
Представители Эстонии отмечают, что подобный инцидент произошел впервые.
Власти РФ задержали нефтяной танкер Green Admire, следовавший под флагом Либерии из порта Силламяэ в Эстонии в нидерландский Роттердам. Об этом говорится на сайте эстонского внешнеполитического ведомства.
Инцидент произошёл в территориальных водах России. Маршрут судна ранее был согласован между российской, эстонской и финской сторонами и использовался для обеспечения безопасного судоходства.
Как пояснили в департаменте транспорта Эстонии, выбор маршрута через российские воды был обусловлен стремлением избежать опасных отмелей, характерных для прибрежной зоны Эстонии.
Движение судов по этому пути считается более надежным, особенно для крупнотоннажных танкеров.
Судно Green Admire принадлежит греческому оператору Aegean Shipping. Оно вышло из порта Силламяэ 17 мая с грузом сланцевого масла на борту.
Прибытие в Роттердам было запланировано на 22 мая. По информации портала Marine Traffic, фиксирующего передвижение морских судов, маршрут следования танкера проходил в штатном режиме вплоть до момента задержания.
Представители Эстонии отмечают, что подобный инцидент с арестом коммерческого судна в российских территориальных водах произошёл впервые.
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна назвал действия российской стороны неожиданными и подчеркнул, что маршрут был заранее утверждён в рамках существующих договорённостей.
Он также сообщил, что впредь эстонские лоцманы будут направлять суда из Силламяэ исключительно через территориальные воды Эстонии, несмотря на повышенные навигационные риски.
По его словам, экипаж Green Admire при остановке судна не оказывал сопротивления, а обстановка остаётся спокойной. В МИД Эстонии при этом не считают необходимым вызывать представителя российской дипломатической миссии или инициировать переговоры с Москвой.
Российские власти пока не выступили с официальным заявлением. Однако, согласно нормам международного морского права, государство имеет право проводить досмотр судов в своих территориальных водах при наличии подозрений, касающихся безопасности или соблюдения санкционных ограничений.
Инцидент с танкером Green Admire произошёл на фоне ужесточения международного контроля за так называемым теневым флотом России — группой судов, которые, по мнению западных аналитиков, используются для обхода санкций при перевозке углеводородов.
По данным американского исследовательского центра Brookings Institution, к началу 2025 года в подобный флот входило 343 танкера, из которых более трёх четвертей уже оказались под санкциями США, Евросоюза и Великобритании.
Эстония, в свою очередь, в течение текущего года уже дважды принимала меры против судов, подозреваемых в участии в нелегальных логистических схемах, связанных с российским экспортом энергоресурсов.
Ранее TopNews писал о том, что в НАТО отреагировали на инцидент с танкером Jaguar в Балтийском море.
По факту случившегося проводится расследование.