Как развить ловкость у детей

Fine-news 17 часов назад 28
Preview
Как развить ловкость у детей

Если ребенок неловок и неповоротлив, это еще не значит, что так тому и быть. 

ИЕРОГЛИФЫ И ШНУРКИ

В мозгу человека 90 млрд нейронов. И чем же они занимаются? Думают умные мысли? Вынашивают планы? Создают новые миры? Нет. Две трети нейронов обеспечивают возможность свободно передвигаться.

Каждый, кто видел новорожденного младенца, сучащего ручками и ножками, понимает, какой огромный путь проходит ребенок за первые несколько лет жизни: от полной беспомощности к уверенному владению собственным телом. За это время нужно столько всего освоить – научиться управлять мышцами и суставами, держать баланс и определять положение тела в пространстве, координировать движения и быстро реагировать на все, что происходит вокруг…

Задача сложная, но решаемая, во всяком случае, большинство детей с ней справляются. Правда, не всегда так хорошо, как хотелось бы. К первому классу кто-то уже выписывает без помарок китайские иероглифы, играет Шопена или ловко бьет мячом по воротам. А кто-то все еще не освоил прыжки через скакалку и не умеет завязывать шнурки.

От чего это зависит? В первую очередь, конечно, от того, насколько щедро природа отсыпала талантов в этой области. Но во вторую – и не менее важную – была ли у ребенка возможность достаточно практиковаться. Как говорит нейрофизиолог Вячеслав Дубынин, кривой почерк или неумение ходить по канату означают лишь то, что вы мало учили свой мозжечок красиво писать и ходить по канату.

Способность двигаться обеспечивают мозжечок, спинной мозг, базальные ганглии и моторная кора больших полушарий. Все эти отделы должны работать слаженно, чтобы движения были точными, эргономичными и красивыми.

СУПЕРГЕРОЙ МОЗЖЕЧОК

Наш мозжечок вообще на многое способен. Не зря он, занимая всего 10% объема мозга, содержит половину всех нейронов. За миллионы лет эволюции мозжечок приобрел суперспособность запоминать и воспроизводить тысячи и тысячи конкретных движений. Базальные ганглии продвинулись еще дальше – они воспроизводят уже не отдельные движения, а целые двигательные паттерны.

Играя гаммы пару часов каждый день, за несколько лет любой научится сносно музицировать (для гениальной игры, конечно, нужны врожденные способности). А тренировки даже увальня превратят в ловкого человека.

Какие именно? Те, что развивают координационные способности, которые, в свою очередь, базируются на чувстве равновесия, умении двигаться в нужном темпе и ориентироваться в пространстве. Плюс ловкость – это всегда быстрота реакции и находчивость. Ловкий человек может отбить мяч, летящий под неожиданным углом, перепрыгнуть препятствие, моментально изменить направление движения. Удержится на ногах, поскользнувшись на льду, отпрыгнет в сторону от несущегося самоката, быстро освоит новые движения и т. д. И вообще ловкость – это не только про спорт, но и про умение быстро соображать и адаптироваться к меняющимся условиям. Никому не помешает.

Недостижимый идеал ловкости, конечно, – это кошка, которая умудряется всегда приземляться на четыре лапы. Любой ободранный дворовый кот двигается, как августейшая особа, остается лишь восхищаться и завидовать. Но мы сами способны на многое. Не зря же человеческий мозг так пластичен и заточен под обучение. Главное – загружать работой мозжечок! Тем более, за работу полагается награда – дофамин. Потрудился, подвигался, запомнил новое движение? Получай положительное подкрепление – порцию приятных ощущений.

 

Прокачивают ловкость:

  • всевозможные игры с мячом – катать, ловить, отбивать, подбрасывать, стучать о землю и т. д. Сюда же отнесем теннис, волейбол, баскетбол, бадминтон;
  • игры с меняющимися правилами – внезапными остановками, сменами направления движения, переменами ролей;
  • упражнения на фитболе, балансировочной доске и полусфере;
  • бег с препятствиями;
  • классики и пятнашки;
  • жонглирование;
  • любые танцы;
  • силовые тренировки (приседания, отжимания, гантели, пресс);
  • велосипед, ролики, самокат;
  • игры на детской площадке;
  • скалодром и веревочные парки;
  • все, что тренирует мелкую моторику – раскраски, рисование, лепка, вырезание из бумаги, конструкторы;
  • домашние дела – нарезать хлеб, отпереть дверь ключом, помыть посуду, подмести пол, пропылесосить коврик. Это не только тренировка, но и повышение чувства собственной значимости, что очень важно для неуклюжих детей.

У слова «ловкость» есть два значения. Первое – мелкая моторика, то есть тонкие движения пальцев и кистей рук, которые необходимы для рисования, письма и т. д. А в более общем значении ловкость означает умение двигаться эффективно, гибко и рационально в любой ситуации.

Мелкая моторика

Если у детей было достаточно возможностей тренировать моторику, к школе они обычно перерастают свою неловкость и догоняют сверстников. Но бывает так, что ребенок растет, а неловкость остается. Тут, возможно, придется выяснять, нет ли у него синдрома неуклюжего ребенка, или диспраксии.

При диспраксии из-за некоторых особенностей развития нарушается синхронизация работы мозга и тела. Такие дети постоянно что-то роняют и ломают, неаккуратно едят, постоянно пачкаются. Поймать в игре мяч для них целая история, они не в состоянии завязать шнурки и с трудом сохраняют равновесие.

В целом, поскольку система контроля движений очень затейливо устроена, проявляться диспраксия может по-разному. У кого-то это лишь небольшие отличия от нормы, а у кого-то очень заметные, доставляющие много дискомфорта. Например, нарушение работы мышц, контролирующих движение глаз, мешает нормально читать. Если вышла из-под контроля артикуляция, будут сложности с речью, мимические мышцы – человек не сможет передавать эмоции лицом.

Международный классификатор болезней определяет диспраксию как нарушение координации движений в процессе развития. Она есть примерно у 5% людей и обнаруживается в самом раннем детстве. Это состояние никак не влияет на интеллект, но оставлять ее без внимания, конечно, не стоит. Неуклюжий ребенок чаще других травмируется, ему трудно в школе, он может стать предметом насмешек и буллинга. Да и взрослому человеку, который не может сам побриться или застегнуть пуговицы, жизнь медом не покажется.

Поэтому, если ваш дошкольник явно подтормаживает в физическом развитии, лучше проконсультироваться с неврологом и разработать план действий. Могут понадобиться массаж, ЛФК, помощь физиотерапевта, психолога, логопеда.

Но основные принципы лечения будут те же – больше движения, больше самостоятельности, больше занятий и тренировок, регулярных, интересных и разнообразных. Дети с диспраксией часто не хотят двигаться, потому что у них это плохо получается – и важно нежно, но настойчиво убеждать их заниматься.

В основе всего должно быть дружелюбие окружающих и понимание, что ребенку нужны любовь и поддержка. Тогда вас будет меньше напрягать очередная разбитая чашка и порванная тетрадь, а ребенок сможет многое наверстать и проявить себя.

Диспраксия не мешает социальному успеху – она есть, например, у актера Дэниэла Рэдклиффа , сыгравшего Гарри Поттера. Он прекрасно справился с ролью – но при этом не умеет завязывать шнурки и носит обувь на липучках.  В компании диспраксиков засветились супермодель Кара Делевинь, певица Мел Би из Spice Girls и другие известные личности.

Возможно, нужно проконсультироваться с врачом, если ребенок в возрасте 5 лет:

  • не умеет самостоятельно одеваться и управляться с ложкой и вилкой,
  • с трудом удерживает ручку или карандаш в руке,
  • не умеет рисовать и обращаться с ножницами,
  • неаккуратен и неуклюж,
  • быстро устает, ему трудно осваивать новые навыки,
  • не бегает, не прыгает и не играет со сверстниками,
  • ему в целом трудно правильно и плавно двигаться, он спотыкается на пустом месте, налетает на мебель и постоянно все роняет.

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'