
Маяковский с нами!

Не видеть свои опечатки — нормально. Это особенность когнитивной системы, которая старается помочь вам, но иногда переусердствует. Как же с ней договориться?
Вы пишете важный текст, публикуете пост в соцсети или отправляете сообщение воспитателю в чате, а через 15 минут вдруг замечаете, что написали «сделЕала» или «не причём» вместо «ни при чём». А ведь считаете себя грамотным человеком и всегда переживаете, когда у ребенка в школе проблемы с правописанием… Почему так происходит? Разбираем с точки зрения нейропсихологии — науки, изучающей связь работы мозга и поведения.
Почему даже грамотные люди делают ошибки, и не видят их

Мозг работает быстрее, чем пальцы
Когда мы пишем или печатаем текст, у мозга много работы:
-
спланировать, что именно мы хотим сказать,
-
подобрать нужные слова,
-
скомандовать пальцам, чтобы они двигались,
следить за тем, что появляется на экране или бумаге.
Это настоящая когнитивная многозадачность. При этом у мозга есть одна особенность: он думает быстрее, чем печатает.
Мозг стремится все упрощать. Поэтому достраивает фразы по шаблону, «подсказывает» окончания и экономит внимание. И когда мы пишем, он, работая на опережение, иногда пропускает менее важные детали.
А если при этом вы еще устали или торопитесь — мозг с удвоенной силой отдает приоритет смыслу, а не буквам. Именно поэтому даже самые грамотные и внимательные люди совершают ошибки.
… а еще использует шаблоны
Часто мы не видим ошибок, даже когда перечитываем свой текст! Почему так?
Нейробиолог Татьяна Смирнова объясняет: «Когда вы перечитываете собственный текст, мозг не анализирует каждую букву заново. Он достраивает сообщение из знакомых шаблонов, ориентируясь на то, что вы хотели сказать, а не на то, что реально написано».
Это называется эффектом прозрачности текста. Он становится для вас слишком знакомым. И мозг читает уже не реальные фразы, а свою внутреннюю версию написанноло. Поэтому вместо «венигрет» вы видите «винегрет», а отсутствие запятой или лишнюю букву просто не замечаете.
Почему в чужих текстах ошибки заметнее

А вот с чужими текстами все иначе. Когда вы читаете их, у вас нет внутреннего шаблона — вы не знаете, что хотел сказать автор. Мозг переключается в режим, где внимательно сканирует каждое слово, чтобы составить общую картину. И любая ошибка сразу бросается в глаза.
Это явление называется когнитивным рассогласованием: ожидание того, как должно быть написано слово, не совпадает с реальностью — и мозг реагирует.
Когда ошибки не связаны с неграмотностью

Психолог Марина Гринвальд подчеркивает: важно не путать неграмотность и опечатки, недописанные слова или непоставленные знаки. И обращать внимание на то, что почему могли возникнуть ошибки.
Помимо банальной неграмотности, причин достаточно. Самые распространенные:
-
Невнимательность и усталость. Когда мозг утомлен, он снижает контроль. Любой человек может забыть правило, отвлечься или неправильно воспринять на слух незнакомое слово. Это и взрослый в разгар рабочего дня, и ребенок, у которого уже было несколько уроков, а после школы еще спортивная секция.
-
Боязнь совершить ошибку. Увы, но человек, зацикленный на том, чтобы не ошибиться, повышает вероятность ошибки. Нервная система перенапрягается, фокус внимания смещается с письма на внутреннюю тревогу. И это, к сожалению, очень мешает на экзаменах.
-
Особенности моторики и слуха. Можно назвать это индивидуальными особенностями каждого человека. Часто встречаются у учеников младших классов: у них еще не дозрела система мелкой моторики, зрительно-пространственного контроля и фонематический слух, то есть способность различать звуки речи, особенно похожие: ш–ж, с–з.
-
Неврологические особенности у переученных левшей. Левши, особенно переученные в раннем возрасте, часто демонстрируют нестабильную работу межполушарных связей, потому что доминирующая рука и речевой центр могут находиться в разных полушариях. Это увеличивает нагрузку на мозг при письме.
Расстройства развития учебных навыков. Если прочие причины исключены, возможно речь идет об особенностях работы мозга. Они перечислены в МКБ-10 под кодом F81 можно найти «Специфические расстройства развития учебных навыков». В этом случае у человека может быть высокий интеллект, прекрасная устная речь. Но из-за недостаточной координации в работе полушарий или отдельных зон мозга, с правописанием возникают трудности.
Самые частые причины патологической неграмотности в школе

Дислексия, дисграфия, дизорфография: в основе этих нарушений лежит дисбаланс между речевыми и зрительно-пространственными функциями, которые распределены по полушариям. При дислексии страдает процесс чтения при переходе от визуального образа буквы к звуковой интерпретации и обратно. При дисграфии человек может терять строку, заменять похожие по форме буквы, писать буквы зеркально, нарушать структуру предложения. Дизорфографии — подтип дисграфии, при котором человек делает ошибки даже в знакомых словах, несмотря на знание правил, ему сложно связать их.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): У некоторых детей с СДВГ наблюдается функциональный дисбаланс между полушариями: правое может быть более активным, а левое (отвечающее за последовательную обработку и контроль) — недостаточно включенным. Это ведёт к трудностям в обучении письму и чтению. Письмо становится «прыгающим», с пропусками и перестановками.
Мягкие формы задержки психического развития. Наконец, у детей с легкой ЗПР может быть несформированность связей между зонами, обеспечивающими координацию речи, зрения и моторики — это также влияет на письмо.
Когда родителям стоит беспокоиться из-за двоек по русскому у их ребенка
Как быть, если вы родитель, а ребенок постоянно делает в тексте одни и те же ошибки, несмотря на усилия и провально пишет контрольные? Проконсультируйтесь с нейропсихологом или логопедом.
Особенно важно это, если:
— у ребенка с самого начала были трудности с письмом и чтением (например, он позже сверстников начал читать, путал буквы, избегает письма, не может читать длинные тексты, с которыми уже справляется большинство его ровесников),
— у него есть сложности с концентрацией и вниманием (быстро устает при письме, легко отвлекается),
— вы замечаете зеркальные буквы, замены слогов, постоянные опечатки даже в коротких словах,
— в семье есть случаи дисграфии, дислексии или выраженных трудностей с письмом у родителей или близких родственников.
Как самим перестать писать с опечатками и помочь своим детям: 5 практических приемов

Вот приемы, которые помогут сократить количество ошибок и опечаток в тексте. Стоит рассказать о них и детям — им это точно поможет на контрольных и проверочных работах.
1. Читайте написанный текст вслух. Мозг активирует слуховые зоны и лучше улавливает ошибки.
2. Перечитайте текст с конца. Начните читать с последнего предложения и двигайтесь вверх. Это «сбивает» знакомый паттерн предсказния, текст перестает быть «прозрачным» и включает внимательное чтение, позволяя выловить пропущенные буквы, окончания и опечатки.
3. Распечатайте на бумаге. На бумаге текст воспринимается как новый, мозг сканирует его тщательнее. Если возможности распечатать его нет, можно просто сменить устройство: например, прочитать текст с телефона или наоборот с десктопа.
4. Сделайте паузу и перечитайте позже. Мозгу нужно время, чтобы «отключиться» от шаблона. Пауза даже в 10–15 минут позволяют взглянуть на текст свежим взглядом.
5. Тренируйте рабочую память. Рабочая память — способность мозга удерживать и обрабатывать определенный объем информации в течение короткого времени. Например, когда вы пишете слово, мозг должен удержать в памяти его конструкцию слова, орфографию и продумать согласование с соседними словами в предложении. И если рабочая память «провисает» — человек забывает, как начал слово, пока пишет окончание, путается в построении фразы, теряет мысль в середине предложения.
Любые упражнения по развитию памяти повысят «мощность» мозга.
Известные люди, которые писали с ошибками

А еще полезно напоминать и себе, и детям, что хронические проблемы с правописанием — не приговор. У многих известных людей проблемы были проблемы с правописанием или даже серьезная степень дислексии. При этом они добились выдающихся успехов в разных сферах — от науки до искусства и бизнеса.
Вот лишь несколько «великих грамотеев»:
Леонардо да Винчи — по данным историков, был переученным левшой, часто писал «зеркально».
Альберт Эйнштейн — в школе у него было много проблем с чтением и письмом.
Ганс Христиан Андерсен — делал грамматические ошибки даже во взрослом возрасте, несмотря на литературный талант.
Уолт Дисней — по рассказам близких, имел трудности с чтением в школе. Зато, переключившись на визуально-образное мышление, создал уникальную мультимедийную империю.
Адам Ньюман — миллиардер, сооснователь компании WeWork, в интервью открыто рассказывал о своей дислексии. Но благодаря коммуникабельности и уникальному ораторскому дару построил многомиллиардный бизнес.
Ричард Брэнсон — основатель Virgin Group. Из-за дислексии не любил учебу, бросил школу в 16 лет, но стал одним из самых известных предпринимателей мира.
Владимир Маяковский — в воспоминаниях современников говорится, что у него всегда были трудности с чтением. Зато он любил устную речь и писал дерзко, нарушая правила орфографии и пунктуации.
Пётр I, по историческим источникам, имел проблемы с письмом и чтением, особенно в детстве. Тем не менее, помимо прочих заслуг, основал систему светского образования и наладил типографское дело в России.
Читайте также
- «Таким не место за советской партой»: зачем в СССР переучивали левшей
- Как расширить кругозор ребенка: 5 действенных советов родителям
- Ребенок боится врачей: 7 простых способов помочь ему победить страх
- Как избежать «инсульта на грядке»: 6 правил, которые помогут пережить дачный сезон без вызова скорой помощи
- Быстрый тест на грамотность: 8 вопросов из ЕГЭ, которые многих взрослых поставят в тупик