-лейн. 

● На 33-м круге мотор сдох и у Бортолето – вновь виртуальный сэйфти-кар. Который продержался только круг – и Леклер тут же насел на Сайнса. Хэмилтон смотрел на их схватку со стороны, а потом воспользовался щелочкой и обогнал обоих!

● На 35-м круге Хэмилтон потребовал, чтобы его выпустили вперед Шарля – «я же сжигаю шины за ним». Ему сказали держаться в зоне DRS, ответ Льюиса: «Ну это не очень хорошая командная работа»!

● И только на 39-м круге «Феррари» приказала Леклеру пропустить Хэмилтона. 

● А на 41-м круге уже Леклер потребовал, чтобы Хэмилтон ускорился! 

● И на 52-м круге Хэмилтон получил обратный приказ – обменять позиции обратно! Речь о борьбе максимум за 6-ю позицию – даже не за подиум. 

● На 53-м круге Хэмилтону сообщили, что Сайнс в 1,5 секундах позади. Ответ: «Хотите, чтобы я пропустил и его?»

● На последнем круге Сайнс с Хэмилтоном все-таки схватились до контакта – но Льюис выстоял.

● Лидер чемпионата сделал все, что требовалось для победы в гонке с 4-й позиции: рассчитывал маневры, не рисковал сверх необходимого, не лез в камикадзе-атаку первого поворота, быстро адаптировался к обороне Ферстаппена. Грандиозная и показательная разница при сравнении с ошибками Норриса – который вновь №2. А третий – капитализировавший везение Расселл: сумел сдержать Ферстаппена! 

● И «Уильямс» теперь легитимно добрался до топ-5 – с небольшой помощью виртуального автомобиля безопасности, но все-таки.

Итоги и быстрые мысли: «Феррари» безнадежна, Ферстаппен еще может вернуться, Норрис отстает все больше

Кажется, мы стали забывать, насколько же решает фактор свежего мотора в «Ф-1» – и даже не самый «мощностный» Гран-при Майами напомнил. Особенно в квалификациях: когда «Уильямс» почти достал по темпу на быстром круге «Феррари», в топ-10 пробился даже Алонсо, да и Окон ехал почти в один темп со Скудерией на старом двигателе.

● Тем мощнее личное достижение Ферстаппена: он атаковал с открытым газом дольше всех (61,5% круга против 58,7% у «Макларена», 58% у «Мерседеса» или 41% у «Уильямса» – для сравнения) и выжал из поношенной «Хонды» на жаре последнее. А еще обновление днища от «Ред Булл» явно наконец сработало – и позволило Максу плавнее работать тормозами в зонах замедлений, отыгрывая у «Макларена» время через любимое «вращение» машины через апекс. Ферстаппен потихоньку возвращается – да, в гонке сразиться не удалось из-за невезения с сэйфти-карами, но впереди в календаре менее обгонные и более подходящие Максу треки.

«Макларен» смог разыграть карту лучшего контроля над температурами шин. В квалификации и Норрис, и Пиастри личными мелкими ошибками не собрали круг, Ландо фэйлил и в гонке, а австралийская акула уже сделала все, что требовалось. Разрыв Оскара растет все больше!

● Да, Расселл еще ближе теперь к топ-3! Просто «Мерседес» следовал треку «самой предсказуемой машины» – но внезапно высветлил сильную и одновременно слабую сторону Джордж. Как только теряется механическая отдача от асфальта – Джордж утрачивает ориентиры и опору, а как раз Кими со свежими воспоминаниями похожих ощущений из молодежных серий адаптируется быстрее всех. На скользком покрытии быстро прогревающий резину серебристый болид еще и начинает ее перегружать, и пилотам становится слишком трудно и непривычно бороться с тем эффектом, который они привыкли вызывать и удерживать. В квалификации свойство не сработало, а вот в гонке – когда нужно было быстро  удержать преимущество от виртуального сэйфти-кара – №63 сделал все как надо.

«Феррари» вошла в явный экзистенциальный кризис: Хэмилтон разуверился в способности настроить болид в нынешней сборке под свои представления и требует обновлений, а шеф команды настаивает, что это потенциал еще не раскрыт и бригадам нужно лучше работать. Леклер частично на стороне Вассера: ему уик-энд в Майами тоже не удался, но Шарль постоянно говорит о собственном пути в экстремальных настройках под борьбу с недостаточной поворачиваемостью, а фэйл в США тоже списал на нераскрытый потенциал. Тем временем соперники-середняки только нагоняют. Но такова реальность: это не болид Скудерии слишком медленный, это соперники теперь слишком быстрые. Скудерию спасает только ограниченность «Ред Булл»: им больше не удастся сражаться с одним лишь Ферстаппеном и в зачете команд.

● Например, «Уильямс». Вдобавок к мощной команде стратегов и отделу настроек, а также «второму мнению» от сильного второго пилота добавилось еще и хоть и ограниченное, но решение базовой слабости шасси – уязвимости к ветру и «неповоротливости» в техничных виражах. Да, иногда проблема еще кусается (из-за нее Сайнс и попал в аварию в спринте), но с каждым уик-эндом «синие» все быстрее. И новый мотор только подчеркнул реальный потенциал.

● Тот же эффект нового мотора и везения помог и «Астон Мартин» – общий уровень машины остался прежним, но именно в Майами зеленая команда смогла воспользоваться ситуативными преимуществами.

● А вот для «Альпин» новые моторы прямых конкурентов оказались непреодолимым шлагбаумом. Французская команда и так сильно уступает по мощности, и с таким обновлением пелотона вновь в моменте слетела ближе к подвалу.

● Обновления помогли и «Зауберу» улучшить темп на одном круге, но в гонке – все те же проблемы с командной работой и грязным воздухом.

Следующий раунд – 16-18 мая в родной для Скудерии Имоле. К старту европейского тройника «Феррари» обещала новинки – может, еще вернется в схватку? 

Что еще почитать о Гран-при Майами?

Фото: East News/Jeff Robinson/Icon Sportswire via AP

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'