
В сети не утихают обсуждения: якобы на некоторых АЗС заливают топливо, которое не соответствует заявленным характеристикам. Люди жалуются, публикуют результаты анализов, делятся историями о “стуке” в моторе после очередной заправки. Портал njcar.ru выяснил, почему в реальности бензин на российских АЗС не соответствует заявленным характеристикам.
Некачественный бензин действительно способен вызвать детонационные процессы в ДВС, особенно если его октановое число ниже уровня, рекомендованного производителем. Именно поэтому важно не экономить на топливе, если ваша машина рассчитана на высокооктановый бензин.
С другой стороны, современные автомобили обычно оснащены системами адаптации к разным видам топлива. Если в инструкции указано, что допустим АИ-92, то допускается и заливка АИ-95, АИ-98 и даже АИ-100. Но это не значит, что машина станет ехать быстрее. Разница в мощности может оказаться незначительной.
Для старых автомобилей использование бензина с завышенным октановым числом иногда оборачивается обратным эффектом: двигатель начинает работать нестабильно или теряет в динамике.
Чтобы бензин подходил под требования современных моторов, его “усиливают”, добавляя присадки. Именно они помогают топливу противостоять детонации. Но у этих добавок есть минус: они легко испаряются, особенно если бензин хранится в негерметичной таре. Со временем любое топливо теряет заявленные свойства.
Признаки некачественного бензина: падение мощности, рост расхода, появление металлического звона в моторе. Если вы услышали характерный металлический стук, можно попробовать добавить октан-корректор, но в идеале лучше слить топливо и заправиться нормальным.
Среди автомобилистов ходят слухи, что почти весь бензин в стране – некачественный, но такие выводы часто делают на основе дешёвых приборов, которые далеки от точности лабораторий. Проблемы бывают, но не в таком масштабе.
Определить точное октановое число топлива возможно только с использованием профессионального лабораторного оборудования. Тем не менее, на крупных сетевых АЗС за качеством бензина следят строго. Сбои в поставках или подмена стандарта обходятся дороже, чем соблюдение норм: массовые жалобы клиентов, репутационные и финансовые риски.
Интересный факт: на некоторых заправках фактическое октановое число топливо даже слегка превышает заявленное, например, у маркированного АИ-92 можно зафиксировать показатель 92,5. Это укладывается в допустимые границы и может рассматриваться как дополнительная страховка от детонации.
Однако следует помнить, что химический состав топлива не остаётся неизменным. Особенно летом, когда авто подолгу стоит на солнце, часть присадок со временем улетучивается, снижая фактическую стойкость бензина к возгоранию. Чем дольше машина простаивает с полным баком, тем выше шанс, что октановое число упадёт ниже безопасного порога.
По этой причине рекомендуется заправляться с расчётом на ближайшую перспективу. Желательно использовать топливо в течение месяца. Если же автомобиль провёл продолжительное время в жару без движения, перед поездкой не будет лишним долить свежий бензин или добавить октан-корректор. Это поможет защитить двигатель.