История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми.

Ёптель 5 часов назад 54
Preview
История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми. «Жизни великих людей напоминают легенды — они трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не

«Жизни великих людей напоминают легенды — они трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не догадывался, что эти слова в полной мере отразят и его собственную судьбу. Он был писателем, чьи книги приносили радость детям, педагогом, чьи работы стали основой для воспитания новых поколений. Человеком, чье имя стало синонимом гуманизма, самопожертвования и бесконечной любви к детям.
Эрш Хенрик Гольдшмит, впоследствии ставший Янушем Корчаком, родился 22 июля 1878 года в семье польских евреев с высоким уровнем образования. С ранних лет ему приходилось работать, так как его отец страдал от душевного расстройства. Лечение отца требовало значительных средств, а его матери также нужно было заботиться о младшей сестре Хенрика, Анне.
Уже в гимназии Эрш начал задумываться о том, что отношение к детям должно быть более мягким и уважительным. Позже он серьезно займется этой темой, открыв приют для еврейских детей. Он оставался с ними до конца своей жизни, невзирая на трудности.
В 1911 году Гольдшмит основал «Дом сирот». Его новаторские идеи выделяли это место среди других, которые лишь предоставляли крыше над головой и еду. «Другие приюты создают преступников», — утверждал Эрш. «Дом сирот» же стремился воспитать из беспризорников достойных людей, акцентируя внимание на духовном и нравственном воспитании.
Приют Гольдшмита стал маленькой республикой с почти полным детским самоуправлением. Представьте себе: детские суды, референдумы, решения которых исполнялись руководством без раздумий. Хенрику удавалось с ранних лет воспитывать в детях гуманизм, справедливость и развивать их самосознание.
Во время работы в «Доме сирот» Гольдшмит публиковал статьи в журналах, читал лекции и писал книги. Его псевдонимы стали известными по всему миру: Януш Корчак и Старый Доктор, который выступал по радио с лекциями и шутками. Талантливый Эрш Хенрик быстро завоевал популярность, но началась война, изменившая все.
Корчаку были ненавистны идеи Гитлера. «Я никому не желаю зла, не умею, просто не понимаю, как это делается», — говорил он. В оккупированной Варшаве он демонстративно ходил в форме польского офицера, пока это не стало угрожать приюту. Старый Доктор больше не шутил по радио. Теперь он обучал детей, как выживать.
Неравнодушные к его делу неоднократно предлагали Корчаку покинуть оккупированную страну, обеспечивая новые документы и жилье вдали от опасности, но он не мог оставить детей. И он не оставил их даже тогда, когда весь «Дом сирот» был отправлен в концлагерь Треблинку. Это место стало вторым лагерем смерти после Освенцима: за годы войны здесь безжалостно погубили 750–810 тысяч человек.
Старый Доктор прекрасно понимал, куда они направляются. «Корчак посмотрел на меня так, что я съежился», — писал педагог Игорь Неверли. «Невозможно оставить своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут 200 детей. Как оставить их одних в газовой камере» — так Корчак ответил на предложение спасти свою жизнь, прежде чем в последний раз повести своих воспитанников.
«Началось шествие, которого еще никогда не было. Дети выстраивались в четверки. Во главе — Корчак с устремленным вперед взглядом, держащий за руки двух детей. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: „Кто этот человек“ Я не мог сдержать слез — они потекли из моих глаз, и я закрыл лицо руками», — так событие описывал очевидец, историк Эммануэль Рингельблюм.
Никто из этой группы смертников не пытался бежать, никто не кричал. Корчак и около 200 его воспитанников добровольно вошли в поезд, хотя в последний момент немецкие командиры публично предложили ему сохранить жизнь. К сожалению, никто не остался, чтобы рассказать о последних часах его жизни: о том, что произошло после поезда. Даже дата смерти — 7 августа 1942 года — остается лишь условностью. Ходили слухи, что Корчак и дети спаслись, но никаких подтверждений этому не существует.
Старый Доктор обладал уникальным талантом делать детей счастливыми. Даже фашисты, не знавшие жалости, уважали творчество еврея Януша Корчака и были готовы проявить милосердие. Вот основные произведения выдающегося педагога, на которых выросли целые поколения:
Король Матиуш Первый. 1923 г.
Когда я снова стану маленьким. 1925 г.
Кайтусь-чародей. 1935 г.
Также трудно переоценить значение его педагогических трудов. Эти книги будут актуальны для учителей и родителей всех времен:
Воспитательные моменты. 1919 г.
Как любить ребенка. 1920 г.
Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых. 1930 г.
Несерьезная педагогика. 1939 г.
Как человек, посвятивший детям всю свою жизнь, Старый Доктор лучше всех понимал их. Мы выделили основные принципы воспитания, которых придерживался Корчак:
«Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись только раз в день. В этом одном предложении заключен весь метод воспитания, который я использую».
«Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, каким ты хочешь его видеть. Помоги ему стать не тобой, а собой».
«Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает, как добраться до улицы, не знаком с законами и обычаями. Иногда ему лучше осмотреться самостоятельно; если станет трудно — попросит указаний и совета. Нужен гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»
«Принцип: ребенок должен есть столько, сколько хочет, не больше и не меньше».
«Заставлять детей спать, когда им не хочется, — преступление. Таблица, в которой указано, когда и сколько часов спать ребенку, — абсурд».
«Ребенок — это ученый в лаборатории, который использует свою волю и ум для решения сложнейших задач».
«Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дается каждому по силам, и будь уверен — ей тяжело не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта».
«Не забывай, что самые важные встречи человека — это встречи с детьми. Обращай на них больше внимания: мы никогда не знаем, кого встречаем в ребенке».
«Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности».
«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».
«Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное».

История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми. «Жизни великих людей напоминают легенды — они трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не

История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми. «Жизни великих людей напоминают легенды — они трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не

История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми. «Жизни великих людей напоминают легенды — они трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не

История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми. «Жизни великих людей напоминают легенды — они трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не

История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми. «Жизни великих людей напоминают легенды — они трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не

.

The post История польского педагога, который по своей воле вошел в газовую камеру вместе с детьми. first appeared on Ёптель.

Читать продолжение в источнике: Ёптель
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'