
В Центре современного искусства AZ/ART проходит вторая часть фестиваля-интенсива «Алгоритмы познания», предполагающего девять выпусков. Пока представлено три проекта, которые позиционируются как способы навигации в меняющемся современном мире. Путешествие начинается с пыли времени, старого пальто и выбивалки, а заканчивается дагестанскими пейзажами в текстиле.
Такое ощущение, что опытные Елена Губанова и Иван Говорков, работающие вместе более сорока лет, представляются молодому поколению кураторов священными чудовищами. За их плечами действительно впечатляющая художественная практика, неоднократное участие в Венецианской биеннале, множестве других музейных проектах, выставки по всему миру.
Человека они рассматривают с точки зрения космоса и неизбежности трагического финала, в контексте «парада планет». Не стоит удивляться, ведь Елена – дочь астронома. Ее детство прошло в Пулковской обсерватории. И все мы, согласно ее видению, не являемся центром бытия. Мы всего лишь люди, наблюдатели определенного этапа мироздания. Посетители, сидя на диване, могут наблюдать за движением светил. Есть диван и звезды на экране. А рядом – вешалка со старым пальто. По нему периодически ударяет выбивалка, и воображаемая пыль рассыпается во Вселенной.

Фото: Светлана Хохрякова
Иван Говорков занимается современным искусством с конца 80-х, являясь при этом профессором репинской Академии художеств, которую и сам когда-то окончил. 45 лет он обучает будущих реставраторов академическому рисунку. Новый проект Губановой и Говоркова «Пыль» отсылает к личной памяти, соединяет прозу жизни с космосом.
Группа «Цветы Джонджоли» представила проект «Краткая тропическая география», где попыталась переосмыслить повседневность недавнего прошлого, вынув с антресолей собственных бабушек самые разные предметы от спецодежды до старых пластинок. По нынешним меркам это может быть и хлам, собрание никому ненужных вещей.
Название проекта никак не связано с климатическим поясом и географией, а отсылает к культурно-политическому направлению «тропикалия». Оно возникло в Бразилии где-то в 1960-е в тот момент, когда в обществе задались вопросом: «Кто же такой настоящий бразилец?». Участники движения не тогда искали свой путь, старались не ориентироваться на европейский опыт и традиционные ценности своей страны. Они создали некий микс культур всех времен и народов, из которого, как выразились кураторы выставки, выкроили свою идентичность.

Фото: Светлана Хохрякова
Их методом и воспользовалась группа «Джонджоли». На полках «петлящего» шкафа выставили множество полезных и бесполезных предметов быта и одежды, вызывающих противоречивые чувства. Авторы оперируют понятием «проективная память», позволяющим воспроизводить яркие образы давнего и недавнего прошлого для решения своих задач.
В ретро-гардеробе немало отсылок к разным странам и эпохам, есть аксессуары, отсылающие к бытовой культуре ГДР, Польши и Эстонии 1960-70-х. Для кого-то это нечто новое и диковинное, а для кого-то приятное ностальгическое воспоминание.
Завершается путешествие «Делегатами ландшафта» народного художника Дагестана Апанди Магомедова. В его работах сильны народные мотивы, трансформированные в современные образы, угадываются дагестанские пейзажи. Художник работает с природными материалами, использует глину, текстиль, дерево. Ландшафт для него не просто фон, а смыслообразующее понятие.

Фото: Светлана Хохрякова
Современный человек сфокусирован на себе, своих амбициях, часто не замечает красоты и величия окружающего мира. Аланди Магомедов утверждает прямо противоположное. Вольный дух Дагестана действует как живительный кислород в душном и громком мегаполисе.
«Художники обычно зациклены на своем «я», бесконечно рассказывают о себе и свято верят в аксиому собственной уникальности, – считает искусствовед Александр Дашевский. – А есть творцы, предоставляющие возможность высказывания чему-то более масштабному. Таких людей надо ценить». К ним и принадлежит Аланди Магомедов.