
Мнение эксперта

Статистика, опубликованная в мае 2025 года платформой «Умскул», показала, что обществознание в этом году — самый популярный дополнительный предмет при сдаче ЕГЭ. При этом его собираются отменить в 6-8 классах и оставят только в 9-11 классах. Разбираемся с экспертом, чем это грозит.
Обществознание этой весной выбрали 44% сдающих ОГЭ и 38% сдающих ЕГЭ. Такие числа вполне объяснимы: этот предмет требуется при поступлении в колледжи и вузы на большинство гуманитарных профессий.
При этом с 2026 года у средних классов предмет уберут, ссылаясь на то, что программа слишком растянута. Интересно, а ИЗО с 1-го по 7-й классы Министерство образования не считает «лишним» предметом?
Читая ежедневно новости, мы замечаем, как мало школьники знают о своих правах и обязанностях. Они не понимают, с какого возраста можно вступать в брак, с какого возраста наступает уголовная и административная ответственность, не платят налоги и так далее. А ведь знать свои права и обязанности — ключевой скилл существования в обществе.

Олеся Маерова
Образование
Глава учебной части школы “ЕГЭ-Центра”
С 1 сентября 2025 года предмет «Обществознание» исчезает из расписания 6- и 7-классников, а с 2026 года — и у восьмиклассников. Он остается лишь в 9-11 классах — по одному часу в 9-м и 10-м классах и по два часа в 11-м классе. Высвободившиеся часы планируют передать предмету «История».
Изменение преподносится как «упор на практико-ориентированность», но родители задают закономерный вопрос: что будет с формированием гражданского сознания в период, когда подростки особенно восприимчивы к социальным ценностям?
Суть реформы: три главных изменения

Реформа затрагивает сразу три узловых точки школьного расписания и экзаменационного цикла:
Сдвиг учебных часов. 136 часов обществознания, ранее распределенных с 6-го по 9-й класс, сокращаются до 34 часов, сконцентрированных в 9-м классе. Освободившиеся уроки занимают дополнительные курсы истории.
Уплотненная подготовка к ОГЭ. Материал трех лет (6-8 классы) «спрессуют», что увеличит объем информации и темп изучения перед итоговой аттестацией.
Разрыв преемственности курса. Старшие классы начнут с «чистого листа»: без базовых понятий о праве, экономике и социологии. Учителю придется тратить время на ликвидацию пропусков, а не на углубление в тему.
Почему в возрасте 11-14 лет обществознание особенно важно

Педагоги и психологи используют термин «раннее окно» для обозначения чувствительного периода раннего подросткового возраста (11-14 лет), когда ребенок особенно восприимчив к социальным нормам и формирует базовые представления о справедливости, правах и собственной гражданской роли. Исследования показывают, что именно в эти годы начинается активное формирование личной идентичности и ценностных ориентиров.
Что дает школе системная работа с обществоведческими темами в этом возрасте:
Язык для обсуждения правил. Подростки учатся оперировать понятиями «закон», «обязанность», «выбор», а не ограничиваются личными впечатлениями.
Ранний опыт дискуссии. Без оценочного давления экзаменов появляется пространство для открытых дебатов и развития критического мышления.
Безопасный фильтр информации. Школа задает стандарты достоверности перед тем, как ребенок начнет черпать ответы из социальных сетей.
Чем грозит реформа

Позднее знакомство с основами обществоведения снижает глубину понимания — то есть способность не просто запоминать определения, а осмысливать связи между правами, обязанностями, экономикой и политическими институтами и применять их к реальным ситуациям.
Основные риски, которые должны нейтрализовать школы в связи с нововведениями:
Поверхностное усвоение терминов. При изучении «на скорость» в 9-11 классах подростки склонны заучивать факты ради тестов, не понимая глубокий смысл прочитанного.
Ценностный вакуум. Без раннего обсуждения этических дилемм критическое отношение к фейкам, манипуляциям и экстремизму формируется хаотично.
Утраченный «мост» между предметами. Экономическая грамотность, история и литература лишаются опоры на базовые социологические понятия.
Как граждановедение можно внедрить в обучение без «отдельного» предмета

Обратимся к опыту частных школ. Обычно у них более гибкий учебный план, они могут распределить элементы обществознания по разным дисциплинам и внеурочной деятельности. Вот набор решений, не требующих дополнительных часов, но закрывающих пробелы 6-8 классов:
Интеграционные модули. В каждом разделе истории и литературы учитель закладывает мини-дебаты о современном вопросе, связанном с эпохой: от крепостного права до киберэтики.
Практикум школьного самоуправления. С 6 класса вводится цикл «выборы — регламент — отчетность», чтобы подростки переживали процедуру демократии «на собственной шкуре».
Кейсы «Бюджет семьи/города». На математике и информатике дети моделируют налоги и расходы, изучая роль граждан в распределении ресурсов.
Волонтерский минимум (20 часов до конца 8 класса). Практика фиксируется дневником-портфолио, который затем становится исследовательской работой в 9 классе.
Краткий онлайн-курс «Права человека». 15-часовая интерактивная программа с юристами доступна ученикам и родителям для совместного прохождения.
Что надо знать родителям

Перед тем, как новый учебный год в 6-8 классах стартует без обществознания, обсудите со своей (или потенциальной) школой четыре ключевых вопроса. Они помогут понять, как учебное заведение компенсирует «пробел» и поддерживает гражданское развитие ребенка.
Преемственность тем. Попросите показать, как понятия «гражданин», «право», «ответственность» проходят сквозной линией с 5-го по 11-й класс — через какие предметы и проекты.
Формы оценки до 9 класса. Уточните, как проверяют освоение тем. Проекты, эссе, дебаты и портфолио эффективнее простых тестов, где нужно наугад поставить галочку.
Внеурочные площадки. Спросите, входят ли в программу регулярные судебные экскурсии, модель ООН, волонтерские акции — и какова обязательная минимальная нагрузка.
Семейное участие. Узнайте, каким образом школа вовлекает родителей в совместные дискуссии, мастер-классы или волонтерство. Это усиливает любой школьный формат.
Такой разговор с администрацией даст вам четкое понимание, есть ли у школы стройная стратегия гражданского воспитания, несмотря на исчезновение обществознания из расписания средней ступени.
Перенос обществознания в старшие классы решает формальную задачу распределения часов, но создает пустоту в самом чувствительном возрасте 11-14 лет. Если школа не переплетет темы граждановедения с другими предметами и практикой школьной жизни, ученики рискуют подойти к 9 классу без прочного нравственного и институционального фундамента. Убедившись, что у школы есть продуманная интегрированная программа, родители помогут ребенку стать не только успешным абитуриентом, но и осознанным гражданином.