Инструкция: как оформить и что писать

Приближается лето, и скоро многим ученикам начальных классов дадут список литературы для чтения и задание — вести читательский дневник. Те родители, у которых ребенок только заканчивает первый-второй класс, впервые сталкиваются с такой проблемой и не понимают, что это за дневник такой, и как его правильно вести. Рассказываем, как оформить читательский дневник, чтобы учителя остались довольны.
Что такое читательский дневник
Читательский дневник в начальной школе — это своего рода отчет о прочитанных книгах. Он нужен не только учителю, чтобы убедиться, что ребенок не забросил летом чтение, но и самому ученику. Ведь благодаря читательскому дневнику ребенок фиксирует название произведения, его главных героев, краткое содержание, а также основную мысль. Это может пригодиться в следующем учебном году, чтобы не перечитывать заново некоторые книги, ведь педагоги часто задают на лето то, что дети будут проходить в будущем.
Читательский дневник удобен еще и родителям тем, что дисциплинирует детей. У ребенка появляется некая норма прочитанных страниц за неделю, он не забывает, как держать ручку и писать, выражая свои мысли в тетради. Кстати, если вы взрослый и любите читать, но уже через полгода забываете содержание или концовку произведения, возьмите идею на заметку.
Как оформить читательский дневник

Выглядит читательский дневник как обычная тетрадь в линейку. На обложке нужно написать «Читательский дневник», фамилию и имя ученика, а также класс (который ребенок только что окончил). Если учителю не принципиально, как будет выглядеть тетрадь, можно купить на маркетплейсе или в книжном магазине читательский дневник, в котором есть специальные графы, облегчающие заполнение.

Образец читательского дневника, который продается в магазине
Уточните у вашего преподавателя, как именно читательский дневник должен выглядеть. Для некоторых учителей принципиально, чтобы это была тетрадь на 12 листов с широкой линейкой и однотонной обложкой, без рисунков. В такой тетради 1-2 страницы должны быть посвящены одному произведению, а с новой страницы идет описание другой книги.
Какие данные нужно писать в читательском дневнике:
Название прочитанной книги и автора.
Можно (по желанию) отметить, сколько дней понадобилось для прочтения произведения, и сколько в нем страниц.
Также к необязательным пунктам относится Издательство.
Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и так далее).
Указать главных героев (достаточно вычленить 2-5 основных), напротив имен кратко описать их характеристики, например, «Тотошка — собака главной героини Элли».
Сделать вывод из прочитанного, написать краткое содержание произведение в 2-3 абзацах, записать, как ребенок понял мораль автора.
Описать свои впечатление от книги, насколько она понравилась или не понравилась. Достаточно одного абзаца. Это должно быть общее впечатление, грубо говоря, стал бы ребенок читать что-то подобное или нет.
Обязательно уточните, все ли книги из списка на лето нужно прочесть. Обычно он носит рекомендательный характер, и ребенок сам выбирает из него 5-6 рассказов и 1-2 повести. Больше за лето в начальной школе ученик не осилит (либо это будет не самостоятельное чтение).

Если вы не очень понимаете, как писать краткое содержание произведения, то ориентируйтесь на эти пункты:
Завязка (отвечает на вопрос «с чего началось действие?»).
Развитие действия (главные события истории).
Кульминация (важнейшее, на взгляд ребенка, событие произведения).
Развязка (итог, к которому пришли герои).
Если у вас покупной читательский дневник для младших классов, то его заполнять еще проще, так как есть специальные графы, в которые нужно вписать информацию, а также немало подсказок. Здесь могут быть наводящие вопросы «Как ты понял действие героя?», «Кто тебе понравился, кто не понравился?». Также ученику могут предложить нарисовать рисунок по мотивам прочитанного произведения и выписать незнакомые слова, чтобы посмотреть их значение в словаре.
Для чего в целом нужен читательский дневник? Если коротко, для формирования и закрепления навыка чтения, умения понимать прочитанное и делать выводы, без помощи родителей. Умение записать основную мысль автора, запомнить сюжет и главных героев. Все эти навыки пригодятся в будущем, когда ребенок будет читать целый параграф по истории или другому предмету. Вам не придется «разжевывать» каждую тему ребенку до 7-го класса.
Список литературы на лето для 1-2 классов

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котенок», «Булька», «Два товарища»
Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей», цикл «Фантазеры»
М. М. Зощенко «Елка», «Умные животные», «Показательный ребёнок».
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»
М. Пришвин «Еж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб»
В. Бианки «Как муравьишка домой собирался», «Аришка-трусишка», «Кто чем поет»
Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
А. М. Волков «Волшебник изумрудного города»
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»
Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь»
Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка»
Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы»
Т. Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение»
А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
А. Милн «Винни Пух и все-все-все»
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы»
Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
С. Михалков «Дремота и забота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Детки в клетке», «Школьнику на память», «Дремота и зевота»
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста»
П. П. Ершов — «Конёк-Горбунок»
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Растрёпанный воробей», «Барсучий нос
М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб»
Список литературы на лето для 3-4 классов

М. Лермонтов «Ашик-Кериб»
И. Крылов «Волк и журавль», «Квартет»
В. Одоевский «Городок в табакерке»
А. Чехов «Мальчики», Каштанка»
В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Л. Андреев «Кусака»
Е Шварц «Сказка о потерянном времени»
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
В. Драгунский «Денисскины расскахы»
Б. Житков «Как я ловил человечков»
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Дремучий медведь»
В. Бианки «Оранжевое горлышко»
Мамин-Сибиряк «Приемыш»
М. Пришвин «Выскочка»
В. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»
Е. Велтисов «Приключения Электроника»
К. Булычев «Путешествия Алисы»
Д. Свифт «Путешествия Гулливера»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Ф. Баум «Страна Оз»
Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой»
Д. Барри «Питер Пен»
Р. Брэдбери «Все лето в один день»
Т. Янссон «Сказки про Муми-тролля»
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
