
Спрашивает Игорь Сергеев.

Виктор Осимхен в «Галатасарае» за 75 млн евро – одна из мощнейших трансферных бомб лета. Общие траты стамбульцев на игроков – более 90 млн евро, плюс свободным агентом подписан топовый вингер Лерой Сане с 9-миллионной зарплатой и ежегодным бонусом в 3 млн. В продвинутой стадии – переговоры о переходе еще пары звезд: голкипера Эдерсона и центрдефа Мануэля Аканджи из «Сити».
Логичный и традиционный вопрос: откуда…?
Основные статьи доходов «Галатасарая» – матчдэй, спонсоры и продажа футболок
«Галатасарай» принадлежит членам спортивной ассоциации Galatasaray Spor Kulübü, футбольным клубом управляет публичная компания Galatasaray Sportif A.Ş., акции которой торгуются на стамбульской бирже (BIST). Мажоритарный акционер «Галатасарая» – сам клуб (через ассоциацию), частным инвесторам принадлежат мелкие пакеты.
Иными словами, «Галатасарай» принадлежит болельщикам (членам клуба), которые выбирают президента. Сейчас на этой должности Дурсун Озбек, который победил на выборах в июне 2022 года с перевесом всего в 135 голосов (право голоса было у 8862 человека). Конкретного миллиардера-владельца или компании, вкачивающей деньги, у «Галатасарая» нет.
Несмотря на то, что экономику Турции сильно штормит, стамбульцы показывают очень уверенные финансовые результаты.
За различные направления отвечают отдельные компании группы. Например, Galatasaray Mağazacılık занимается продажей и маркетингом всех видов текстильной продукции, спортивного оборудования, часов и ювелирных изделий, косметики и парфюмерии, изделий из кожи и прочего с логотипом и эмблемой клуба. А Galatasaray Gayrimenkul – инвестиционной и девелоперской деятельностью в недвижимости.
В сезоне-2024/25 выручка клуба составила 275,67 млн евро (здесь и далее курс евро приравниваем к среднегодовым 40 турецким лирам) – это за пределами европейского топа, но очень близко к топ-20. У «Марселя» года назад было 287 млн евро, «Астон Виллы» – 322 млн.

Из чего формируются основные доходы «Галатасарая»?
● Отличная матчдэй-выручка – продажа абонементов/билетов, а также разнообразные услуги на стадионе в дни матчей приносят в кассу 76,93 млн евро. Даже с прошлогодним результатом в 62 млн «Галатасарай» занимал 16-е место в Европе, выше только клубы топ-5 лиг, позади «Ювентус» и «Боруссия». Лидировали «Реал» и «ПСЖ» – 185 и 168 млн соответственно.
Средняя посещаемость клуба в прошлом сезоне составила 42 702 (79% от вместимости стадиона) – есть куда расти с учетом старта в наступающей Лиге чемпионов.
Средний доход «Галатасарая» от одного домашнего матча держится на уровне 2,3 млн евро. Столько же зарабатывает «Вест Хэм», чуть больше «Рома» (2,4 млн), чуть меньше – дортмундская «Боруссия» и «Аякс» (по 2,2 млн).
При этом турки делят седьмое место с «Челси» в рейтинге по среднему чеку одного болельщика.

Для сравнения: «Спартак» с 61 евро за матч делит 12-е место с «Ман Сити».
● Коммерческая деятельность приносит «Галатасараю» ежегодные 151 млн евро. Свежих рейтингов нет, но отметим, что год назад турецкий клуб со 140 млн был 14-м в Европе, выше «Интера» (129 млн) и «Атлетико» (108 млн).
Спонсоры за год пополнили кассу на 62 млн евро (год назад – 64 млн).
Отдельные соглашения с партнерами никак не выделяются – турки берут количеством. Строительный холдинг Rams приносит 5,34 млн евро в год за нейминг стадиона, сервис по прокату автомобилей Sixt – 4,88 млн за титульное спонсорство, спортивный гигант Puma – 5 млн за технический контракт. Логотип криптобиржи Arkham на рукаве стоит еще 1,85 млн евро.
Но больше всего «Галатасарай» зарабатывает на продаже футболок и мерча – 85 млн евро в год. И больше, чем «ПСЖ» и «Сити»!

Показатели прошедшего сезона еще выше – 89 млн евро. В новом – ждем значительного роста. Футболки новых суперзвезд точно разметут.
Клуб не скрывает, что шикует именно с помощью мерча. В августе представил 100 000 коллекционных коробок под названием Solo Il Gala Osimhen Box по цене 215 евро за каждую. Своеобразная копилка, чтобы окупить сумасшедшую зарплату Осимхена (15 млн евро за сезон).

В бокс входит коллекционная футболка форварда, а также прототип культовой маски с изображением пяти звёзд «Галатасарая».
«Эта футболка в коробке – не моя, она наша. Каждый раз, надевая ее, вспоминайте нашу историю, вспоминайте нас», – личное послание футболиста в сувенирном наборе.
По QR-коду на этикетке футболки пользователи могут получить доступ к эксклюзивному клубному цифровому контенту.
Цель: собрать 21,5 млн евро. Если всю коллекцию распродадут, ее перевыпустят таким же тиражом.

● Призовые УЕФА. Но здесь в последние годы все не очень хорошо – 1/8 финала Лиги Европы-2024/25 добавила в бюджет всего 21,7 млн евро, годом ранее участие в Лиге чемпионов (третье место в группе) принесло вдвое больше – 41,3 млн. Вероятно, в нынешнем сезоне эта статья взлетит с учетом нового формата главного турнира Европы.
● Телевизионные доходы «Галатасарая» (как и в целом турецкий ТВ-контракт) далеки от английских или испанских топов, но также дают стабильный доход – 15,8 млн евро в год.
В общем, с доходами «Галатасарая» все отлично, предполагается только рост – прогноз выручки на уровне 350 млн евро.
Что с расходами?
Убыток «Галатасарая» – 40 млн (годом ранее был плюс). Точно потянут трансферы?
Для укрепления состава клубу нужно решить две параллельные задачи: физически найти деньги и влезть в финансовые правила УЕФА.
Начнем с первой. Не имея богатых владельцев, «Галатасарай» прибегает к обычной бизнес-практике – при убытках берет кредиты под гарантии будущих доходов или имущества. Иногда члены правления вносят личные средства как временные займы.
На конец февраля «Галатасарай» набрал обязательств примерно на 312 млн евро, из которых 207 млн – краткосрочные (с погашением до года). Кредитов набралось на 96,9 млн (один из них всего под 1,5% из-за залога недвижимости), обязательств перед контрагентами – на 60,8 млн, перед работниками – на 17,5 млн.
В самих обязательствах нет ничего страшного (это обычные будни деятельности любой коммерческой организации). Главное, чтобы они погашались вовремя (привет, «Химки») и не превышали активы клуба.
Здесь у «Галатасарая» все в порядке – активы оцениваются в 455,6 млн евро. Стадионы, недвижимость и другое имущество – 180 млн, предоплаченные расходы (оплатили заранее, но услуги или товары будут получены или потреблены в будущем) – 134,3 млн, клубу должны – 53,1 млн. Некоторые долги перед «Галатасараем» висят давно – компания Galatasaray Emlak никак не перечислит 5 млн евро за продажу прав на VIP-ложи в сезоне-2018/19 (правда, там исправно начисляются проценты).
Аудиторы считают, что структура активов «Галатасарая» тяжелая – почти 80% вне оборота, а ликвидная часть – всего 20% (деньги, финансовые вложения, запасы и текущие долги перед клубом). При этом большая доля краткосрочных обязательств (почти 2/3 всех долгов) повышает риск кассовых разрывов.

Правда, каких-то серьезных проблем пока нет: чистые активы (активы за минусом обязательств) составляют уверенные плюс 143,6 млн. Кстати, именно эти цифры считаются основной оценкой бизнеса при продаже.
В общем, «Галатасарай» наверняка впишется в порог убыточности УЕФА: за три года общие расходы не должны превышать общие доходы более чем на 30 млн евро, но при этом можно потратить до 90 млн – если владельцы покроют траты лично.
Требование к лимиту затрат на состав клуб тоже выполняет. Напомним, на зарплаты, амортизацию трансферов и агентские можно тратить не больше 70% годового дохода.
Трансферы и зарплата – как раз основные расходы «Галатасарая».
Общий трансферный минус этого года (с зимой) уже 105,91 млн евро.
Выглядит ужасно, но не забываем про то, что в футболе считают трансферные расходы не разом, а с учетом амортизации. Выплаты размазываются на весь срок контракта (но не более пяти лет). Например, потраченные на Виктора Осимхена 75 млн евро будут считаться как ежегодные расходы в 15 млн (75 делим на 5), любые бонусы учтут в год их выплаты (скорее всего не в этом). Чтобы клубы не мухлевали, правило имеет обратную силу – при продаже игрока из доходов от трансфера целиком вычитается амортизационный остаток (если Осимхена продадут через два года – из доходов вычтут оставшиеся 30 млн).
Текущий трансферный баланс также считается с учетом всех амортизаций – как на вход, так и на выход (но таких пока нет).
С этим учетом все трансферы этого года (а УЕФА считает именно по календарным годам) обошлись «Галатасараю» пока лишь в 23,26 млн евро. Если вычесть из этого чистые доходы в 16,5 млн евро от платных аренд (Уилфрид Заа, Николо Дзаньоло, Виктор Нельссон, Пшемыслава Франковски) и трансферов Миши Батшуайи и Деррика Кена – статья уже сокращается до минус 5,44 млн. При этом общий баланс с 2023 года плюс 47,22 млн – УЕФА как раз считает переходы за три календарных года.
Такой показатель достигнут за счет выгодных продаж (Керем Актюркоглу – 12 млн евро, Эмин Байрам – 4 млн) и перепродаж. Так, защитника Сашу Боэ брали из «Ренна» за 5,65 млн в 2021-м, а через два с половиной года продали в «Баварию» уже за 30 млн, форварда Седрика Бакамбу летом 2023-го выкупили из дубайского «Аль-Насра» всего за 700 тысяч евро, а всего через полгода отправили в «Бетис» за 5 млн.
По примерным подсчетам суммарная амортизация состава составляет 76,96 млн евро (это уровень «Ноттингема» или «Вулверхемптона»). Для примера: у «Челси» в районе 243,3 млн, «Ливерпуля» – 135,2 млн.
Зарплатная ведомость – 134,32 млн евро по отчету за прошлый сезон. Добавляем зарплаты Осимхена (+5 млн в сравнении с арендой), Сане (12 млн), Карлоса Куэсты (2,4 млн), минус Миши Батшуайи и Альваро Мораты (по 5 млн), Фернандо Муслеры (4,2 млн), Дриса Мертенса (4,8 млн), Карима Демирбая (1,7 млн) – и получаем 133,02 млн.

Добавим 19 млн зарплаты тренеров, итог – 152,02 млн евро. Уровень того же «Вулверхэмптона». Для примера, у «Милана» – 189 млн (20-я строчка в Европе), «ПСЖ» – 658 млн (первая).
Таким образом, «Галатасарай» с запасом выполняет правило тратить на состав не более 70% от доходов.
(76,96 (амортизация) + 152,02 (зарплаты)) / (47,22 (баланс за три года) + 350 (прогноз выручки)) = 0,58 (58%)
То есть хватит еще и на Эдерсона, и на Аканджи. Даже с учетом почти купленного за 30 млн евро защитника Вилфрида Синго у «Монако».
Все наши расчеты можно сжать до одного предложения: по выручке «Галатасарай» наверху европейских рейтингов, а по расходам – не выделяется. Живет по средствам.
Телеграм-канал Игоря Сергеева – еще больше про деньги топов и не только
Фото: IMAGO/Seskimphoto, IMAGO/Seskimphoto/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Ahmad Mora, Ahmad Mora; instagram.com/ssemihozel_/