Как провести марафон в центре города и ничего не испортить. Я побывала внутри забега в Казани и вот что поняла

Fine-news 3 часов назад 32
Preview
Как провести марафон в центре города и ничего не испортить. Я побывала внутри забега в Казани и вот что понялаКак провести марафон в центре города и ничего не испортить. Я побывала внутри забега в Казани и вот что поняла

Новая трасса, перекрытие города на 6 часов.

Марафон в Казани цветет: собрал 35 тысяч участников, сюда второй год приезжают чемпионы страны и иностранцы, а марафонские разборки стали сенсациями.

Дмитрий Неделин планировал побить национальный рекорд в марафоне – не хватило 32 секунды, зато его результат сделал Казанский марафон самым быстрым в России.

Владимир Никитин на пресс-конференции назвал себя «соплей зеленой» в марафонах по сравнению с Алексеем Реунковым и Неделиным, а в итоге поставил рекорд среди марафонских дебютов в России и чуть не отобрал первое место у Неделина.

● Cреди женщин марафон выиграла кенийка Джудит Чероно, обеспечив себе отрыв в минуту от Марины Ковалевой, вернувшейся к соревнованиям после травмы. Бронзу марафона завоевала Луиза Дмитриева, прибежавшая на три минуты позже, а бронзу чемпионата России взяли сразу две спортсменки, Алена Татаринова и Наталья Леонтьева. На финиш они ворвались с одинаковым временем 2:33:22 – обе получат одинаковые выплаты за 4 место в абсолюте и 3 место в национальном зачете.

Чтобы спортсмены бежали на такие крутые результаты, организаторы марафона серьезно поработали над трассой забега: уменьшили количество разворотов с 11 до 7, постаравшись их максимально сгладить; сделали трассу ровнее, красивее и интереснее для бегунов-туристов.

Автор Спортса’’ Альбина Ахатова прошла по трассе забега и узнала у организаторов Казанского марафона, как создать такое масштабное событие и не помешать жизни города.

Новые объекты на трассе – восторг. Здание театра как льдина, озеро, историческая слобода

«Традиционные» достопримечательности, которые всегда были в марафонской трассе – мост Миллениум, Центр семьи «Казан», Кремлевская набережная, башня Сююмбике, Казанский Кремль, театр кукол «Экият», старое здание татарского театра Камала – по-прежнему в наличии. Марафонцы по пути видят все основные архитектурные жемчужины Казани и исторический центр – пусть без пешеходной улицы Баумана, но на самом деле это небольшая потеря. Но в этом году добавилось еще несколько новых достопримечательностей. 

Главная доминанта измененного маршрута – новое здание театра Галиасгара Камала. Так как старое здание стало тесным и технологически устаревшим для труппы главного татарского театра, президент Татарстана Рустам Минниханов в 2021-м году поручил возвести новое. Старое здание театра было главным долгостроем Казани в 1970-х, зато новое возвели за три с небольшим года и открыли в январе 2025-го. Новый театр наследует концепции старого – такой же футуристичный, как в свое время предшественник, тоже создан как метафора конкретного образа. Старое здание сравнивали с парусом, а новое задумывалось как льдинки и поверхность озера.

При проектировании учитывали, как встроить новое место в уже существующую систему набережной озера Кабан – и экологическую, и культурную: высадили новый сад вокруг театра, сделали такой же деревянный настил и красную подсветку как на остальной части набережной. Внутри новый театр оформили татарскими орнаментами с подсветками, оснастили несколькими залами разной величины, кафе и рестораном, сувенирным магазином и смотровой площадкой на крыше. 

Без нового театра в этом году в Казани не обходится ни одно масштабное событие: после открытия четыре месяца назад здесь провели ежегодную акцию «Мин татарча сөйләшәм» («Я говорю-по татарски»), архитектурно-строительный форум «Казаныш», итоговую коллегию министерства культуры Республики Татарстан, лекции и экскурсии. Также планируют концерт татарской рок-группы Gauga, международную театральную олимпиаду, награждение театральной премии «Золотая маска».

По идее в театре должны играть спектакли, но пока камаловская труппа исполняет репертуар в новом здании частично, полноценно планируется летом. Театр хотят сделать открытым для горожан в любое время.

Благодаря театру в трассу также впервые добавилась половина набережной озера Кабан – другая половина выложена деревянным настилом, который бы, наверное, не выдержал столько бегунов. Поэтому на этой стороне бежали по городским улицам и выбегали к новому театру и набережной, а оттуда – тоже к «дебютирующей» в качестве участка марафонского маршрута Старо-Татарской слободе – историческому району Казани, куда татар выселили после взятия города Иваном Грозным в 1552 году. 

На другом берегу Казани добавилась улица Чистопольская – между ней и улицей имени татарского поэта Сибгата Хакима много новых фешенебельных домов с дорогими квартирами вперемешку с советскими панельками. Район называется «Квартала» – по тому, куда вы ставите ударение, можно понять местный вы или нет. Народное название эта часть города получила потому, что здесь тоже пытались реализовать, как в Набережных Челнах, застройку по квадратным «комплексам» с дворами внутри, где каждый квартал был бы оснащен всей необходимой инфраструктурой, жилой и социальной.

На Квартала́х – ударение-таки на последний слог – много спортивных достопримечательностей: хоккейный стадион «Татнефть Арена», Дворец водных видов спорта, футбольный стадион «Ак Барс Арена», на котором во время ЧМ-2018 южнокорейская сборная сенсационно обыграла немцев со счетом 2:0 и выкинула чемпионов мира с мундиаля, не дав пройти даже групповой этап. Эта часть трассы сопровождается панорамой Казанского Кремля на другой стороне реки Казанки, набережной и видами акватории.

Жаль, что не включили высокие фонтанчики на канале Булак

Центр города закрыли на 6 часов. Зато улица, которая бесит местных светофорами, от перекрытия стала удобнее

В прошлом году Казанский марафон отпраздновал десятилетие и поставил рекорд по количеству участников – 28 тысяч человек на всех дистанциях, включая детские. В этом году старт собрал еще больше спортсменов – почти 35 тысяч. Второй год подряд забеги-спутники на 3 и 10 км проводят в отдельный день, потому что на них заявляется все больше людей.

Воскресенье – день полумарафона и марафона, дистанции стартуют одновременно в 8 утра, и центр города перекрывается до окончания забега. Учитывая, что лимит на преодоление марафона – 6 часов, возвращают дороги автомобилистам где-то в 14. Пробки были – например, у нового здания театра – из-за того, что пол-улицы перекрыли для бегунов, но автомобилисты оставались спокойны.

Перекрытие автомобильных дорог упростило жизнь пешеходам – например, можно было почти беспрепятственно переходить Право- и Лево-Булачные улицы вдоль канала Булак: везде вдоль него – очень неудобные светофоры, которые нужно долго ждать, а еще проходить их в два этапа. Причем пока переходишь одну часть канала по переходу и потом сам канал по небольшому мосту, на другой стороне уже загорается красный, так что нужно снова долго-долго ждать. Это часто становится темой шуток у казанцев и философских стихотворений. На этот раз пешеходам нужно ждать бегунов, но, кажется, это быстрее, чем злополучные светофоры… При этом неавтомобильная часть города живет прежней жизнью – курьеры доставляют, пешеходы шагают, ремонт дороги делается.

Перекрытый и относительно свободный для передвижения канал Булак

«Для бегунов все остается за кадром» – перевернутый грузовик с водой, внезапный ремонт дорог на трассе

Одновременно полумарафон и марафон бежали 15 тысяч человек. Вместить столько человек на трассе, при этом сохранив ее в центре города, сложная задача. Решает такие вызовы технический директор TIMERMAN Дмитрий Ломский

В круг обязанностей технического директора входит планирование всех возможных построек, маршрутов, логистики, графиков, согласование с госорганами и синхронизация работы разных подразделений. Пожалуй, можно еще назвать такого человека продюсером или дирижером. Слово «решала» тоже подходит, говорит Дмитрий.

Главная задача технического директора на Казанском марафоне – сделать так, чтобы все пробежали без эксцессов, а «люди не увидели то, что видят организаторы».

«Казанский марафон готовится полгода. Если мы начинаем его планировать в октябре, то в феврале видение забега совсем меняется. А к маю мы вообще уже не понимаем, что хотели в октябре. Например, за это время трасса могла измениться порядка 8−10 раз», – объясняет Дмитрий.

«Мы начинаем прорабатывать логистику [перекрытий] за полгода до марафона. Город за такие мероприятия, потому что это также привлечение туристов и капитала. Просто все надо сделать заблаговременно. Согласовать перекрытие 42 километров в Москве можно за неделю – Москва больше и более адаптирована под массовые забеги. Там это 5% площади города. Для Казани же это полгода, потому что организовать трассу в 42 километра – это перекрыть полгорода. Также центр Москвы более развитый в плане инфраструктуры, чем центр Казани. Например, в Москве [автомобильные] набережные 6−8-полосные, у нас в лучшем случае – четыре полосы, а объем бегунов такой же».

Казанский марафон отличается от других мероприятий в городе и республике массовостью и «подвижностью» – подобных по масштабу событий в Татарстане больше нет, и у забега постоянно меняется логистика, площадка, обстоятельства. 

«Однажды перед забегом начали класть асфальт на маршруте. Самое интересное, что наверху все согласовано, а вниз иногда не доходит. Соответственно, приходится экстренно подобные вопросы решать, находить обходные пути, договариваться, просить, умолять. Для нас это каждый раз стресс, шок, а решения нужно принимать за 10−15 минут. Но наша задача сделать так, чтобы все было красиво и хорошо. Однажды у нас машина с бутылками воды перевернулась. Всякое было, но для бегунов этого никогда нет. Никто этого не видит, все остается за кадром», – объясняет Дмитрий.

«Год назад мы зашли на монтаж [в зону стадиона], но не были готовы дорожки и монтаж сместился на двое суток. У меня люди сидели эти двое суток и смотрели на то, как здесь нельзя работать, и выгорали от того, что планировали и расписывали в графике [одно], а тут в моменте оказывается, что у них отставание в двое суток. И вместо того, чтобы спать хотя бы по 8 часов, спят по два, если вообще спят», – рассказывает технический директор Казанского марафона.

«Бывало, перемонтаж заканчивался в 4 утра, а в 5 часов люди уже начинали работать. Это исключение, но бывает, что есть ряд обстоятельств, которые зависят не от нас. Но по опыту скажу, что коллектив понимающий. Каждый год он обновляется процентов на сорок. Потому что как бы ни был хорош и интересен ивент, люди выгорают. Ивент – это все-таки про идею, а не про деньги. Если у тебя нет идейности, ты ничего не сделаешь. Без идейности ты не поставишь себя никогда на место человека. Мы же все-таки исходим из того, что простой человек хочет увидеть [на марафоне]. Соответственно, мы разрабатываем логистику и все остальное именно под людей».

Есть и плохое на трассе – асфальт, бетон на набережной, бесполезная резиновая дорожка, которая дает по ногам

В целом ощущения бегунов от новой трассы марафона – положительные. Да, количество поворотов и разворотов по-прежнему хочется уменьшить. «Здесь семь разворотов на 180 градусов, которые значительно замедляют скорость, – объяснял победитель Неделин после финиша. – Плюс мосты, плюс город на реке, естественно, это всегда будет ветер. Неважно, какое время года, ветер обязательно где-то будет. Вот сегодня ветер был встречный на набережной и после 31 километра, где ни за кого не спрятаться, ни за соперников».

Часто жалобы на забеги связаны с погодой, а не самой трассой. Но в этом году она выдалась хорошей на фоне того, что происходило в Казани последние две недели. Сначала в апреле держалось аномальное тепло до +23 °C при все еще включенном по расписанию отоплении в домах, потом резкое похолодание почти до нуля при уже выключенных батареях. На фоне все это время – сильный ветер и постоянные штормовые предупреждения от МЧС, за несколько дней до марафона – еще и дожди.

В день забега утром было пасмурно, но уже в половину седьмого выглянуло солнце. Периодически оно приходило-уходило, в отличие от ветра – было видно, как он треплет майки и волосы бегунов. Хоть Алексей Реунков просил на пресс-конференции «выключить ветер», в Казани все-таки нет возможности управлять погодой и разгоном облаков как в Москве. Самое главное и приятное это то, что обошлось без дождя. Да и палящего солнца тоже, впрочем.

Были отдельные жалобы на качество асфальта – на трассе встречались серьезные ямы, никак не огороженные. А экодорожка длиной 3,5 км на набережной Казанки, которую сделали из переработанных автомобильных шин специально к марафону, на дистанции совсем не помогала.

«По набережной бетон чувствуется, по ногам дает. Резиновая дорожка… Когда ты бежишь по асфальту, она еще больше дает по ногам – то твердая поверхность, то мягкая. Поэтому я даже туда не заходил. На марафоне, думаю, это еще больше бы сказалось», – объяснял после финиша победитель полумарафона Артем Попов. Так что эта часть трассы осталась в том же состоянии, что и раньше, новая дорожка поможет только бегунам, которые в обычное время тренируются на набережной, а не бегут на результат.

Но общее впечатление от трассы – стало красиво, плоско, лучше, чем было. Еще один аспект, который всегда вытягивает впечатления от трассы – поддержка зрителей.

Болельщиков много, но только в центре. Есть и опасность – бегуны кидают бутылки не в мусорку, может прилететь в голову

Всего организаторы собрали 103 точки болельщиков. В центральной части трассы – пожалуй, самая большая и разнообразная группа. Многие организации и магазины, расположенные по маршруту марафона, тоже вышли поддержать бегунов, устроив диджей-сеты и оформив плакаты. Местный сервис по ремонту техники даже поставил освежающий душ – в прохладную погоду он не был востребован, но в жару это спасение для бегунов.

В центре зрителей и болельщиков много.

К сожалению, когда маршрут уходит уже вдоль по Кабану, к католическому собору и вниз по Петербургской и к новому театру, становится тише и унылее.

Одинокая группа поддержки «Самолета» вдоль ряда серых хрущевок, с балконов и из окон которых никто не смотрит на забег. Разве что из пекарни специально выглянула сотрудница поглядеть на бегунов.

Кстати, бутылки, которые лежат на асфальте – то, за что хочется поругать самих бегунов.

Даже Дмитрий Неделин – при его быстром темпе бега – после пункта питания выбросил бутылку воды четко в урну. Хотелось попросить остальных бегунов следовать примеру лидера не только в беге, но и в меткости. Бачки огромные, промахнуться сложно. Многие пешеходы шли по своим делам возле трассы, и некоторым рисковало прилететь полными бутылками, брошенными не то, что мимо, но даже просто не в урну. А долетали иногда эти бутылки далеко за огороженную трассу.

Апофеоз питьевого пункта
Спасибо волонтерам, которые быстро собирали бутылки и мусор

Неожиданная ассоциация от марафона – это зомби-апокалипсис. Продвигающиеся вперед кластеры бегунов во главе со стюардами выглядят как армия вихтов из «Игры престолов» из-за количества и синхронности. Пустой и перекрытый в 8-9 утра центр – как в постапокалиптическом фильме. Лидеры гонки бегут без поддержки, что тоже выглядит тоскливо – все-таки в толпе больше заряда, веселья. Зрители появляются в центре часов в 10-11 утра, когда по этой части маршрута бежит основная масса участников. Как начинается, так и заканчивается марафон последними одиночными бегунами, завершающими дистанцию к шестому часу бега – кто пешком, кто медленным бегом все еще в перекрытом пустом центре, но зато под ободряющие слова волонтеров.

Жаль, что вне туристического центра поддержки было мало. Но если прийти в центр города – впечатления совсем другие. Я испытала ностальгию и тоску по бегу и расстроилась, что сама не побежала полумарафон. Впечатления с трассы всегда более яркие, чем со стороны, но видно, что организаторы думают не только о спортивной части забега, но и о впечатлениях жителей и бегунов-туристов.

Рекорд России в марафоне, стоящий с 2007-го, побьют уже в этом году. Скриньте

Все о Казанском марафоне

Фото: личные фото автора; пресс-служба СберПрайм Казанского марафона

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'