
Мир всегда хочет больше того, о чем просит. А когда получает, начинает не с благодарности или похвалы, а с поиска недочетов, не обнаружив которые, переходит к перечислению несоответствий полученного с запрашиваемым.
Мы хотели смену поколений и вообще чего-то радикально нового? К первому чемпионству в истории клуба сломя голову летит самая молодая команда лиги (средний возраст игроков «Тандер» – 24 года).

Надоело видеть в решающих стадиях команды-династии с крупных рынков и постоянно путаться в их историческом шлейфе из побед и поражений? Из четырех команд, игравших в финалах конференций, три представляют периферию и ни разу не выигрывали главный титул НБА («Миннесота» не проходила дальше финала конференций, «Индиана» – трехкратный победитель АБА, «Оклахома» – руки прочь от чемпионства «Сиэтла» 1979-го).
После аферы имени Эмбиида всем миром подыскивали достойного оппонента для Йокича в гонке за MVP? Вот вам парень, чье всепоглощающее внимание к игре не плесневеет под мхом околобаскетбольных скандалов и сплетен.
Но нет, как только мы получили все это, кажущийся реактивным взлет «Тандер», и в особенности манера игры Шэя Гилджес-Александера, стали предметом споров. Контраргумент «ваши ожидания – ваши проблемы» за время существования стал настолько меметичным, что уже воспринимается как неотъемлемая часть дискуссии и не более. Поэтому чтобы взглянуть на нынешнего MVP более субъективно, необходимо нечто большее, чем личное неприятие.
Шэю пеняют за излишнее количество штрафных, но таких хватало и до него
И даже если не ходить за примерами слишком далеко, то практически каждый из них становился либо чемпионом, либо MVP регулярки.
Дуэйн Уэйд в шести матчах финальной серии-2006 97 раз выходил на линию штрафных. Нередко он просто прыгал в толпу и получал нарушения.

В 2018-м, когда Харден все же наиграл на MVP, в него тыкали пальцем за 10,1 попыток с линии штрафных, которые он совершал в среднем за матч. При этом мало кто обращал внимание, что занявший второе место по этому показателю Яннис делал то же самое немногим реже – 8,5 попытки.
Кто считает, что это существенная разница, что ж, в минувшей регулярке грек превзошел всех (10,6 попытки штрафных за игру, а за год до того было еще больше – 12,3), тогда как Шэй занял второе место (8,8 попытки).
Гилджес-Александер – четвертый по среднему количеству попыток в этом плей-офф. И сильно уступает в исторической перспективе Джордану, Кобе, Уэйду, Айверсону, Дерозану, Дончичу и так далее…
И все равно мы слышим что-то вроде:
«Трудно выигрывать, когда свистят такие нарушения на Шэе. Он отличный игрок, его и так трудно остановить. Но когда он получает такие свистки в свою пользу, вы в буквальном смысле не можете прикоснуться к нему», – впрямую заявлял претензии Энтони Эдвардс.
Возражения лидера «Миннесоты» и многих других понятны, а иногда даже оправданны, но не подкреплены никаким конструктивом.
Поэтому в случае с Гилджес-Александером уместнее задаться вопросами «как?» и «почему именно он?».
Отчасти по той же причине, по которой остряки запихивают его и многих других современных игроков в подборки, где сравнивают их с баскетболистами прошлых лет, попутно пеняя современной молодежи на отсутствие маскулинности. Они же громче всех кричат «симулянт», когда канадец выходит на линию штрафных, и монтируют ролики, на которых Шэй, извиваясь, падает без какого-либо видимого контакта.
Но если мы чего-то не видим, это не значит, что этого нет, а высмеять то, что не так очевидно, всегда проще, чем попытаться вникнуть в суть вопроса.
«Думаю, и ШГА, и Брансон – «продавцы штрафных», – объяснял Пол Джордж. – Но нужно освоить этот аспект игры, верно? Отчасти поэтому «Никс» в трудном положении, и отчасти поэтому «Тандер» контролируют свою серию.
Что касается Джейлена, ему сейчас реже свистят. И ему стало сложнее. На нем постоянно висит Несмит, на нем постоянно Нембхард, и судьи не дают столько фолов, сколько давали раньше.
А вот Шэй… Он мастерски давит на судей, своей физической игрой ставя защитников в положение, где они вынуждены нарушать правила. Думаю, дистанция, которую создает Шэй, заставляет защитников тянуться за мячом, бросаться делать блок-шоты или терять контроль из-за его давления.
Шэй очень силен. Он во многом похож на меня – играет плечами, толкается, выводит тебя из равновесия, использует свой вес, может резко остановиться. И он отлично действует по принципу: «Если протянешь руки, я буду бросать через контакт».

Так что тут дело не в «выпрашивании фолов». Он просто понимает, как играть с контактом, чтобы заставлять защитников ошибаться. Шэй не попрыгун, он не полагается на атлетизм при атаке кольца. Он хитер, техничен – у него есть развороты, работа ног, игра на средней дистанции, умение играть изоляции. Теперь он еще добавил трехочковые – и защищаться против него стало еще сложнее. Все это в совокупности делает его смертоносным оружием.
Он снайпер на трех уровнях. Можешь отдать ему мяч на линии штрафных, где нельзя играть вдвоем против него, и он так хорош на средней дистанции, что иногда ему даже не нужен дриблинг. Его джеб-степы, ложные показы, умение менять положение тела в воздухе… Он вывел игру со средней на такой уровень, что защитникам реально сложно предугадать его действия.
Фолы – закономерное последствие, но не основа стиля Шэя
Для лидера «Тандер» вообще сложно подыскать баскетбольные аналоги.
«Так уж сложилось, что у нас довольно шаблонное представление о том, как должен выглядеть и двигаться профессиональный спортсмен. Яннис, Эдвардс, Зайон и им подобные всегда будут выделяться на общем фоне и ассоциироваться с превосходством в силе, скорости и мощи. Так в глазах большинства выглядит спортсмен.
И это понятно, эти игроки фигурируют в хайлайтах, но есть и другие примеры. Шэй, Харден или Лука обладают другим набором умений. Они с успехом противопоставляют свои лучшие качества слабым сторонам соперника, тем, кто в привычном понимании является атлетом. Думаю, Шэй – один из таких исключительных примеров», – считает Эрик Лейдерсдорф, президент и руководитель отдела исследований и разработок P3, лаборатории спортивной науки, сотрудничающей с НБА.
За последние десять с лишним лет P3 протестировала более 1000 игроков НБА, но Гилджес-Александера среди них не было. Тем не менее, чисто визуально специалисты сходятся на том, что канадец обладает более высокими показателями гибкости и резкости торможения для такого роста. Игроки в базе данных P3, которые наиболее похожи как по гибкости голеностопного сустава, так и по резкости торможения, в среднем имеют ростовые показатели 1,82 см. Рост Шэя – 2,01 см.

«В фазе прохода всегда есть этот момент, когда ты чувствуешь контакт с защитником. Но Шэй просто мастер в том, что касается понимания, как использовать это. Он понимает, что может быть интерпретировано как фол в нападении, а какой контакт достаточен для того, чтобы рефери увидели нарушение. Это происходит постепенно. Сперва он ловит контакт с защитником, ищет точку сопротивления, давит на него, а потом получает ответную реакцию. Его импульс словно возвращается. Он понимает: отлично, я не перестарался, теперь я могу немного отступить», – объяснял механику движения Шэя Стив Нэш.
Такая специфическая пластика позволяет Шэю двигаться по непредсказуемым, извилистым траекториям, которые напоминают больше скольжение фигуриста, чем привычное передвижение баскетболиста.
Собственно, это признает и сам игрок.
«Думаю, мое преимущество в том, что я не знаю, что собираюсь делать. Мой стиль неортодоксальный, необычный, скользкий. Я непредсказуем и совершаю проходы, которые сложно спрогнозировать, которые мало кто видел», – характеризует свою игру Гилджес-Александер.

Чувство баланса, длина рук и габариты позволяют Шэю наклоняться так низко, чтобы его тело занимало положение практически параллельно паркету, при этом он продолжает вести мяч. Такая нестандартная позиция максимально усложняет задачу защитника, ведь Шэй может использовать выгодные для него углы атаки, недоступные ни одному другому игроку его габаритов. Тем самым инициатива уже в руках игрока «Тандер», ему остается лишь грамотно ею воспользоваться.
Устойчивость и маневренность находятся на противоположных концах двигательного спектра: невозможно полностью сосредоточиться на одном, не ослабив внимание к другому.
«То, что делает Шэй, очень похоже на механику теннисного скольжения, когда игрок пытается замедлиться, и для этого поворачивает голеностоп таким образом, чтобы использовать боковую часть стопы в качестве тормоза. Отличие в том, что на корте у теннисистов достаточно места для остановки. Гилджес-Александер контролирует время скольжения в условиях контакта и ограниченного пространства до такой степени, что в случае сильного сопротивления может вернуться на позицию для броска. Это и есть ключевой момент его игры», – резюмировал в прошлогоднем материале автор The Ringer Дэнни Чау.
Баскетбол Шэя – это еще и олимпийские гены
Несмотря на то, что отец Шэя был баскетболистом, куда большую роль в формировании его манеры игры приписывают матери – Шармейн Гилджес, выступавшей за сборную Антигуа и Барбуды на Олимпиаде-1992 в беге на дистанции 400 метров.
Дисциплина тут говорит о многом.

«Бег на 400 метров – это нечто большее, чем просто скорость. Максимальная скорость важна, но в данном случае не настолько, как выносливость. В какой-то момент во время бега накопленная молочная кислота начинает жечь мышцы изнутри. Поэтому важно понимать темп, распределять нагрузку. Шэй унаследовал у матери не только способность ходить большими шагами, но и умение слушать свои внутренние биологические часы. Благодаря им он понимает, когда и куда перемещаться, и в каком темпе это делать», – считает тот же Чау.
Несмотря на все вышеперечисленное, не стоит лукавить: непривычная эстетика игровой манеры Шэя не должна служить индульгенцией от обвинений в стремлении «подороже продать фол».
Гилджес-Александер, как и каждый спортсмен, заинтересован в том, чтобы максимизировать преимущества над оппонентом. Поэтому утверждение, что Шэй намеренно преувеличивает контакт, абсолютно верно: он специально придает своим движениям видимость нестабильности, выбирает наименее мобильных защитников и наиболее замысловатые маршруты, которые с повышенной вероятностью приводят к фолам, и вовсю трясет головой. Да, зачастую это выглядит не так живописно, как полеты Эдвардса над кольцом, и не добавляет брутальности репутации канадца, но таков он.
Когда Шэя спросили, как он воспринимал Леброна Джеймса, когда был совсем молодым, то ответ на предсказуемый вопрос огорошил журналистов.
«Мне никогда по-настоящему не нравилась его игра. Когда я был моложе, он казался мне просто суперспортивным, я таким никогда не был. Он был ростом 2,06, сплошные мышцы, я не мог себя с ним идентифицировать», – спокойно заявлял Шэй.

И это считывается. Если продолжать теннисную аналогию, то Энтони Эдвардс – эдакий Рафаэль Надаль с его неиссякаемой выносливостью и динамитом в ногах.
В этой же системе координат Гилджеса-Александера можно легко сопоставить с другим грандом.
Стив Нэш — большой фанат тенниса, тренировавшийся в академии Надаля на Майорке, видит Гилджес-Александера следующим образом.
«Гибкость Шэя очень похожа на то, благодаря чему преуспевает Джокович. Он использует эту ловкость, тягучесть, чтобы перейти от обороны к нападению. Шэй использует это для смены ритма. Новак тоже никогда не торопится. Он вроде как знает, что может на минутку поиграть и усыпить вашу бдительность. Часто он позволяет соперникам либо совершать ошибки, либо играть не в свою пользу. И это в некотором роде то, что делает Шэй. Он манипулирует людьми. Он может заставить вас заглотить наживку, а затем расплатиться за это».
Это и подкупает. Вместо того чтобы приспосабливаться к защитникам, полагаться сугубо на старорежимные «быстрее, выше, сильнее», Гилджес-Александер за счет пластики заставляет приспосабливаться к себе судей и всю лигу.
Насколько девальвируются его проходы в следующем сезоне? Ему, похоже, все равно.
«Как я это вижу: болельщики сделают все возможное, чтобы помочь своей команде победить и вывести меня из игры, ведь я – «голова змеи» в нашей команде. Это их работа, это создает домашнее преимущество, это создает фанатскую базу, это создает энергию в зале, и они хотят, чтобы «Миннесота» победила. Они не хотят, чтобы «Оклахома» выиграла. Так что я не жду ничего другого.
Что касается ярлыков, мне все равно. Для меня никогда не было это важно. Я уже говорил это раньше: в прошлых сезонах я получал больше штрафных, чем в этом. Думаю, раз мы сейчас в центре внимания, это стало немного заметнее, и теперь люди обращают на это внимание. Но я воспринимаю это скорее как комплимент», – признался Шэй в недавнем интервью.

Есть основания полагать, что в будущем они будут волновать его еще меньше. Именно подобная манера принесла Гилджес-Александеру титул MVP и в самое ближайшее время должна принести чемпионство.
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Doug Pensinger, William Purnell, Soobum Im, Kevin C. Cox, William Purnell, Nic Antaya, Harry How