Отвечает психолог
Стоит ли бороться с чрезмерным самолюбованием ребенка и как использовать перфекционизм в воспитательных целях, разбираемся вместе с семейным психологом.
Анна Гусева
психология
семейный психолог, профессиональный стаж более 5 лет
Психологи давно спорят, стоит ли нарциссическое расстройство считать заболеванием? Что способствует его возникновению? Ученые из Амстердама даже выдвинули версию, что склонность к самолюбованию зарождается у ребенка еще в утробе матери. Мамочки склонны считать «самыми умными, красивыми, талантливыми» еще даже не родившихся детей и частенько это повторять, поглаживая округлившийся животик. Редко, кто может перестать это делать с появлением чада на свет.
Когда же похвала становится для ребенка — мотивацией к действию, а негативная оценка вызывает публичные истерики и вопли, родители «бьют тревогу» и ведут ребенка к специалисту. Однако во многом это можно исправить грамотным отношением к ребенку дома.
Как распознать нарцисса?
Прежде всего, стоит научиться отличать здоровую самооценку от нарциссизма. Если ребенок говорит: «Я выиграю конкурс», «Меня примут в кружок любителей робототехники» или «Аня будет танцевать только со мной у елочки на утреннике», это здоровые амбиции.
Насторожиться стоит, если ребенок:
Испытывает чувство превосходства над сверстниками. Причем, это происходит не в тех случаях, когда его способности или умения исключительные, а всегда.
Болезненно воспринимает «вторые роли» (на выступлениях, на уроках, в игре). Стремится всегда и во всем быть первым, не признавая командную игру.
Плачет, устраивает истерики, если кто-то из друзей получил лучшую отметку, выиграл соревнование или в чем-то другом его опередил.
За любое хорошо выполненное действие ждет похвалу и расстраивается, если ее не получает.
Не испытывает удовольствия, радости, удовлетворения от самого процесса игры, учебы, спорта, если не последует конкретного результата.
Не пугайтесь, если один или два из перечисленных «симптомов», вы узнали в своем ребенке или ребенке друзей. Корректировать поведение стоит, если они присутствуют все признаки (большинство) признаков и в гиперболизированной форме.
«Дозировать» похвалу и наказание
Это правило касается родителей в большей мере, чем воспитателей или школьных преподавателей. Неправильно хватить ребенка только за выдающиеся результаты и ругать или пренебрежительно не замечать неудачи.
Хвалить ребенка нужно каждый день вне зависимости от «пятерки» в дневнике, полученной грамоте или медали на соревнованиях. Возьмите за привычку делать комплименты «просто так», без особого повода. Обнять и расцеловывать во время просмотра семейной комедии, приободрить за «четверку», если предмет действительно сложный и он(а) старался(ась).
Однако не стесняйтесь и делать замечания за неубранную кровать или разбросанные вещи, даже если сын или дочь принесли домой одни «пятерки».
Будьте последовательны. Поведение в формате: похвалил сегодня, но не похвалю завтра — это уже пусть и маленькая, но манипуляция над еще не сформировавшейся личностью.
Давайте более сложные задания
Нередки и случаи, когда дети с высоким IQ начинают скучать в обычных классах. Они то уже решили задачку по математике, называют все планеты Солнечной системы, да и лирику Пушкина выучили еще в детском саду. Юный гений рано и поздно начнет хулиганить, перебивать учителя или… превратиться в нарцисса. Ведь равных ему рядом нет.
Тот случай, когда стоит перевести ребенка из обычной школы в гимназию, записать на дополнительные кружки, где тот сможет реализовать потенциал в полной мере. Распознать таланты и не «глушить» их, а дать возможность развиваться.
Учите радоваться жизни
Задайте себе простой вопрос, как часто вы делаете что-то в удовольствие. Не потому что это приносит деньги, уважение, а просто потому, что вы это любите.
Покажите ребенку, что результат — это важно, но еще и само занятие должно быть в радость.
Если семья, в которой растет ребенок, способна оценить только высокие достижения, а девиз «Если ты не можешь быть лучшим, зачем беспокоиться?», считается нормой, то и ребенок перестанет ценить игру во дворе с друзьями, поход на день рождение, забросит спорт. А зачем гонять мяч по футбольному полю? Ведь его все еще не позвали играть в «Реал Мадрид».
Проснувшись в выходной день, соберитесь всей семьей в парк на лыжах, испеките пиццу, устройте марафон рождественских комедий. Несколько таких выходных — и вы покажете наследнику, что радоваться можно и без кубка и медали на полке.
В противном случае ребенок может потерять контакт со своим реальным «Я», настоящими желаниями, потребностями, симпатиями и антипатиями. Вместо того, что исследовать, кто он на самом деле и искать сферу, в которой развиваться, он зациклится на том, что наверняка получит одобрение родителей.
Заведите устный «дневник»
Традиция вести дневники и прятать его от родителей под кроватью осталась в прошлом вместе с «игрой в резиночку», «вышибалами» и коллекционированием фишек. А в ней, к слову, было немало полезного для развития ребенка. Собственный анализ проделанных за день дел.
Заведите с ребенком «устный дневник». Пусть это будут 10-15 минут перед сном, в которые ребенок расскажет вам все хорошее и плохое, что было за день. Задавайте вопросы: «А как ты поступишь в следующий раз?», «А как сделали твои друзья?», «А что бы ты еще хотел?». Таким образом у ребенка будет формироваться собственная оценка событий. Ему уже не понадобится похвала, чтобы понять, что это он сделал правильно, а в другом стоит еще подтянуться.
Не сравнивайте
Сравнение с другими — не лучшая мотивация, особенно для не сформировавшейся личности. Постарайтесь не использовать фразы: «А вот у Пети получилось», «Катя уже сама это умеет», «Денис — лучший игрок команды». Кроме комплекса неполноценности и болезненного отношения к чужим успехам вы ничего не добьетесь.
Грамотнее, если вы покажите ребенку его собственную уникальность. Научите относиться к действиям и поступкам осознанно, видеть перспективу. Любая выученная для урока, занятия в садике песенка — не ради похвалы учителя, или «галочки» вы дневнике. Пусть ребенок осознает, что делает это, чтобы были развиты голосовые связи, хорошо поставлен голос. А уж голос, как и правильная речь без проглатывания слов, ему точно приходятся как во время защиты школьного реферата, так и выступления на дебатах в университете.
Читайте также