Креативность: врожденный дар или навык?

Fine-news 6 часов назад 27
Preview
 врожденный дар или навык?

Креативностью хотят обладать многие. Она помогает адаптироваться к изменениям, добиваться успехов и генерировать новые идеи. Можно ли стать креативным или нужно им родиться?

Сложный процесс

Креативность – это не только про искусство, музыку или дизайн. Она нужна для самых разных видов деятельности: от создания научных теорией до стратегических планов развития бизнеса. Способность генерировать идеи напрямую связана с умением отступать от стандартных решений и видеть то, чего еще нет (часто это называют «предпринимательской жилкой»). На бытовом уровне это помогает эффективнее находить решение проблем, продвигаться по учебно-карьерной лестнице и способствует росту самооценки.

Где же «живет» креативность? Конечно, в мозге, но не только в правом полушарии, как многие привыкли думать. Рождение идеи возможно лишь при слаженной работе многих отделов мозга. Ведь создание чего-то нового – это сложный процесс, складывающийся из разных «кирпичиков»: постановки задачи, сбора информации, обработки и т.д. И на каждом из этих этапов происходит множество когнитивных процессов, как сознательных, так и бессознательных.

 

Большой лоб – великие мысли

Идеи возникают на основе существующих знаний. Человек логически оценивает и дорабатывает промежуточные решения, отсекая неудачные варианты. Происходит это благодаря лобным долям головного мозга, а именно дорсолатеральной префронтальной коре.

Совместно с задней теменной корой она образует большую нейронную сеть, которую называют — исполнительной или сетью когнитивного контроля. Она играет ключевую роль в регулировании поведения человека, отвечая за принятие решений, планирование, внимание и торможение. Способствует когнитивной гибкости и так называемому «дивергентному мышлению», при котором мозг генерирует множество разноплановых решений одной и той же проблемы.

 

Искра. Буря. Безумие

Сеть когнитивного контроля обеспечивает целенаправленное и осознанное мышление. Однако рождение оригинальной идеи невозможно без «искры», озарения, инсайта. И происходит оно иногда в самый неожиданный момент, например, в душе или во время неспешной прогулки, когда мозг находится в режиме «блуждания ума», который запускает бессознательные процессы, способствующие креативному мышлению. Обслуживает это «блуждание» нейронная сеть пассивного режима (или сеть режима по умолчанию). Она активируется в состоянии покоя, когда мысли человека не сфокусированы на чем-то конкретно, а представляют собой поток сознания.

Важность «блуждания ума» для рождения идей была подтверждена во многих исследованиях, в том числе учеными Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Они изучали вспышки озарения как у представителей творческих (писателей), так и технических (физиков) профессий. В течение двух недель участников исследования просили записывать свои инсайты и время их возникновения. Оказалось, что около пятой части самых важных идей рождались не в момент усердной работы над текущей задачей, а когда они просто «витали в облаках».

 

В детстве все креативны

«Блуждание ума» свойственно мечтательным, свободным от «рамок», рискованным людям. Именно поэтому самыми креативными являются дети. У них всегда полно неожиданных идей и решений, способных перевернуть мир. Беда в том, что, взрослея, они «перерастают» эту суперспособность. Доктор Джордж Лэнд в свой книге «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня» поделился результатами исследования изменения креативности людей от 3-х лет и до достижения зрелости.

По его подсчетам, в дошкольном периоде жизни способность генерировать идеи была хорошо развита у 98% детей, в 10 лет – у 30%, в 15 –у 12%. А во взрослом возрасте она сохранилась только у 2% опрошенных.

 

 

Куда уходит креативность?

В рождении идей участвуют две мозговые сети: сеть когнитивного контроля, ответственная за взвешенное, целенаправленное, осознанное мышление, и сеть режима по умолчанию, включающаяся во время «блуждания ума». Эти две сети редко работают вместе, но иногда могут гармонично дополнять друг друга, и тогда рождается гениальная идея. Когда сеть когнитивного контроля начинает «перетягивать одеяло на себя», креативный процесс буксует. У маленьких детей когнитивный контроль работает еще весьма слабо, поэтому они не сильны в критическом мышлении, им легче «выйти за рамки» и придумать что-то оригинальное.

Изучая природу «озарения», ученые из Университета Вирджинии, пришли к выводу, что излишняя рациональность и зацикленность на поиске решения проблемы может только навредить процессу. А когда ум беспорядочно «блуждает» на уровне бессознательной деятельности, вероятность натолкнуться на необычную идею значительно возрастает. Поэтому, если вы чувствуете, что зашли в тупик или топчитесь на одном месте, устройте себе перерыв: примите ванну (Архимеду это когда-то здорово помогло!), прогуляйтесь или найдите вдохновение в объятиях Морфея.

 

Сплошная гипнагогия
Говорят, что лучшие идеи приходят во сне. Нейрофизиологи из университета Дьюка определили, в какую именно фазу. С помощью специального детектора сна, который отслеживал начало сна, мышечный тонус и частоту сердечных сокращений, они выяснили, что лучшие идеи приходят в так называемой «сумеречной зоне», разделяющей сон и бодрствование. Они провели любопытный эксперимент с участием профессионального художника. Его будили в момент перехода мозга в гипнагогическое состояние (между сном и явью) и просили рисовать картины по мотивам увиденного. Кроме этого, он написал еще серию изображений, пришедших ему в голову в часы бодрствования. Затем ученые попросили независимых экспертов оценить, креативность всех картин, не сообщая, где какие. Гипнагогическое творчество практически единодушно было признано более оригинальным и интересным.

 

 

Хвалите меня, хвалите

Еще один секрет креативности детей — они свободны от требований социальных норм, не боятся совершить ошибку и встретить осуждение. По мере взросления человек больше ориентируется на мнение и одобрение окружающих. И многое зависит от того, как его идеи воспринимают другие. Поэтому так важно поощрять и поддерживать креативное мышление по мере взросления ребенка.

По мнению некоторых ученых, любой человек рождается способным генерировать оригинальные идеи, но разовьется ли это способность, зависит от того, как его встретят в обществе. Впрочем, помимо положительного подкрепления со стороны, огромное значение имеет и внутреннее побуждение человека. Предвкушение радости открытия само по себе может служить отличной мотивацией для креативного процесса.

 

 

Одно удовольствие!
Человек эволюционно запрограммирован на получение удовольствия от генерации идей. Креативность помогла древним людям усовершенствовать орудия труда, развить язык и социальность. В результате естественного отбора в популяции увеличилось число людей с креативным мышлением: любопытством, открытостью новому, когнитивной гибкостью, тягой к риску. Все эти черты характера так или иначе связаны с активностью дофамина — биологически активного вещества, которое обуславливает передачу импульсов между нейронами. Дофамин играет решающую роль в различных физиологических и психических процессах, таких как мотивация, движение и обучение. Он служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, вызывая у человека сладкое предвкушение удовольствия и активируя тем самым поисковое поведение. А еще способствует «состоянию потока», поддерживая удовольствие от креативного процесса.

 

 

Все дело в дофамине

В многочисленных исследованиях было показано, что люди с более активной дофаминергической системой любознательны, открыты новому, склонны к экспериментам и риску. Кроме того, благодаря хорошо развитому ассоциативному мышлению они чаще генерируют оригинальные идеи и нестандартные решения. В частности, ученые из Еврейского университета в Иерусалиме обнаружили, что одна из разновидностей гена дофаминового рецептора (DRD4) может быть связана с любопытством, стремлением к новому и способностью нестандартно мыслить.

В другом исследовании нашли еще один интересный ген (COMT), который влияет на то, как в мозге перерабатывается дофамин. У людей с определённой разновидностью этого гена, дофамин дольше задерживается в мозге, и это может усиливать образное и творческое мышление. Но у этой особенности есть и обратная сторона: такие люди могут быть более чувствительны к стрессу и сильным переживаниям. В тяжелых ситуациях их мозг хуже передает дофаминовые сигналы, из-за чего снижается концентрация и работоспособность.

 

Нестандартное решение

Возможна и ситуация, когда эмоциональное напряжение подстегивает креативное мышление, заставляя человека искать нестандартные пути решения проблемы. Известны случаи, когда художники, почувствовав, что негативные эмоции, вызванные стрессом, помогают им творить, специально подвергали себя еще большим тяготам. Однако в подобной стратегии кроется угроза: если стресс становится хроническим, это может оказать негативное влияние на полет мысли.

Обсуждая генетическую связь креативности с эмоциональной нестабильностью, нельзя не упомянуть одну удивительную закономерность. Ученые подметили, что среди людей с неврологическими нарушениями и даже психическими заболеваниями, такими как СДВГ, депрессия, биполярное расстройство и шизофрения, часто встречаются представители творческих профессий, изобретатели и т.д. Возникает вопрос: где причина, а где следствие? Может ли нестандартное мышление людей запустить или усугубить нарушение психики? Или, наоборот, искаженный болезнью мозг склонен видеть мир более неординарно и креативно?

 

Руководство к действию

Некоторые люди и правда от природы более креативны. Однако, по мнению ученых, эта способность лишь на 10–20% зависит от счастливой генетики. Остальные 80% — результат двух слагаемых: плодотворной работы и «блуждания ума». С одной стороны, для рождения оригинальной идеи нужно создать благотворную почву. Занимайтесь тем, что вам действительно нравится. Внутренняя мотивация является мощным двигателем креативности. Уделяйте достаточно времени волнующей теме и регулярно повышайте квалификацию, уделяя время как теории, так и практике. Обменивайтесь опытом с единомышленниками и устраивайте мозговые штурмы.

С другой стороны, не забывайте давать свободу мыслям, погружаясь в мечтания и беспорядочное блуждание ума. Ницше как-то сказал: «Чтобы родить танцующую звезду, нужно иметь в себе хаос». По-видимому, хрупкий баланс между порядком и хаосом, рациональными выкладками и блужданием ума, сознательным и бессознательным, и есть самый главный фундамент креативности. Не считая всемогущего дофамина…

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'