Адвентистское движение зародилось в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов.
В 30-х годах XIX века в США баптистский проповедник Уильям Миллер (1782—1849) заявил, что ему удалось, изучая Библию, вычислить дату пришествия Христа, и выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 году, изложенные в обзоре докладов». Всего Уильям Миллер выдвинул 15 доказательств того, что Христос придёт именно в этот год. Вместе они были собраны в небольшом трактате, выпущенном Миллером в январе 1843 г. в качестве ответа его критикам. Его ученики предлагали несколько раз точную дату — от 21 марта 1843 года до 22 октября 1844 года (по разным календарям и летоисчислениям), однако видимого Второго пришествия Христа так и не произошло. Впоследствии сам Уильям Миллер признал доктринальную ошибку, которая привела его к неверному толкованию Библии.
После «Великого разочарования» (термин самих адвентистов), вызванного тем, что ожидаемое событие не произошло, ученики и последователи Миллера разделились на несколько направлений. Часть адвентистов приняло взгляды Хирама Эдсона на толкование пророчеств об «очищении святилища» в соответствии с которыми в пророчествах Даниила речь шла не о Земле (как понимали адвентисты Миллера, согласно распространённым богословским взглядам), а о небесном святилище (храме Божьем на небе, упоминаемом в книге Откровение). Согласно этим взглядам пророчество Даниила об очищении святилища связывалось с очищением храма первосвященником во время празднования Йом-Киппур.
Дальнейшие попытки реформирования как самого нового религиозного движения, так и его организационных структур последователями Уильяма Миллера положили начало целому ряду расколов.
В 40-х годах XIX века появились первые группы адвентистов, соблюдавших субботу (в основном бывшие баптисты седьмого дня). Начало соблюдения субботы адвентистами связано с тем, что некоторые нью-гэмпширские адвентисты оказались под влиянием Рэйчел Оукс Престон), которая принадлежала к баптистам седьмого дня, и в 1844 году начали поклоняться в субботу. Один из них, Уильям Фарнсворс, однажды во время утреннего воскресного богослужения объявил, что отныне он намерен соблюдать субботу в соответствии с четвёртой заповедью. Его поддержало около 12-ти человек; это и были первые адвентисты седьмого дня.
Елена Хармон (1827—1915), после замужества более известная как Елена Уайт, убедила небольшую группу миллеритов в том, что в 1844 году она получила видение. Событие вошло в историю адвентизма как «первое видение» Это видение Эллен Хармон использовалось в качестве доказательства, что миллериты правильно вычислили время 1844 года.
1 октября 1860 года было выбрано название «Церковь адвентистов седьмого дня». В 1861 году была создана Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня в Батл-Крике и Мичиганская конференция церкви адвентистов седьмого дня. Церковная организация под названием Генеральная конференция адвентистов седьмого дня была создана на общем собрании в мае 1863 года в штате Мичиган, когда Мичиганская и шесть других конференций объединились, создав общий орган управления. Принятие доктрин о санитарной реформе, духовных дарах и оправдании верой во многом связано с деятельностью Елены Уайт, её супруга Джеймса Уайта, а также Джозефа Бейтса, Урии Смита(автор комментариев на книгу Даниила и Откровение), Хирама Эдсона и др.
До этих реформ миллериты не имели единой доктрины, поскольку не существовало единой централизованной организации и иерархии, а после возникшего раскола были представлены немногочисленными разрозненными группировками, которые Е. Уайт называла «партиями» (большинство адвентистов того времени так и не приняли соблюдение субботы); к этому периоду относится и исповедание некоторыми из учеников У. Миллера полуарианских, пантеистических и законнических учений (Церковь Бога (седьмого дня)), попытки предсказания отдельными лидерами новых сроков Второго Пришествия Христа). Реформы Елены Уайт во многом положили конец попыткам назначения новых сроков Пришествия Христа и объединили распадающееся движение в единую организованную структуру с иерархической вертикалью власти.
Возникновение адвентистов седьмого дня реформационного движения связано с Первой мировой войной. Давление, которое европейские правительства оказывали на лидеров адвентистов, вынудило их пойти на компромисс и санкционировать работу и «защиту отечества» даже в субботу. Этот компромисс, явившийся прямым отрицанием исторически сложившейся ненасильственной позиции адвентистов и противоположный положениям Генеральной конференции АСД в Америке, вызвал зарождение различных реформистских движений. Меньшинство противодействовало предписаниям и отказалось от воинской повинности, за что они были исключены руководителями материнской церкви. «Реформисты» называли официальную церковь отступницей, и в 1919 году отделившиеся адвентисты зарегистрировались как «Internationalen Missionsgesellschaft der Siebenten-Tags-Adventisten, Reformationsbewegung» (Международное миссионерское общество адвентистов седьмого дня реформационного движения). В 1925 году они созвали свою Генеральную конференцию. Подобные реформационные группы стали образовываться и в других европейских странах. В 1936 году национал-социалистическое руководство Германии запретило церковь ММО с пояснением, что она преследует «цели, которые противоречат мировым взглядам национал-социализма». В 1951 году реформационное движение разделилось на две части, которые с тех пор существуют под названиями «Международное миссионерское общество АСД реформационного движения», «АСД реформационного движения» и «Церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня» (ВВЦ ВС АСДРД или «Шелковцы»).
Первые общины адвентистов седьмого дня в России возникли среди немецких колонистов (платтдойче), считавших себя голландцами, в 1886 году в Крыму, в пос. Берды-Булате, куда приезжал также и швейцарский проповедник, и в Поволжье. Первоначально адвентизм проповедовали российские меннониты, эмигрировавшие в США, перешедшие в адвентизм седьмого дня, а затем вернувшиеся в Россию для проповеди новой веры, которую они распространяли среди нерусского населения, чтобы не нарушать российское законодательство. Но в Россию приезжали проповедники адвентистов и из Швейцарии, Германии, США, не чувствовавшие себя обязанными соблюдать российские законы. Особенно успешно они проповедовали среди субботников. С их помощью в 1890 г. в Ставрополе образовалась первая община адвентистов седьмого дня из русских во главе с Феофилом Бабенко. Вначале адвентисты подвергались преследованию со стороны властей, однако подчёркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию после 1905 года. Ко времени революции 1917 года их было уже около 7 тыс.
В 20-х годах география распространения и число последователей адвентистов седьмого дня заметно увеличились, создавались новые общины, множились издания. В 20-х годах российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к советской власти, к государству вообще и к проблеме службы в армии. Отделившаяся часть — адвентисты-реформисты — образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими религиозными конфессиями в 30-х годах объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям, их руководители и члены приговаривались к тюремному заключению, ссылке и другим видам произвола, насилия и дискриминации
Под давлением советских органов власти руководство Церкви АСД провело резолюцию, допускавшую несение адвентистами военной службы с оружием в руках, если это не противоречит их совести и убеждениям. 6-й Съезд, прошедший в 1928 г., обязал адвентистов нести «государственную и военную службу во всех её видах на общих для всех граждан основаниях», даже не оставляя верующим свободы выбора. Некоторые члены церкви посчитали это нарушением библейской заповеди, запрещающей убийство. Их лидером стал Генрих Оствальд, который за непримиримую позицию против несения военной службы ещё в 1925 г. был исключён из церкви АСД. Однако проповедник в 1926 г. установил связи с Генеральной Конференцией Реформационного движения адвентистов седьмого дня в Германии. С согласия руководства организации Г. А. Оствальд создал и возглавил её отделение — Российское поле адвентистов седьмого дня реформационного движения. Он проповедовал отказ от сотрудничества с советской властью и несения военной службы. За свои убеждения Оствальд в 1931 г. был приговорён к 5 годам лишения свободы, но сразу после освобождения в 1936 г. создал Всероссийскую унию адвентистов-реформаторов, но она не была официально зарегистрирована, так как в советское время это было невозможно. В 1937 г. он был арестован вторично и погиб на предварительном следствии. Сменивший Оствальда на посту председателя П. И. Манжура погиб в лагере в 1949 г. Его преемником стал Владимир Андреевич Шелков, который перешёл из АСД в АСДРД в 1934 г. Его арестовывали несколько раз. В 1945 г. Шелков был приговорён к расстрелу и провёл 55 дней в камере смертников, после чего расстрел был заменён 10 годами лагеря. Шелков провёл в заключении и в ссылке в общей сложности 26 лет и скончался в 1980 г. в тюремном лагере около Якутска. Между арестами он находился на нелегальном положении. Будучи служителем церкви АСД Реформационного Движения, он практически вышел из неё и создал своё общество под новым именем — «Верные и свободные адвентисты седьмого дня» (ВСАСД)
Адвентистская церковь несколько раз пережила раскол на почве доктринальных разногласий. Так появились Христианские субботники — не признающие пророческого дара Елены Уайт, и Свидетели Иисуса Христа. Обе группы отрицают учение о Троице и имеют своё преобразованное понимание служения Христа в небесном святилище.
The post История Адвентистов Седьмого дня first appeared on Ёптель.