Хоакин Соролья-и-Бастида

Ёптель 4 дней назад 141
Preview
Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света — Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать иностранные имена не так, как они звучат в оригинале. Испанское же написание имени Хоакина — Joaquín Sorolla y Bastida (1863 — 1923).
К сожалению, имя Соройи оказалось незаслуженно забытым, хотя в начале 20-го века Хоакин был одним из самых известных и востребованных художников не только Испании, но и во всём мире. Он был прекрасно сформировавшимся противоречием в одном флаконе: реалистом — певцом народной жизни и импрессионистом — художником света искусства ради.
«Искусство не имеет ничего общего с уродливым и грустным… Свет — это жизнь для всего, чего ни коснись, поэтому, чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее»
Хоакин Соролья-и-Бастида
Будущий живописец родился в Валенсии в семье торговца. Когда Хоакину было два года, а его сестре Кончите всего один, их родители умерли от холеры. Детей взяла на воспитание тетя и ее муж. Слесарь Хосе Пикуэрес с детства пытался приобщить Хоакина к своему делу, но, увидев, что у мальчика есть способности к рисованию, не стал давить на него.
В возрасте 2х лет Хоакин оказался круглой сиротой. Его родной город — Валенсию, настигла эпидемия холеры, жертвами которой и стали родители Соройи. Рос он в семье своей тёти и, следуя примеру её мужа, хотел стать обычным слесарем. К счастью, у молодого подмастерья довольно быстро обнаружились прекрасные художественные способности, и окружению юноши удалось убедить приёмных родителей отдать 15-летнего Хоакина в Королевскую академию искусства Сан Карлос в Валенсии — Real Academia de Bellas Artes de San Carlos de Valencia. Кстати, речь о действующей академии, где по сей день можно получить образование живописца, скульптора или архитектора.
Дальнейшую жизнь Сорольи — не только творческую, но и личную — определил случай. Одну из своих картин Хоакин продал за сто реалов владельцу местной антикварной лавки. Выгода была сомнительной, потому что половину суммы делец отдал ненужным ему старьем. Но в один прекрасный день в лавку зашел известный фотограф Антонио Гарсиа Перис. Он так восхитился картиной Сорольи, что не просто купил работу, а разузнал все об авторе, нашел его и стал опекать, в частности, оплачивал расходные материалы для живописи. В мастерской Периса Хоакин познакомился с его дочерью Клотильдой Гарсиа дель Кастильо — своей будущей женой.
В конце 1880-х годов художник съездил в Париж на Всемирную выставку. Там он познакомился с творчеством северных и русских художников (Маковского, Айвазовского, Крамского), которые особенным образом передавали свет. Палитра самого Сорольи начала постепенно «просветляться».
В следующее десятилетие Соролья стал признанным художником и получил массу наград. «Другая Маргарита» (1892), сюжет который был навеян «Фаустом» Гете, завоевала «золото» на выставке в Мадриде и первую премию выставки в Чикаго. Она так и осталась в Америке — полотно купили, а позже передали в музей Университета Вашингтона (Сент-Луис). Картину «Возвращение с рыбалки» (1894) отметили серебряной медалью Парижского салона и тоже купили — для Люксембургского музея.
Новаторские картины «Портрет доктора Симарро с микроскопом» и «Научное исследование» (обе — 1897), представленные в Мадриде, сразу окрестили шедеврами. Эти работы — вершина натуралистической живописи Сорольи. На них художник максимально точно воссоздал на холсте лабораторию своего друга Луиса Симарро и атмосферу научных изысканий.
Славу, гремевшую по всей Европе, закрепило полотно «Печальное наследие» (1899). На нем Соролья изобразил купание в море детей, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. «Печальное наследие» принесло Соролье Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года, а также звание кавалера ордена Почетного легиона.
После «Печального наследия» Соролья оставил социальные темы. Он сосредоточился на картинах с вневременными сюжетами, вдохновленными образами испанского Леванта. Залитое солнцем побережье Валенсии, волны, бьющиеся о берег, резвящиеся в воде дети, рыбаки, выходящие в море под белыми парусами, струящиеся на ветру одежды( Художник научился фантастически передавать свет: он мастерски выписывал блики на листве, воде, одежде, смуглых телах купающихся детей.
Наполненные легкостью и радостью работы публика принимала очень тепло. Первая крупная (около 500 работ!) персональная выставка художника прошла в Париже в 1906 году. Тогда же Соролью «повысили» до офицера ордена Почетного легиона.
В 1920 году Соролью прямо за мольбертом сразил инсульт. Последние три года жизни он был обездвижен. Биографы полагают, что причиной удара стали годы многочисленных разъездов и интенсивной работы — творческое наследие художника насчитывает более двух тысяч полотен.

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

Хоакин Соролья-и-Бастида Вообще-то Большая Советская энциклопедия называет этого испанского мастера света - Хоакин Соролья. Несомненно, в русском языке есть свои причины произносить и записывать

.

The post Хоакин Соролья-и-Бастида first appeared on Ёптель.

Читать продолжение в источнике: Ёптель
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'