
В четвертый и далеко не последний раз Евробаскет уподобился бродячему цирку – и раскинулся на четыре страны. Среди них оказалась и Польша, а конкретнее – Катовице. Небольшой и некогда промышленный город, ныне избавляющийся от угольного прошлого. Иногда успешно.
Недолгая дорога и возможность пустить слюни на Дончича и Рисаше заманили в Катовице и меня. Добавлю и приятные цены. За 160-200 злотых (порядка 40-50 евро) можно было найти приличные места сразу на два матча в один день. Билеты на вечерние игры сборной Польши продавали отдельно – и ажиотаж на них был, конечно, выше. Но к старту этих матчей я уже ехал домой под звуки польского радио и его специфических мелодий вроде пост-панковской композиции «Смерть в бикини».
Конечно, атмосфера на матчах польской сборной была бы иной. Громкой, бурлящей и живой. Однако составление сложных предложений из одних матов мне пока не покорилось. Поэтому зайти за местного не вышло бы. Не помог бы и «лип синк» польского гимна. Наконец, увидеть Сохана второй раз за год также не было шансов. Герой местной рекламы шампуней, воды и букмекерских контор пропускает турнир из-за травмы. В общем, оставил боление за Польшу дивану и телевизору, а воочию взглянул на всех остальных. Дважды за неделю – в воскресенье и четверг.

Впрочем, и без польской сборной любовь местных болельщиков была моногамна. Многие щеголяли в НБАшных джерси, на 90% которых красовалась одна фамилия – Дончич. Лука Мэджик исполнил еще один трюк – превратил нейтральных наблюдателей в одержимых Словенией фанатов, готовых освистывать неприятелей, танцевать под словенские фолк-мотивы и покупать путевки на озеро, простите, Блед.
Описывать же игру Дончича – все равно что обращать в слова нечто чистое и прекрасное, как закат солнца, Эгейское море или ранние хиты «Backstreet Boys». Его технический арсенал и понимание игры – на настолько другом уровне, что в матче с бельгийцами Лука не напрягаясь собрал трипл-дабл. Ну а в дуэли с израильтянами, куда более важной и сложной, настрелял 37 очков и, опять же, едва не собрал трипл-дабл – не хватило одной передачи.
Предваряя вопрос из зала от господина Нико Х – Лука в неплохой физической форме. Да, в конце первой половины матча с Израилем он еле волочил ноги. Но ту половину Дончич отыграл без замен. Учитывая же объем нагрузок – практически каждая атака словенцев так или иначе идет через Луку, да и в защите за редкими исключениями он не филонит – и короткие по сравнению с НБА паузы, усталость логична.
Главное же мерило выносливости Дончича – эмоциональность. Помнится, в первых матчах за «Лейкерс» он напоминал скорее английского джентльмена. Был спокоен, не спорил с судьями, не сетовал на промахи. Подумалось, что обмен ударил по нему сильнее, чем мы думали. Однако стоило ему частично восстановиться после травмы – и южнославянские проклятия полетели в арбитров с прежней частотой.
Конечно, эмоции не всегда идут Дончич на пользу. В том числе на Евробаскете. В матче с бельгийцами, например, словенцы однажды не ввели мяч в игру за 5 секунд, потому что Лука пылко обсуждал с судьями последний фильм Ари Астера. В игре же с израильтянами Дончич нахватал четыре фола еще в третьей четверти – и пару раз вторгся в интимную зону фол-аута. Однако если на экране эмоциональность Дончича и может вызывать раздражение, то вживую его экспрессивность, яркая игра и лидерство создают гармоничный портрет одного из самых уникальных баскетболистов современности. Неповторимого артиста, украшающего любимую нами игру.

Артистов же, как известно, окружают кривотолки. На разминке матча с израильтянами Лука скрылся в раздевалке – и вернулся всего за пару минут до начали встречи. Пробежал спринт, кинул шутку партнеру по команде, сделал пару бросков да пошел готовиться к старту. На послематчевом интервью Дончич подтвердил догадки о загадочном исчезновении – мол, сыграл в Пола Пирса, отлучился в уборную, нечего здесь обсуждать. И действительно, нечего. Только не для беспощадных соц сетей. Заголовки в стиле «Дончич проигнорировал гимн Израиля» и куча комментариев известной повестки заполонили соц сети на следующий день. То, что Лука пропустил и гимн Словении, и представление команд, конечно же, никого не интересовало. Кликбейт создан. Машина, во всех смыслах, запущена.
С гимном Израиля связаны и другие казусы. И перед матчем с Францией, и перед встречей со Словенией исполнение гимна разделило арену на две огромные группы. Первая гимн пела. Громко. В этой группе – и многочисленные болельщики Израиля, и штаб команды, и сами игроки. Вторая же группа активно выражала недовольство. Кто-то освистывал гимн, кто-то садился на место. Причина отношения, конечно, понятна. Но злая ирония того, что все это происходило в 40 км от Освенцима, не отпускала.
Два же упомянутых матча сложились для Израиля по-разному. Дуэль с Францией шла к увлекательной концовке, пока Авдия и компания не включили следующую передачу. Придушили оппонента в защите, в атаке же без особых проблем вторгались в «краску». Здесь Франции явно не хватало травмированного накануне Сарра. Сдержать Авдию французам также не удавалось. Несмотря на то, что опекать его поочередно пробовала добрая половина состава. Среди них – и Рисаше, который в целом на турнире произвел приятное впечатление. Мягкая кисть, атлетичность, неплохой игровой интеллект – все при нем. Первый пик не самого сильного драфта вполне логичен. Потенциал для «олл-стара» очевиден. Пока же, разумеется, множество навыков, как и физическая жесткость, еще требуют шлифовки. Заккари периодически теряется и в командной защите. Не хватает ему и агрессии, что аукнулось в том числе в последней четверти игры с Израилем, где в омолодившейся Франции не нашлось лидера. Любимый игрок Дэнни Эйнджа, Ябуселе, турнир в целом провалил – и впечатлял только физически. На невооруженный глаз он выглядел как победитель «Мистера Олимпия», случайно зашедший в модельное агентство.
На матч же со Словенией эйфория израильских болельщиков не распространилась. Несмотря на того же Авдию, пустившегося в дуэль с Дончичем и набравшего 34 очка, практически весь матч израильтяне пытались догнать оппонента. Учитывая, что словенцы реализовали больше 50% бросков с игры, сделать это было непросто. В последней четверти израильтяне подобрались было на «-5». Однако в последующих двух владениях вернувшийся на паркет Дончич закинул «трешку», записал в актив «ассист» – и был таков. Больше израильтяне к оппоненту не подобрались, а их болельщики были тихи. Дончич же ушел с паркета за минутку до конца матча под овации.

На чье настроение исход матчей не влиял никак, так это исландцев. Скопившиеся в поразительно большом количестве северяне наслаждались неизысканным хмельным, неизысканной едой и неизысканной игрой любимцев. Поводом для радости могла быть и «трешка» исландца, сократившего (как в меме с Крисом Полом) отставание до «-40». Однако и влетевших сорокет исландцев болельщики не отпускали, распевая вместе с игроками песни после финальной сирены.
В конечном счете отпустить любимых пришлось. На следующий день Евробаскет перенесся в Ригу уже полностью. Настало время возвращаться домой. С приятными чувствами. Как сказал мой коллега: «Исполнилась мечта детства – увидел игрока «Лейкерс» вживую». Конечно, можно было ему напомнить о том, как в «Цмоки» однажды занесло Тьерре Брауна. Разыгрывающего с двумя запоминающимися деталями: поставленным средним броском и присутствием во всевозможных списках «Худших игроков «Лейкерс» всех времен». Но, конечно, я понимал, что коллега имел ввиду. Удивительно, как цепочка случайностей унесла нас в страну кабанов, католической церкви и клюквенных настоек. Но за возможность увидеть вживую нынешних и будущих звезд НБА стоит, наверное, сказать цепочке «спасибо».