
На церемонии закрытия кинофорума «Евразия», проходившего в Сочи, югославского актера Гойко Митича отметили за вклад в кинематограф. В тот день ему исполнилось 85 лет, и он нисколько не жалел о том, что провел его вдали от дома, не в Германии, где живет уже многие годы.
Получая награду, Митич перешел на русский язык, которым неплохо владеет со школьных лет: «Дорогие друзья! Вы меня убиваете. Я — Близнец и с самим собой договорился считать годы со ста». Гойко не раз говорил и теперь повторил со сцены, что детство — его лучшая награда.
Он родился в простой крестьянской семье 13 июня 1940 года. С ранних лет был приучен к сельскохозяйственному труду и до сих пор выращивает овощи на грядках рядом со своим немецким домом. Сниматься Гойко начал еще студентом Белградского института физической культуры, где его заметили кинематографисты. Им нужен был статный юноша, умевший держаться в седле. Гойко прекрасно справился с задачей, поработал как каскадер, а потом его стали приглашать на небольшие роли. Внешность у него яркая, и он скоро стал звездой фильмов про индейцев. Зрители всего мира полюбили его в фильмах «Чингачгук — Большой Змей», «Сыновья Белой Медведицы», «Апачи», «Вождь Белое Перо». В основном Митич снимался на студии DEFA в ГДР, но ездил в киноэкспедиции не в Латинскую Америку, как многие думают, а в пустыню под Самаркандом и Бухарой, в Крым и Монголию.
В Сочи Гойко работал в составе жюри под руководством бразильской актрисы Луселии Сантос. И хотя взгляды кинематографистов из Бразилии, Индии, Кыргызстана и России во многом совпадали, к окончательному вердикту пришли путем жарких трехчасовых споров.
Награду за лучший фильм получила снятая в Кении экзотическая картина «Нави: дорогая будущая я», созданная четверкой режиссеров. Это два брата Кевин и Тобиас Шмутцлер из Германии, две талантливые кенийские женщины — режиссер-самоучка Валлентина Челлугет, музыкант и дизайнер Апуу Моурин. Представлявший картину кенийский продюсер сказал, что последует продолжение, но не об увиденной нами истории о 12-летней девочке, которую насильно хотят выдать замуж за взрослого мужчину, а о судьбах других юных женщин в Африке. И это не дань феминистской повестке, а желание рассказать о мужестве и способности сделать собственный выбор вопреки обстоятельствам.
Награду за лучшую женскую роль получила турецкая актриса старшего поколения Нур Сюрер, сыгравшая в хите турецкого проката «Участь» Надима Гюча. Многим она знакома по сериалам, в частности, по «Девушке за стеклом». Сюрер родилась в Турции, но ее отец — дагестанец. Она также известна как общественная активистка и постоянно выступает за права женщин. В «Участи» ее героиня потеряла мужа и тут же начала поиски нового спутника жизни, поскольку не представляет, как можно жить одной. Ее поведение вызывает протест в обществе, а взрослые сын и дочь не поддерживают пожилую мать и ее право самостоятельно решать свою судьбу. Александр Адабашьян отмечен за актерскую работу в получившей приз зрительских симпатий картине «Двое в одной жизни, не считая собаки» Андрея Зайцева.
Дастан Жапар Рыскелди из Кыргызстана назван лучшим режиссером. «Сделка на границе» — его второй полнометражный фильм. Первый он делал в тандеме со старшим коллегой и получил за него награды в Монреале, по всему миру, отмечен Азиатско-Тихоокеанской киноакадемией, вручающей австралийский «Оскар». Над «Сделкой на границе» Дастан работал два года. Его герои — еще молодые люди, нелепо погибшие не по своей вине. Исполнитель главной роли Абылай Марат работал декоратором на площадке, иногда снимался в небольших ролях. Дивная Мээрим Атантаева тоже впервые получила большую роль. В кино она пришла из модельного бизнеса, снималась в эпизодах, где главным образом использовали ее красоту и фотогеничность.
Победа Дастана закономерна, и это триумф всего киргизского кино, вышедшего на достойный уровень. Вот что значит целенаправленно, годами заниматься развитием молодого кино! Когда-то это непременно принесет свои плоды.
Итоги работы жюри короткого метра во главе с Марией Шукшиной многих озадачили. Когда она вышла к микрофону и открыла конверт с названием фильма-победителя, произошла заминка. Посовещавшись с коллегами по жюри, Мария заявила: «Оригинальное режиссерское решение… Мы это не выбирали. Глаз да глаз нужен. Товарищи, так нельзя!»
Позже выяснилось, что награду должны были вручить за короткометражку Илье Северову от имени организаторов кинофорума. Это обычная практика, просто сделали это не там и не так. В итоге награды он так и не получил. Досталось от Шукшиной и начинающим кинематографистам, которых пытаются взращивать в рамках новой ассоциации молодых, а их скромные работы попали на фестиваль. Мария дала совет: «Давайте сначала учиться, учиться и учиться, как говорил Ленин, а не демонстрировать работы в отсутствие опыта». Многие кинематографисты ее поддержали, поскольку были разочарованы молодняком, решили, что это чьи-то дети, тик-токеры, нацеленные не на кино, а на приятное времяпрепровождение. Сама идея ассоциации хороша. Так когда-то действовал Рустам Ибрагимбеков, собиравший под своим крылом в киношколе талантливых ребят из разных стран СНГ. Но важно найти действительно тех, кто этого достоин, а не случайных людей, часто попадающих в обойму по звонку.